Немецкое рабочее движение берет начало в 30—40-х годах XIX в., когда в Германии (позднее, чем в Англии и Франции) начинает набирать темпы промышленная революция. В эти же годы появляются первые опыты социалистического искусства, представленные пролетарской лирикой и песнями — произведениями, отражающими важный этап осознания пролетариатом себя как класса, утверждающего себя в борьбе с буржуазией. Отметим также, что важной особенностью развития рабочего движения на немецких землях стала его связь с движением за объединение нации в едином государстве.
Теоретическую опору в своей борьбе рабочие видели сначала в утопическом социализме, преимущественно в учении Сен-Симона, что особенно стало ясно к началу 40-х годов. Однако немецкий утопический социализм не вышел за пределы абстрактных теоретических представлений, а потому не сыграл той роли, которую сыграло учение Оуэна, Фурье и Сен-Симона во Франции и Англии. Тем не менее и в Германии, как писал Ф. Энгельс, «философская революция предшествовала политическому перевороту», чего «не замечали ни правительства, ни либералы...», кроме одного человека, который видел это уже в 1833 г., «его звали, правда, Генрих Гейне» Об этом свидетельствовали книги Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834).
Сен-симонизм и опыт июльской революции 1830 г. во Франции приводят великого немецкого поэта не только к острой критике феодального общества, но и к решительному отмежеванию от буржуазного либерализма, что особенно ощущается в названных выше произведениях. Гейневская философия «сенсуализма», приближавшаяся к материализму и атеизму, была направлена как против католическо-феодального, так и буржуазно-либерального аскетизма. Поэт заинтересован в том, чтобы народ добился реализации своих реальных жизненных требований, потому он выступает против всякой эксплуатации человека человеком, предвидя свершение пролетарской революции, которая удовлетворит не только политические, но и материальные запросы простого труженика. В этом историческая заслуга Гейне в развитии немецкого революционного движения, немецкой литературы вообще, социалистической в частности.
С начала 40-х годов Гейне внимательно следит за ростом революционного движения в Англии, Франции, а затем и в Германии, видя в классовой борьбе между трудом и капиталом основное содержание эпохи, что подтверждают его корреспонденции 1840—1843 гг. в аугсбургскую газету «Алльгемайне цай-тунг» (в 1854 г. они выйдут отдельной книгой под названием «Лютеция»). В те же годы Гейне отходит от утопического социализма и отчетливо высказывает мысль, что не буржуазные реформисты, а пролетарии являются законными наследниками социалистических идей.
Известно двойственное отношение Гейне к коммунизму: он и жаждал и боялся его, превратно понимая коммунистический строй как некую «уравниловку», как нечто якобы враждебное достижениям человеческого художественного гения. Тем не менее сочувствие пролетариям, борющимся за коммунистическое будущее, у Гейне сильнее его неоправданных страхов. Яркий пример тому — его знаменитая «Песня силезских ткачей», написанная под впечатлением восстания 1844 г. Примечательно, что оно приходится — как и едва ли не самое значительное произведение Гейне «Германия. Зимняя сказка» — на период его дружбы с Марксом, очень высоко ценившим талант и революционный строй мыслей Гейне.
Для Карла Маркса и Фридриха Энгельса годы, предшествующие революции 1848 г., также были решающими: в этот период завершался их переход с позиций революционных демократов на невиданный доселе в истории путь научного коммунизма. И если немецкий пролетариат к 90-м годам XIX в. достиг таких успехов в своей борьбе, что центр мирового революционного движения после падения Парижской Коммуны переместился в Германию, то в этом заслуга прежде всего Маркса и Энгельса как пролетарских вождей и создателей подлинной науки о законах развития человеческого общества.
Рождение научного коммунизма стало одним из величайших переворотов в духовной истории человечества, оказавшим решающее влияние на все области человеческой жизни. Научный коммунизм стал самой практической теорией, поскольку его основоположники постоянно поверяли теоретические выводы практикой революционных боев мирового пролетариата. Рабочий класс в свою очередь стремился руководствоваться компасом марксизма. «Коммунисты,— писал в 1847 г. Энгельс,— имеют своей предпосылкой не ту или другую философию, а весь ход предшествующей истории и, в особенности, его современные фактические результаты в цивилизованных странах... Коммунизм, поскольку он является теорией, есть теоретическое выражение позиции
пролетариата в этой борьбе (классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией.— В. К.) и теоретическое обобщение условий освобождения пролетариата».
«...Вся гениальность Маркса,— отмечал В. И. Ленин,— состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила». А это означало создание поистине всеобъемлющего учения о развитии человеческого общества, исследование его как сложнейшей системы, органической и неотъемлемой частью которой является и художественная культура. Поэтому в марксизме заложены основы истинно научной эстетики. С ростом влияния научного коммунизма значение его для понимания художественной культуры и закономерностей ее развития не просто увеличивалось, а становилось определяющим.
Метод диалектического материализма, материалистическое понимание истории, учение об исторической роли пролетариата, разработка стратегии и тактики его борьбы — все это позволяло уже тогда первым социалистическим художникам и мастерам искусства, симпатизировавшим социализму, сориентироваться в сложных явлениях общественной жизни, увидеть определяющие ее развитие законы, понять капитализм как осужденный историей строй и увидеть в коммунизме «царство свободы» (Энгельс). Марксизм дал возможность прогрессивным художникам направить их подчас неопределенный, абстрактный гуманистический протест против бесчеловечности классового антагонистического общества.
Только научный коммунизм сумел объяснить основы человеческого бытия и указать практический путь преобразования общества, используя и творчески развивая все прогрессивные традиции, все достижения человеческого гения. Новый, пролетарский гуманизм имел особенное значение для литературы и искусства, ибо давал принципиально новый ответ на вопрос о духовных, творческих возможностях человека, решая, следовательно, проблему, находившуюся в центре развития искусства. Но и это далеко не все. Поскольку концепция человека опиралась на новый классовый и научно-теоретический базис, она становилась исходным пунктом для формирования новой эстетики, находившей свое воплощение в художественной культуре, неразрывно связанной с освободительной борьбой пролетариата. Это был решающий, поворотный этап во всей истории литературы и искусства.
Марксистское представление о человеке всегда исторически конкретно. Универсально развитого человека социалистического общества основоположники марксизма представляли себе в тесной взаимосвязи с реальным общественным процессом. Маркс исходил из того, что развитие личности совпадает с реальным движением истории, осуществление социалистического гуманизма идентично пролетарской борьбе за освобождение. Такое принципиально новое понимание человека в аспекте пролетарского гуманизма, то есть историко-материалистическая концепция личности создала теоретические предпосылки для принципиально нового эстетического осмысления образа человека, что вело к новому качеству реализма, к новому качеству искусства вообще. В той мере, в какой пролетарий находил для своих песен, лирики, прозаических и драматических произведений новое содержание — борьбу за освобождение от капиталистического рабства, в той же мере пролетарский гуманизм создавал предпосылки для нового реалистического воплощения общественной жизни, преобразуемой рабочим классом и его союзниками. Таким образом, научный коммунизм явился важнейшим фактором в создании качественно нового реалистического искусства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.