Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Германия. Часть 6-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Чаще всего пролетарские драматурги обращались к темам, связанным либо с Реформацией, либо с Крестьянской войной 1525 г. Такова одноактная пьеса Манфреда Виттиха «Ульрих фон Гуттен» (1887).
Выбор этого героя не случаен. Многие личные достоинства фон Гуттена позволили драматургу изобразить этого рыцаря предшественником немецких социал-демократов. Можно предположить, что Виттих обратился к этому персонажу под влиянием трагедии Лассаля «Франц фон Зикинген» (1859), которая, оставшись всего лишь фактом истории литературы, вызвала к жизни важнейшую для развития марксистской эстетики переписку Маркса и Энгельса с Лассалем.
Гуттен появляется еще в одной пьесе — в фестшпиле Фридриха Боссе «Старые и новые» (1888), который был написан в жанре некоего обозрения.
Гуттен и Ганс Закс, сопровождаемые свитой из подмастерьев и ландскнехтов, наносят визит из XVI века членам общеобразовательного рабочего ферейна. После пролога, в котором повествовалось о роли Гуттена и Закса в развитии рабочих, начинается диалог стариков с молодежью, так сказать, обмен опытом.
В тексте много говорится о положении рабочих при Бисмарке, но в такой форме, которая доступна для понимания лишь рабочим, но не шпикам. В антрактах рабочие гимнасты и певцы демонстрировали свои достижения, как бы отчитываясь о деятельности ферейна.
Если в пьесе Виттиха автор заботится о характеристике персонажей, о соблюдении некоторых особенностей языка и исторической среды, то Боссе менее всего беспокоят стилистические нюансы: ему важнее всего донести необходимую информацию и продемонстрировать самый дух социал-демократического рабочего ферейна.
Фридрих Боссе (1848—1909) был первым пролетарским драматургом, целиком посвятившим себя этому виду творчества. По профессии он был маляром. С 1879 г. Боссе возглавил лейпцигский общеобразовательный рабочий ферейн.
Драматургом он стал, так сказать, по необходимости. Поскольку полиция периодически запрещала торжественные речи на праздниках, Боссе приходилось выходить из такого положения с помощью драматизации выступлений, а затем и постановки их на сцене.
Именно этим объясняется стилистика большинства, особенно ранних, фестшпилей Боссе. В них нередко изложение актуального содержания сочеталось с психологически малооправданными сюжетными находками.
Так, в фестшпиле «Первое Мая» (1890) нашли отражение решения конгресса II Интернационала, звучал призыв сочетать праздник с борьбой за восьмичасовой рабочий день и за другие требования пролетариев.
Но в финале фабрикант, сын которого оказался на стороне рабочих, вдруг добровольно соглашался удовлетворить требования бастующих. Не исключена вероятность, что такая иллюзия определялась самой атмосферой больших успехов социал-демократов в борьбе с Бисмарком.
Пьесы Боссе выполняли совершенно конкретную задачу: исходя из обстановки, донести до рабочего зрителя важнейшие положения марксистского учения, лозунги дня, продемонстриро вать примеры правильного поведения пролетариев в классовой борьбе.
Отсюда откровенная поучительно-агитационная направленность всей драматургии Боссе. Он использует самые разные, даже «недраматические» формы: драматизированный диалог (фестшпиль «Взгляд в Будущее», 1898), шванк («Женщина с предрассудками»), аллегорию («Борьба за науку»).
Уже в «Старых и новых» Боссе включил в основной текст выступления гимнастов, певцов, тем самым превратив собственно фестшпиль в обозрение, органично переходившее в программу всего праздничного собрания.
Основная ситуация фестшпиля «Первое Мая» повторяется и в пьесе австрийского писателя Андреаса Шойя (1844—1927) «Вестник весны» (1893).
В нем тоже молодой фабрикант, исходя из либерального образа мыслей, добровольно отдает свою фабрику рабочим, но это показывается не столько как событие исключительное, а как своего рода желанная модель социального прогресса.
Вскоре после отмены закона против социалистов утверждается новый жанр пролетарской драмы — «живые картины», одним из наиболее известных авторов которых стал Сцевола (псевдоним, до сих пор оставшийся нераскрытым).
Его «12 лет изгнания, или Возвращение ссыльного», а также «Французская революция» («эпически-драматическое сочинение в 12 живых картинах») пользовались большим успехом.
Дидактический характер живых картин определялся введением комментатора, который, в зависимости от аудитории, мог достаточно свободно варьировать написанный текст.
В последнее десятилетие XIX в. в пролетарскую драматургию прочно входит важнейшая тема — борьба трудящихся с помощью забастовки.
Одним из первых обращается к ней Эрнст Пречанг (1870—1949) — едва ли не первый профессиональный социалистический писатель. Его пьеса «Дочери труда» (1898) сохранялась в репертуаре рабочих театров даже после 1918 г.
Показательно, что возглавляет забастовку в пьесе женщина — Елена Мишке — образ примечательный для драмы тех лет. Ее обаятельность и решимость в действиях, ставящие Елену рядом с мужчинами, но, главное, преданность великому общему делу освобождения женщины — все это черты, которые не просто прокламировались Пречангом, но и художественно убедительно были воплощены, что обеспечило пьесе долгую сценическую жизнь.
Это же десятилетие отмечено ярко выраженным тяготением пролетарских драматургов к созданию многоактной драмы, готовой прийти на смену «короткометражной» драматургии.
Этот факт отражает сложный процесс развития ранней социалистической драмы. С одной стороны, вполне естественно стремление драматургов отразить более сложный характер рабочего-борца, социал-демократа, что также связано с совершенствованием мастерства рабочих-актеров.
