Большинство первых пьес пролетарских драматургов не издавалось, так как они были предназначены для конкретного (иногда единственного) представления, а поэтому тексты их безвозвратно утеряны. Немногие из них, ныне разысканные или восстановленные по другим источникам, дают лишь приблизительное представление о размахе театрального движения в социал-демократических организациях и о качестве первых пьес. К сожалению, совершенно не представляется возможным восстановить собственно спектакли ранних драматических кружков, ибо рабочая печать лишь информировала о том или ином представлении. Во всяком случае, известно, что с 1859 г., то есть с начала нового подъема революционного движения, в лассальянском Всеобщем рабочем германском ферейне постоянно действовали так называемые декламационные клубы, хоровые общества и т. п. С образованием социал-демократической партии рабочая самодеятельность еще более активизировалась, а следовательно, увеличился спрос на собственную, пролетарскую драматургию. Тогда же обнаружилась и ее специфика, отличная от драм, ставившихся в обычных любительских коллективах, в которых одним из излюбленных героев оказывался либо рыцарь, либо «благородный» разбойник, готовый помочь народу. В рабочих же театрах героем выступал человек, вышедший из коллектива и с коллективом связанный.
Своеобразие репертуара рабочих театров определялось их статусом. Поскольку их спектакли ставились только для членов ферейна, то есть считались «закрытыми», то сами рабочие и связанные с ними писатели создавали такие произведения, которые были бы запрещены для любого другого театра. Появление же социал-демократических газет и журналов позволило публиковать некоторые из драматических произведений. Так как в большинстве случаев поводом для создания пьес оказывались совершенно конкретные события, то исторические драмы были редкостью. К исторической тематике начали прибегать преимущественно в период закона против социалистов, когда пришлось изъясняться «эзоповым языком». Стимулом для творчества большинства не слишком талантливых драматургов явилась необходимость воспроизвести собственную жизнь или жизнь противников, столкнуть цели и требования рабочего движения со стремлениями и помыслами буржуа, высказать отношение к конкретному положению дел. Но самое главное — мобилизовать рабочих на решение важнейших задач. Нередко это было связано с необходимостью разъяснения решений партийного руководства. Новаторские задачи ранних пролетарских пьес, естественно, приводили к отказу от образцов обычных, заполнявших репертуары театров, буржуазных пьес. Это стало — до известного момента — преимуществом в развитии рабочего театра и его драмы, ибо драматурги были «обречены» на эксперименты.
Если обратиться к оперативным формам драматургии рабочих театров 1860—1870-х гг. (одноактным агиткам, предвыборным шванкам, ревю, фестшпилям, живым картинам), то, несмотря на их художественное несовершенство, они были гораздо содержательнее и интереснее псевдоисторических, верноподданнических писаний Гейбеля или Раупаха, эффектных, но далеких от жизни пьес Пауля Хайзе или слащавых салонных драм Пауля Линдау. Боевая направленность рабочих драм той поры, особенность рабочей аудитории, которая с полуслова понимала многое из подчас только намеченного в пьесе,— все это диктовало возможность появления и новых изобразительных приемов, средств, не известных «обычной» драме.
Рабочие самодеятельные театры выполняли поистине историческую задачу, воспитывая рабочего зрителя, формируя его эстетическое сознание. Они первыми начали огромной важности работу по уничтожению пропасти, отделявшей тружеников от завоеваний культуры. Здесь закладывались традиции будущей рабочей театральной аудитории, которая сохранит и приумножит первоначальные скромные успехи социалистического искусства.
Одним из первых драматургов пролетарского театра был Жан Батист фон Швейцер (1834—1875), возглавивший после смерти Лассаля Союз германских рабочих обществ (1868—1871). Адвокат по профессии, Швейцер выступал как драматург с 50-х годов прошлого века, начав с исторических пьес. Однако известность он приобрел комедиями и шванками, ставившимися в рабочих ферейнах и за пределами Германии. В 1867 г. Швейцер написал сценки «Сорванец» и «Гусь», которые были опубликованы в газете «Социал-демократ». Поводом для первой из них стала публикация первого тома «Капитала» Маркса, что вызвало необходимость популяризации важнейших положений этого гениального труда. Соответственно содержанием «национально-экономической социальной юморески» Швейцера становится разъяснение сути прибавочной стоимости, что происходит в остроумном диспуте между фабрикантом, его советником Фришем и рабочим Ротом. В «Гусе» работница не понимает, почему она получает за равный с мужчиной труд меньшую оплату. Другими словами, дидактическое назначение таких сценок совершенно очевидно. Комический эффект агитпьес Швейцера (как и большинства других аналогичных произведений) заключался в том, что в финале отрицательный персонаж — богатей или представитель власти — оказывался либо посрамленным, либо побежденным.
Такие пьесы были типичны для пролетарской драматургии вплоть до введения закона против социалистов. Обычно агит-пьесы бывали сатирически заострены, причем предметом осмеяния становились достаточно видные современники, ответственные за враждебную народу политику. Так, например, в пьесе рабочего Августа Каппеля «Доктор Макс Хиршку, или Служба льстеца» весьма прозрачно намекалось на хорошо известного промышленника Борзига и на подчиненные ему профсоюзы, пытавшиеся подорвать активное профсоюзное движение, контролировавшееся социал-демократами. Наряду с капиталистом в пьесах выводились ученый-экономист с набором псевдоученых фраз или либеральный политик, укрепляющий капиталистическую экономику.
Одним из постоянных персонажей агитпьес был и представитель церкви, обычно проповедовавший всеобщую любовь в интересах имущих. После 1900 г. этот персонаж претерпевает известную метаморфозу: в отдельных случаях пастор даже отказывался от теологии и становился социал-демократом («Замок» Шиффнера). В комедиях же 70-х годов деревенский пастор безусловно поддерживал помещика. Это показано, например, в «Незадачливом агитаторе, или Земельном вопросе» Августа Отто-Вальстера.
Отто-Вальстер (1834—1898) известен прежде всего как романист, автор трехтомного романа «У ткацкого стана времени» (1873), однако он не без успеха выступал и с агитпьесами. В центре «Незадачливого агитатора» (1874) — собрание сельской группы социал-демократов. Случайно оказавшегося в деревне молодого юриста принимают за городского агитатора. Асессор и пастор пытаются помешать собранию, но самозванный агитатор ловко расправляется с обоими. Но и молодой юрист терпит вскоре крах уже в вопросах политических, когда ему приходится столкнуться с настоящим агитатором. Пьеса довольно удачно воспроизводит деревенскую среду тех лет, но основную задачу выполняет недостаточно точно, поскольку не раскрывает необходимости союза рабочих и крестьян в борьбе с капиталистами и помещиками-юнкерами.
Судьба Отто-Вальстера сложилась драматично: за свою писательскую, но главным образом редакторскую деятельность он арестовывался 25 раз и кончил жизнь в тюрьме. Такова была участь многих социал-демократических редакторов, поэтому им посвящались многие пьесы пролетарских драматургов, в частности пьеса Макса Кегеля (1850—1902) «Процессы по делам печати, или Дочь прокурора» (1876). Это единственное драматическое произведение Кегеля, который известен прежде всего как поэт, автор «Марша социалистов» (1891). В центре «Дочери прокурора» — образ социал-демократа Фользешптейна, редактора, который во что бы то ни стало должен победить прокурора Вольфскопфа, в коем современники без труда узнавали печально известного берлинского прокурора Тессендорфа. Поводом для схватки с ним стал оперный спектакль с дочерью прокурора в заглавной роли. Такой поворот событий дает возможность показать, что преследование свободы мнений распространялось даже на обсуждение спектаклей. Одновременно выяснялось, что приказы об аресте могут выноситься и по не «государственным» соображениям. Комический финал — преследуемый за политические убеждения социал-демократ женится на дочери прокурора — не столь легкомыслен, как это кажется на первый взгляд, хотя и наивен. С одной стороны, доказывается возможность и необходимость приобретения союзников по борьбе и в «стане врагов», а с другой — утверждается тезис о моральном и просто человеческом преимуществе социал-демократов.
Присущий ранним пролетарским пьесам оптимизм не наигран, а действительно отражает умонастроение рабочих того времени. Лишь в самые первые месяцы действия законов против социалистов многие предались унынию и даже панике. Но вскоре нашлись новые средства борьбы. Ф. Энгельс неоднократно отмечал в своих письмах необычайно высокий боевой дух и даже юмор трудящихся в борьбе с представителями власти. Поэтому вполне закономерно, что произведения тех лет пронизаны оптимизмом.
Поскольку ферейнам приходилось работать в условиях конспирации, то пришлось приспосабливаться и драматическим кружкам. На помощь приходят исторические сюжеты. Например, в пьесе Хуго Мюллера «Руссо» (1881) выражается протест против высылки нежелательных члиц из их постоянного места жительства. В лице Руссо драматург показывал писателя, нежелательного правящему режиму и поэтому подвергающегося гонениям.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.