Исторический материализм приводит к важнейшим выводам, необходимым для теоретического познания эстетических форм сознания в целом, он позволил сделать настоящие открытия в сфере исследования характера и функций искусства и этим впервые проложил путь к научному освоению и пониманию художественных произведений. Отныне они лишались своей якобы абсолютной независимости и «автономности», коими их наделяла буржуазная эстетика, а становились продуктом общественного сознания, в котором более или менее опосредованно отражались интересы определенных слоев и классов. Исторический материализм определил литературу и искусство как надстроечные явления, в конечном счете тоже зависимые от развития базиса.
Маркс и Энгельс безгранично верили в огромные творческие возможности пролетариата. Свидетельство тому — первое значительное произведение Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Характеризуя этот труд, В. И. Ленин писал: «Энгельс первый сказал, что пролетариат не только страдающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса». Недаром Энгельс, наряду с картинами потрясающих бедствий и одичания, рисует образ поднимающегося рабочего, полного сознания своего человеческого достоинства, знакомого не только с Шелли и Байроном, но и с французскими энциклопедистами.
Для Маркса сочинение В. Вейтлинга «Гарантии гармонии и свободы» было одним из убедительных доказательств творческих
потенций пролетариата: «Стоит сравнить банальную и трусливую посредственность немецкой политической литературы с этим беспримерным и блестящим литературным дебютом немецких рабочих, стоит сравнить эти гигантские детские башмаки пролетариата с карликовыми стоптанными политическими башмаками немецкой буржуазии, чтобы предсказать немецкой Золушке в будущем фигуру атлета».
Полемизируя в «Святом семействе» с «критическими критиками» — младогегельянцами, Маркс и Энгельс утверждали, что «новая прозаическая и поэтическая литература, исходящая в Англии и Франции от низших классов народа...», доказывает то, что они «умеют поднимать себя на более высокую ступень духовного развития и без непосредственного осенения святым духом критической критики». В этом свете энгельсовская критика поэзии «истинных социалистов» была одновременно и выдвижением определенного масштаба большой пролетарской литературы, которая, по убеждению Энгельса, может развиваться не произвольно, а на основе развитых социальных и политических противоречий между буржуазией и пролетариатом, а также на базе революционного, основанного на реальности, мировоззрения.
Все величие научного коммунизма и его значение для развития социалистического искусства стало очевидным лишь с годами. Теперь в полной мере выяснилось, что роль Маркса и Энгельса в создании истинно научной эстетики не сводится только к их конкретным высказываниям и суждениям о литературе и искусстве. Нельзя также забывать и о живых контактах основоположников марксизма с первыми социалистическими поэтами — Гейне, Гервегом, Веертом, Фрейлигратом, как нельзя забывать и их советы Лассалю, М. Каутской, М. Гаркнесс. Эти контакты и советы оказали неоценимую помощь молодой социалистической литературе. Истинное значение этой помощи обозначилось позднее.
Огромное значение имеет собственно научпо-публицистическое творчество Маркса и Энгельса, ибо перед нами — великие образцы художественно-публицистической критики. Чем дальше от нас отходят годы титанической деятельности основоположников марксизма, тем яснее мы начинаем понимать, что они не только заложили основы научной эстетики вообще и эстетики социали-
-------------------------
Далеко не все из трудов Маркса и Энгельса (не говоря уже о переписке) были опубликованы до 1917 г. Достаточно назвать философско-экономические рукописи 1844 г., «Немецкую идеологию», «Очерки критики политической экономии» 1857—1858 гг., «Диалектику природы», увидевшие свет лишь в советское время. Не следует забывать и об огромной трудности популяризации в условиях капиталистической действительности изданных трудов основоположников марксизма, чему в значительной степени препятствовали и оппортунистические течения в немецкой социал-демократии.
--------------------------
стического искусства в частности, но и сами были активными творческими участниками его строительства.
На становление и развитие социалистического искусства в Европе большое влияние оказали революции 1848 г. Наметившиеся и уже произошедшие перемены в жизни общества ощутили все большие художники Германии тех лет, что заставило их задуматься и о путях развития искусства. К ним принадлежал и Рихард Вагнер, участвовавший в Дрезденском восстании 1849 г. Непосредственным откликом на революционные события стал цикл статей, написанных композитором в конце 40-х — начале 50-х годов. В работах «Революция» (1849), «Искусство и революция» (1849), «Художественное произведение будущего» (1850) Вагнер намечал пути развития революционного искусства, а в книгах «Опера и драма» (1851) и «Обращение к друзьям» (1852) обосновывал разрабатывавшуюся им оперную реформу.
В «Искусстве и революции» Вагнер отчетливо указывает на важную роль искусства в жизни рабочего человека, особенно в области его эстетического воспитания, но считает, что только революция может создать новое искусство, способное выполнить великую миссию в жизни народа. Вагнер видит диалектику искусства и революции, в которой само искусство облегчает прокладывание революционных путей. «Задача искусства именно и состоит в том,— писал он,— чтобы указать этому социальному движению его настоящую дорогу. Истинное искусство может подняться из своего состояния цивилизованного варварства на достойную его высоту лишь на плечах нашего великого социального движения: у него с ним общая цель, и они могут ее достигнуть лишь при условии, что оба признают ее. Эта цель — человек прекрасный и сильный: пусть Революция даст ему Силу, Искусство — Красоту». Таков эстетический идеал Вагнера. Эти строки впоследствии с большим сочувствием процитирует Клара Цеткин в статье «Искусство и пролетариат».
В статье «Художественное произведение будущего» Вагнер выдвигает важную мысль о подлинной народности искусства, о том, что следует признать «народ художником будущего». К сожалению, вагнеровская программа не получила достойной реализации. После поражения революции 1848—1849 гг. композитор, спасаясь от полицейских преследований, вынужден был эмигрировать в Швейцарию. Увлечение философией Фейербаха сменяется увлечением Шопенгауэром.
Ранние работы Маркса и Энгельса, эстетические суждения Гейне и Вагнера относятся к первому периоду развития немецкого рабочего движения, завершившегося к 1852 г. На этот же период приходятся и первые произведения революционно-пролетарской литературы и музыки, преимущественно рабочие песни. К концу 60-х годов относятся первые опыты социалистической драмы. Новый подъем литературы и искусства революционного пролетариата Германии начинается с 70-х годов и завершается к концу века. Этот этап тесно связан с процессом организационного обособления рабочего движения от мелкобуржуазного, либерально-демократического. В 1869 г. была оформлена немецкая социал-демократическая партия.
В искусстве и литературе тех лет важнейшим направлением становится натурализм, явившийся, по выражению Меринга, отблеском разгоравшегося рабочего движения. В пролетарской же литературе появляются произведения, которые воплощают судьбу рабочего человека, условия его жизни и труда, но также и борьбу против социального и политического гнета. В связи с ростом рабочего самодеятельного театра начинает развиваться и драматургия. Первыми драматургами в большинстве случаев были профессиональные партийные работники, создавшие пьесы преимущественно с агитационно-пропагандистским содержанием. Важную роль в распространении ранних произведений социалистической литературы играет социал-демократическая печать.
В период чрезвычайных законов против социалистов партия оказалась в трудном положении, но вскоре, применившись к нелегальным условиям, развернула большую организационную и политико-воспитательную деятельность, приведшую к блестящей победе социал-демократии. В этот период огромную работу выполняет Энгельс, который после кончины Маркса взял на себя главную заботу по борьбе за чистоту марксистской теории и ее дальнейшему развитию. В статьях и письмах Энгельса этого периода содержатся ценные указания по многим проблемам социалистического движения, стратегии и тактики социалистов, по вопросам развития литературы и искусства, культурной политики партии. В этой обстановке развертывается теоретико-критическая деятельность Франца Меринга, о котором Ленин сказал, что он был человеком не только желающим, но и умеющим быть марксистом. Меринг был первым немецким эстетиком и историком, применившим метод диалектического и исторического материализма в области литературоведения. Это нашло отражение в его первом же большом труде — «Легенда о Лессинге», высоко оцененном Ф. Энгельсом, а также в многочисленных статьях об искусстве и литературе, которые Меринг создавал вплоть до начала мировой войны 1914 г. Подобно Марксу и Энгельсу, Меринг рассматривал художественную культуру как неотъемлемую часть всего общественного развития, всей борьбы пролетариата, поэтому в его «Истории немецкой социал-демократии» мы находим целые разделы, посвященные социалистическому искусству.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.