Меринг первым вскрыл слабость литературы и искусства критического реализма в Германии как следствие поражения революции 1848—1849 гг. и одновременно указал на тесную связь дальнейшего подъема искусства и литературы с борьбой рабочего класса. Поэтому значительная часть работ Меринга посвящена анализу развития социалистического искусства и литературы Германии. Предметом его внимания стали творчество Гейне, Веерта, Гервега, Фрейлиграта, Р. Швайхеля, памфлеты В. Вольфа против прусской реакции, революционная рабочая песня 40—80-х годов, произведения М. Каутской. Большое внимание уделял он литературным рассказам рабочих о своей жизни. Следует особо отметить первый опыт исследования литературного стиля Маркса, предпринятый Мерингом в связи с изданием части литературного наследия основоположника научного коммунизма.
С позиций критика, борющегося за восходящую линию развития социалистического искусства. Меринг рассматривает натурализм, что особенно ярко проявилось в статье «Искусство и пролетариат» (1896). Весь цикл статей о натурализме пронизывает единая мысль о необходимости не ограничиваться изображением негативных и уродливых сторон капиталистического мира, а смелее показывать революционный пролетариат, изображать ростки нового, прогрессивного. Некоторые суждения Меринга — особенно о творчестве Гауптмана — представляются неоправданно резкими, но они обусловлены стремлением критика подчеркнуть важную мысль, что критический пафос буржуазного искусства коренным образом отличается от утверждающего пафоса искусства социалистического. Меринг доказывал, что коммунистическое общество создаст необходимые условия для расцвета великого искусства трудящегося человечества. Однако он допускал серьезную ошибку, когда утверждал, будто в условиях капитализма пролетариат не в состоянии создать высокохудожественные произведения. В этом отношении он разделял господствовавшую среди вождей левого крыла социал-демократии точку зрения на способность пролетариата создать великое искусство только после завоевания им политической власти. Такое заблуждение во многом объясняется той сложной обстановкой, в которой протекала борьба с оппортунизмом в рядах социал-демократии.
Меринг допускал и другие ошибки, не в последнюю очередь связанные с его недостаточно критическим отношением к кантианской эстетике. Но не эти ошибки и заблуждения, а большие заслуги в развитии марксистской эстетической мысли, его борьба за становление и утверждение нарождавшегося социалистического искусства закрепили за ним прочное место в ряду виднейших марксистских теоретиков и критиков.
С середины 90-х годов и вплоть до Ноябрьской революции 1918 г. наметился следующий период в истории рабочего движения Германии, а также в развитии социалистического искус ства. В это время натурализм, как относительно сплоченное оппозиционное течение, уже распался. Отчетливее дают себя знать разного рода модернистские направления. Но тогда же начинается подъем большого критико-реалистичоского романа. Вобрав в себя лучшее из созданного натурализмом, литература критического реализма развивалась, опираясь на нараставшее пролетарское движение.
В рабочем классе все сильнее крепло убеждение, что именно ему суждено стать подлинным наследником величайших ценностей национальной культуры. Это стало главным пафосом наиболее значительных работ Ф. Меринга, К. Либкнехта, Р. Люксембург, К. Цеткин.
В этом аспекте надлежит рассматривать «Легенду о Лессинге», статьи о Шиллере и Гейне Меринга, циклы статей Люксембург о Льве Толстом и Короленко, статьи Цеткин об Ибсене и Бьёрнсоне. Одновременно эти деятели уделяют большое внимание развитию проблем марксистского литературоведения, причем подробно разрабатывают проблемы социалистической тенденции в искусстве. Опираясь на положения Маркса и Энгельса, левые социал-демократы доказывали, что тенденция всегда была важнейшим признаком великого искусства.
В этой связи утверждался тезис о принципиальном превосходстве искусства пролетариата над искусством уходящей буржуазии, что особенно четко проведено в статье К. Цеткин «Искусство и пролетариат» (1911). В ней особенно важна мысль о том, что пролетариат как класс не сможет достигнуть победы, если не противопоставит собственные эстетические идеалы том) искусству, которое оказалось в полоне у буржуазии, превратив шись в товар, что ставит художественное произведение в прямую зависимость от рынка. Однако при этом Меринг и Цеткин продолжали придерживаться того взгляда, что подлинно свободное искусство может быть создано лишь при социализме. Как известно, Ленин и теоретически и на практических примерах доказал, что истинная свобода социалистической литературы определяется ее открытой связью с борющимся пролетариатом и его партией. Немецкие же левые не смогли прийти к глубокому пониманию вопроса о партийности литературы и искусства и даже в какой-то мере отошли назад по сравнению с известными указаниями основоположников марксизма по этому вопросу. Порой марксистская теория противопоставлялась ими социалистической литературе, а роль марксистского мировоззрения в творчестве художника недооценивалась, что находило отражение в противопоставлении политики и поэзии, художника и борца (например, в статье Меринга «Социалистическая лирика» или в его же работе об отношениях Маркса с Фрейлигратом).
Левые в принципе признавали возможность развития пролетарского искусства и при капитализме, но продолжали отстаивать тезис о том, что великое социалистическое искусство явится лишь при социализме,— тезис, вскоре же опровергнутый творчеством выдающегося пролетарского художника М. Горького, ставшего основоположником нового творческого метода — социалистического реализма.
Даже в период расцвета массового хорового рабочего движения, о котором с таким сочувствием писал Ленин, и самодеятельного рабочего театра левые все больше сдавали свои позиции, предоставляя оппортунистическим элементам в руководстве партии деполитизировать социалистическое искусство. Возраставшее влияние оппортунизма привело к тому, что подчас даже талантливые художники скатывались к мелкобуржуазной оппозиционности, а то и к проповеди социального сострадания.
Становилось очевидным, что с приближением к эпохе, начало которой отмечено Великим Октябрем, немецкое социалистическое искусство все больше утрачивало былую боевитость и под влиянием оппортунистов превращалось в некое «социальное» искусство. Это и дало основание некоторым современным исследователям в ГДР прийти к выводу об утрате немецким искусством в пооктябрьскую эпоху чуть ли не всех социалистических традиций, с чем, конечно, трудно согласиться.
Истинная художественная традиция обязательно включает в себя большой комплекс явлений, которые не ограничиваются только собственно художественными творениями. Традицию формируют не только художники, но и читатели, зрители, слушатели, то есть рабочие и крестьяне, трудящиеся массы, к которым прежде всего и обращались ранние пролетарские поэты, композиторы и художники. Именно они первыми начинали тот могучий процесс приобщения пролетария к культуре, устанавливали ту традицию эстетического воспитания трудящихся, без которой революционным художникам Германии после 1918 г. пришлось бы начинать, пожалуй, на пустом месте. Именно по этому каналу, а также — что имеет принципиально важное значение — через восприятие и утверждение в сознании масс великих эстетических идей Маркса и Энгельса традиции раннего социалистического искусства оказались переданными следующему большому этапу в истории могучего революционного искусства Германии.
ТЕАТР
Формирование и развитие социалистического искусства Германии теснейшим образом связано с рабочим движением. Чем отчетливее пролетариат осознавал себя как класс, тем интенсивнее заявляли о себе пролетарская литература и искусство. Это стало совершенно очевидно в 1830 г. и связано с непосредственным откликом на французскую революцию.
Правители германских государств и княжеств обрушили репрессии против «вольнодумцев» и «демагогов», как презрительно
называли реакционеры представителей либеральной и демократической мысли. На основании так называемых законов против «демагогов» (1819 и 1832) многим лучшим представителям свободомыслящей Германии пришлось покинуть родную страну. В 1830 г. эмигрирует Людвиг Берне, в 1831 — Генрих Гейне, в 1835 — Георг Бюхнер, в 1839 — Георг Гервег, в 40-х годах за ними последуют Фердинанд Фрейлиграт, Георг Веерт и многие другие. Так впервые возникает в Германии эмигрантская литература.
Главным итогом этих лет стало то, что значительная часть немецкой художественной культуры решительно изменила свой характер. Начался процесс ее политизации, в котором решающую роль играла прогрессивная буржуазная литература, что существенно сказалось и на развитии ее жанров. Усиление роли литературы в антифеодальном движении связано и с такими факторами, как развитие типографского дела, рост издательств, газет и журналов. Повысилась и грамотность населения. К этому же периоду относится и рост числа профессиональных литераторов — не только писателей, но и редакторов, издателей и т. п. В сложившейся ситуации ведущую роль стала играть публицистика, а также лирика (в том числе и политическая) как жанр весьма оперативный. В самом трудном положении оказалась драматургия, поскольку театры оставались придворными. Талантливейшие драматурги демократического направления были отлучены от театров, что привело к очень печальным последствиям: вплоть до появления натурализма драматургия по содержанию стала наиболее реакционным, консервативным видом искусства. Творчество самого талантливого драматурга 30-х годов — Георга Бюхнера (1813—1837) было вновь открыто лишь в 1879 г., оказав огромное влияние на становление натуралистической драмы. Но именно революционный демократ Бюхнер был прямым предшественником социалистической драматургии.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.