С другой стороны, в этом отчетливо сказывается влияние такого мощного направления в немецком искусстве тех лет, как натурализм.
Если до появления натурализма лишь пролетарское искусство являлось выразителем чаяний и борьбы немецкого рабочего класса, то теперь рождается достаточно мощная оппозиция в среде молодых художников, отражающая в своем творчестве те важнейшие социальные сдвиги, которые произошли в Германии после 1871 г.
Демократическая направленность оппозиции ярко выразилась в симпатиях к рабочему классу, к его борьбе за свое освобождение. Раньше всего это обозначилось в отношении натуралистов к Парижской Коммуне.
Первые прозаики-натуралисты справедливо увидели в Парижской Коммуне событие, у которого до сей поры не было прецедента в истории. Среди драматургов это находит отражение в пьесе Макса Нордау «Война миллионов» (опубл. в 1882 г.).
Нордау далек от марксистской оценки Парижской Коммуны, но он приходит к выводу, что цели ее подчинены достижению таких революционных преобразований, которые неминуемо должны привести к социализму. Парижская Коммуна стала для Нордау подтверждением справедливости критики капитализма.
Для старшего поколения натуралистов Франция казалась страной запланированных, но не свершившихся в Германии преобразований. Парижская Коммуна внесла серьезные коррективы в такой взгляд буржуазных демократов, озаботив их предчувствием неминуемой пролетарской революции.
Французский вариант натурализма стал притягательным не только с эстетической точки зрения, но и с политической. Французский пример ободрял немецких натуралистов в их борьбе с немецкой действительностью.
Совершается попытка всерьез понять Парижскую Коммуну и, включив ее в традицию Великой французской революции, прийти к новой политической и эстетической системе ценностей, в которой особая роль должна принадлежать рабочему классу.
Это связано не в последнюю очередь с распространением идей Маркса и Энгельса среди натуралистов. Изучение марксизма стимулировалось непосредственными связями ряда натуралистов с социал-демократией, с борющимся рабочим классом.
Писатель был обязан принять активное участие в революционной борьбе, но это означало переоценку роли индивидуума, его пресловутой «свободы», на что натуралисты пойти не могли. В этом суть их расхождений с социал-демократией после 1890 г.
Необходимо отметить, что после отмены антисоциалистических законов немецкие натуралисты всерьез ждали пролетарской революции в Германии.
Это необыкновенно важно для уяснения всего их творчества, для понимания сути их эстетического идеала. Парижская Коммуна увязывалась натуралистами с революцией 1789 г., казавшейся им образцом того общественного переворота, который был осуществлен ради достижения целей, весьма близких и желанных буржуазным демократам Германии.
Революционный дух Франции был признанным ориентиром. Поэтому французский натурализм воспринимался прежде всего как искусство политическое.
Протест против реальности вновь образованной Германской империи был одним из важнейших стимулов становления искусства натуралистов. Французский народ представлялся великолепным примером радикального опыта социального и национального обновления.
При этом критерии оценки все больше перемещались из области эстетики в область политики: выдвигается образец политического писателя, которым казался прежде всего Эмиль Золя.
Причиной успешного развития французского искусства немецкие натуралисты считали главным образом последовательность революционного развития французского общества (вплоть до Парижской Коммуны).
Поэтому развитие искусства воспринималось как важнейший компонент развития самого общества. Борьба против германского рейха велась под знаменем борьбы за новое искусство, за подлинно народную культуру.
В этом плане рассматривался и французский натурализм, который считали течением, совершенно необходимым в искусстве, поскольку он «...стал культурной проблемой, необходимой для возвышения угнетенного народа, исповедью, раскрывающей все нутро, а не просто художественно-техническим или художественно-этическим принципом».
Натуралистам принадлежит огромная заслуга: впервые в истории немецкого театра они вывели на сцену борющийся пролетариат, создали образы представителей его партии.
Это делает Герхардт Гауптман в первой же драме «Перед восходом солнца» (1889), затем, с большим успехом, Макс Хальбе в драме «Ледоход» (1893). Вершиной натуралистической драмы в этой области являются знаменитые «Ткачи» Гауптмана (1892).
Истинное революционное воздействие «Ткачей» — не столько в их авторском замысле, сколько в воздействии на зрителей, и прежде всего на рабочую аудиторию.
Именно поэтому она подвергалась цензурным гонениям не только в Германии, но и в России, именно поэтому «Ткачи» стали явлением международным, неизменно становясь достоянием социалистического театра.
Однако немецкий натурализм отражал не только сильные, но и слабые стороны рабочего движения, в том числе и зарождавшийся оппортунизм.
Сопоставляя эстетику ранней социалистической драмы с эстетикой натурализма, следует отметить, что первая стремилась к непосредственному воплощению идеала, олицетворенного прежде всего в положительном герое, притом на совершенно новом уровне.
Партийность социалистического искусства диктовала необходимость воссоздания на сцене образца героя социалистического склада, то есть борющегося пролетария.
Это определялось не в последнюю очередь тем, что такое искусство обращалось к труженику, хорошо зная его психологию, особенность его художественного восприятия.
Именно поэтому ранняя социалистическая драма — несмотря на ее подчас преувеличенный дидактизм — воссоздавала непосредственно объект для подражания, для конкретного действия, главным образом революционного.
Прямо и резко выраженная общественно-воспитательная и притом четко классовая ориентация этой драмы, ее дидактика определялись конкретными политическими задачами.
Можно и должно говорить о степени мастерства, с которой такие задачи решались, но нельзя ставить под сомнение самою эстетику агитационной пьесы.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +