Натуралистическая драма рассчитывала на своего зрителя, что в значительной степени определило ее эстетику. Этот зритель был демократическим по своим воззрениям, но не рабочим, поэтому искусство натуралистов считало своим долгом вызвать наибольшее сочувствие к бедственному положению пролетариата, под которым нередко понимается и люмпен-пролетариат. Такая драма была менее всего пессимистической, поскольку рождалась из оптимистического, но утопического убеждения, будто показ отвратительных сторон бытия человека в капиталистическом обществе может подвигнуть зрителя на улучшение, исправление условий жизни. Беда натуралистов заключалась в том, что само их представление об идеале будущего было утопично, не говоря уже о средствах его достижения. Нравственное усовершенствование человека — вот магистральный путь развития человека, так полагали натуралисты. Отсюда рождалась потребность подчеркнуть в социально-психологической модели общества все те детали, которые должны быть уничтожены в первую очередь; отсюда убежденность, что прежде всего физически и морально здоровый человек сможет прийти к лучшему социальному будущему.
Если борьба рабочего класса оказала огромное влияние на искусство натурализма в плане его идейного содержания, то оно в свою очередь повлияло на искусство пролетарское, на его стремление овладеть художественными достижениями натурализма. Речь идет прежде всего об искусстве психологической драмы. Первым обратился к ней Ф. Боссе. Но его пьесе «В борьбе» еще далеко до подлинно психологической драмы, как, впрочем, и другим произведениям такого рода, вроде драмы Пауля Менерта «Голгофа» или пьесы Пречанга «На заднем дворе». И вот тогда-то выявилось неожиданное обстоятельство: недостаточно критическое использование натуралистического метода (что усугублялось явно невысоким уровнем мастерства драматургов) привело к тому, что пролетарская драматургия стала терять свежесть, смелость, которые ей были присущи на более раннем пути развития.
К середине 90-х годов возник вопрос об отношении социал-демократии к натурализму, что стало предметом дискуссии на Готском съезде партии в 1896 г. По сути дела, там решалась проблема дальнейшего пути развития социалистического искусства, что нашло отражение в знаменитой статье Франца Меринга «Пролетариат и искусство» и было своеобразно прокомментировано в шванке Боссе «Рабочие и искусство». В нем издатель журнала натуралистического толка Вильмерс полемизирует с сапожником Клааром и в качестве главного аргумента преимуществ натуралистической драмы выдвигает «Ткачей»: «Подумайте-ка хотя бы о «Ткачах» Гауптмана! С какой настоятельной логикой там пробуждается в слушателе мысль, что так дальше не пойдет, что нужно действовать по-другому». На это Клаар отвечает: «Но ведь именно эта же мысль прочно засела в каждом просвещенном рабочем, а вопрос остается: как? Нет, нет, тогда уж я лучше похвалю своего Шиллера. Тот, по крайней мере, все-таки показывает, как нужно поступать с тиранами, если угнетение нестерпимо».
Весьма сомнительно, чтобы великий классик оказался достойным учителем в деле революционного рабочего движения, но и другие тенденции, становившиеся все более явными в пролетарской драме, заставляли насторожиться. Развитие оппортунизма начало сказыватья на развитии рабочего театра. Количество пьес возросло во много раз, но рынок оказался переполненным шван-ками и фарсами, так называемыми социальными драмами, из которых было выхолощено подлинно социальное содержание. Примером может послужить драма Отто Грубертса «Солидарность», в которой рассказывалось о том, как дочь фабриканта прилагает массу усилий, дабы выйти замуж за руководителя забастовщиков, что в конце концов ей удается, а ее избранник становится совладельцем фабрики. Произведениями, как-то продолжавшими революционные традиции агитационного театра конца прошлого века, были пьесы, создававшиеся для предвыборных кампаний в рейхстаг. Они обращались не столько к рабочему зрителю, сколько к самой широкой аудитории, поскольку речь шла о завоевании избирателей.
Наиболее совершенным (и единственным) опытом создания пьесы на социалистической основе, которая не только нашла доступ на большую профессиональную сцену, но и продержалась на ней до сегодняшнего дня, это комедия Эмиля Розенова (1871— 1904) «Кот Лампе» (1902). Она в известной мере сродни «Бобровой шубе» Гауптмана, но, пожалуй, превосходит ее по мастерству воссоздания быта глухой саксонской деревни тех лет. Комедия не только рисует процесс классового расслоения деревенской оощины, но показывает ростки сознательного протеста против капиталистической эксплуатации даже в условиях «идиотизма деревенского образа жизни».
Немецкая социал-демократия — в ее «героические годы» — серьезно задумывалась о приобщении широких слоев трудящихся к театру, о чем свидетельствует организация Свободной народной сцены. Это движение возникло в 1890 г. Инициаторами его явились сами рабочие, непосредственным исполнителем — группа писателей-натуралистов. Пример Свободной сцены, годом ранее созданной Отто Брамом и другими поборниками натуралистического направления, породил идею: создать рабочим условия для ознакомления с лучшими произведениями как классического, так и современного театрального искусства в исполнении профессиональных актеров. Это положение было зафиксировано в программе социал-демократической партии.
Писатель Бруно Вилле и актер Юлий Тюрк разработали проект рабочего театрального союза, опубликованный 23 марта
1890 г. в газете «Берлинский народный листок». 8 августа состоялось организационное собрание, на котором присутствовало около двух тысяч рабочих и членов их семейств. За 50 пфеннигов любой член союза мог раз в месяц посмотреть спектакль в профессиональном театре Берлина. Места разыгрывались по жребию.
Натуралисты считали себя создателями нового искусства, но не видели отсутствия его реальной связи с народом. Они готовы были считать себя его воспитателями, но учиться у народа не собирались. Они готовы были воспитать в трудящихся ценителей искусства в плане эстетическом, а сами рабочие ждали от искусства помощи в повседневной классовой борьбе. Франц Меринг резко выступил против такой чисто просветительской установки. Эти и другие внутрипартийные причины привели к расколу в руководстве союза. Из членов бывшего правления в нем остался Юлий Тюрк, а председателем Свободной народной сцены стал в 1892 г. Меринг. Остальные члены правления и около шестисот членов вышли из состава организации, образовав Новую свободную народную сцену. В старой же осталось около 1700 человек, но к 1895 г. число ее членов выросло до 7660.
В противоположность Вилле, Меринг поставил перед организацией задачу ознакомления рабочих не только с новейшими произведениями, но и с творениями классиков немецкой и мировой литературы, а главное, с наиболее значительными пьесами молодой социалистической драматургии. Был создан ежемесячный журнал «Свободная народная сцена», сыгравший большую роль в освободительной борьбе рабочего класса.
Побывавший на одном из спектаклей Свободной народной сцены 17 сентября 1893 г. Фридрих Энгельс в письме к Лауре Ла-фарг писал: «Вчера мы были на спектакле «Свободной народной сцены» [«Freie Volksbuhne»] — театр имени Лессинга, одно из самых лучших и приятных в Берлине помещений, был снят для этого случая. Места разыгрываются как между подписчиками в лотерее, и можно увидеть рабочих, мужчин и женщин, в креслах партера и в ложах, в то время как буржуа могут попасть на галерку. Публика проявляет такое внимание, такую преданность, такой энтузиазм, которые не сравнимы ни с чем. Никаких аплодисментов до закрытия занавеса, затем настоящая буря. Но в патетических сценах — потоки слез. Ничего удивительного, что артисты предпочитают эту публику всякой другой. Пьеса была довольно хороша, а игра гораздо лучше, чем я ожидал. Прежнее мещанство исчезло с немецкой сцены как в игре, так и в характере пьес».
Вслед за Берлином организации Свободной народной сцены были созданы и в других городах. Социал-демократическая партия должна была высказать свое суждение по этому поводу, поскольку именно ей приходилось в известной мере субсидировать такие мероприятия. Однако мнения оказались весьма различными, да и сам Меринг достаточно скептически расценивал роль театра в политической борьбе рабочего класса, о чем он писал в статье «Свободные народные сцены» (1893). Такое отношение к искусству отразилось на судьбах Свободной народной сцены, которая к 1895 г. вновь оказалась во власти бывших руководителей. Однако самой существенной в таком печальном исходе стала роль правительства, распознавшего подлинную опасность подобной организации и выдвинувшего цензурные и полицейские препоны, преодолеть которые оказалось невозможным.
Сложной была и проблема репертуара Свободной народной сцены. Это не был постоянно действующий профессиональный театр, работавший под влиянием и прямым руководством социал-демократов. Мерингу и его соратникам по руководству приходилось арендовать театральные помещения для каждого представления и при этом выбирать подходящий для организации спектакль, либо убеждать руководителя театра поставить конкретное произведение, что было еще труднее, поскольку социалистических пьес, достойных для постановки в большом профессиональном театре, было мало. Меринг был не далек от истины, когда утверждал, что «если вообще существует произведение современной драматургии, ради которого стоило бы учреждать Свободную народную сцену, то это гауптмановские «Ткачи»».
После отхода Меринга от руководства Свободной народной сценой руководству СДПГ удалось осуществить свой главный принцип превращения театра в учреждение общеобразовательное. Рабочие же самодеятельные театры оказались в художественном и идейном тупике.
Подводя итоги развития раннего этапа социалистического, пролетарского театрального искусства, можно сказать, что даже первые опыты ввели в искусство театра группу партийных художников, открыто связанных с партией, со своим классом. Они стремились поставить драму и театр на службу политической работе, разъясняя важнейшие положения марксизма, давая прямые советы, как поступать пролетариям на том или ином повороте классовой борьбы. Отсюда многие особенности социалистического театра тех лет.
Ранняя социалистическая драма росла на лучших традициях революционных демократов. В процессе становления первые социалистические драматурги старались заимствовать лучшее у прогрессивных художников Германии, преимущественно у натуралистов. Наиболее радикальные из произведений натурализма (прежде всего «Ткачи») становились достоянием рабочих драматических коллективов.
В своей деятельности первые художники пролетарского театра опирались на указания классиков марксизма, на практические советы руководителей социал-демократии. И не вина, а беда раннего рабочего театра, что он совершал ошибки, чаще всего связанные с влиянием оппортунистических течений.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.