Таким образом, история художественной культуры, связавшей свои судьбы с революционной борьбой пролетариата, начала писаться К. Марксом и Ф. Энгельсом, давшими основополагающие принципы методологии этой истории. И есть все основания говорить, что с максимальной полнотой методология эта была разработана В. И. Лениным в период, когда революционная борьба пролетариата вступила в качественно новый период, когда была уже создана партия нового типа, когда тенденции художественного развития достаточно созрели и накопления художественной культуры, вдохновлявшейся пролетарской революционной борьбой, были осознаны рабочим движением и его авангардом — марксистскими партиями как интернациональное достояние. Иными словами, В. И. Ленин положил начало научному изучению художественной культуры, связавшей себя с революционной борьбой пролетариата, как явления ставшего, достигшего качественной зрелости. Знаменательно, что собственно художественные накопления пролетариата В. И. Ленин рассматривает в неразрывном единстве с накоплением опыта политической борьбы рабочего класса и его партий.
Особое внимание В. И. Ленина,— если говорить об этапе художественного развития, рассматриваемом в первом томе нашего исследования,— привлекают следующие общие закономерности:
социалистический художник целенаправленно адресует свои произведения пролетариату;
уже на раннем этапе развития социалистического искусства его произведениям отводилась чрезвычайно важная агитационно-пропагандистская функция;
уже на раннем этапе борьбы пролетариата под знаменем научного социализма борьба эта пробуждала художников в среде самого пролетариата;
в этом процессе пробуждения художников в среде борющегося пролетариата самому искусству принадлежала исключительно важная роль;
искусство, рожденное пролетарской борьбой, отличает совершенно особая жизнестойкость; входя в плоть и кровь масс, в их революционное сознание, памятники социалистического искусства не только отражают историческое бытие пролетариата, но и остаются неотъемлемой частью этого бытия.
Борьба за новую художественную культуру была свидетельством последовательного утверждения в эстетике, художественной критике и повседневной жизни искусства принципиальных положений Маркса и Энгельса, которые указывали, что социалистическое искусство должно развиваться в русле реалистического метода, поскольку именно он является наиболее совершенным в художественном познании действительности. И ленинское учение о партийности художественного творчества было тем ориентиром, без которого невозможен был бы путь мировой социалистической художественной культуры к социалистическому реализму.
Маркс и Энгельс указывали на преемственность социалистического искусства по отношению к лучшим традициям искусства прошлого. В борьбе с антинаучными теориями некоторых руководителей «Пролеткульта» Ленин развил эти важнейшие положения марксистской эстетики.
Значительнейшим моментом в социалистическом искусстве оказывается появление нового героя, истинного борца за счастье трудящихся, за конечную победу коммунистического строя. Именно положительному герою в социалистическом искусстве отводится важнейшая роль раскрытия нового эстетического идеала во всех его аспектах, в том числе (а подчас прежде всего) и в нравственном.
Наконец, классики марксизма-ленинизма требовали от социалистических художников постоянного совершенствования их мастерства, призывали учиться у величайших мастеров прошлого, овладевая их опытом и создавая, осваивая новые художественные средства, быть подлинными новаторами, поскольку этого требовали новые, постоянно изменявшиеся задачи, которые сама жизнь, сама борьба ставили перед социалистическим искусством.
Развивая мысли основоположников марксизма, последующие теоретики социалистического искусства приходят к выводу о неисчерпаемости возможностей социалистического художественного творчества, вытекающих из его социально-философской природы и его общечеловеческого значения: «Предвосхищая грядущую жизнь человечества, пролетариат выходит за пределы духовной жизни буржуазного общества и открывает тем самым искусству новые возможности для развития».
Важно отметить, что на самых ранних этапах развития социалистического искусства исторический опыт показал, что в условиях буржуазного общества, в условиях господства капиталистических отношений во всех сферах жизни, в том числе и на художественном «рынке», социалистический художник не пользуется свободой творчества. Он может свободно сделать свой политический выбор, он свободен в своем идеологическом самоопределении. Но уже в способе художественной реализации своего замысла он не свободен.
В условиях господства капитала социалистические художники не вольны в выборе жанров искусства, а иногда даже и его видов. Нельзя согласиться с суждениями, скажем, Ф. Меринга о невозможности появления выдающихся произведений социалистического искусства и при капитализме, но необходимо помнить важнейшее положение Маркса о враждебности капитализма развитию искусства. Капиталисты не заинтересованы, естественно, в развитии такого искусства, которое сознательно связывается с социалистическим идеалом. Поэтому мастера этого искусства почти не получают доступа к кино, театру, архитектуре, к созданию больших музыкальных произведений, к монументальной скульптуре и т. п. Редкие исключения в этой области лишь подтверждают правило. Поэтому в архитектуре мы сталкиваемся по преимуществу с идеями зодчих, разделяющих социалистические идеалы, но не с их реализацией. Ранняя пролетарская драма по своему уровню нередко была куда значительнее драматургии, которой были широко открыты двери театров, но доступ на «большую сцену», как правило, был для нее закрыт. Поэтому развиваются такие жанры драматургии, которые под силу любительским рабочим коллективам. В изобразительном искусстве более интенсивно развиваются оперативные жанры: графика (особенно книжная и журнальная), станковая картина, плакат, мелкая пластика; в музыке ведущим жанром социалистического искусства становится песня. При этом многие истинно новаторские черты социалистического искусства раскрываются в условиях господства реакционной культуры эксплуататорских классов именно в упомянутых жанрах.
Отсюда с неизбежностью следует вывод, что, во-первых, неравномерность развития социалистического искусства в условиях капитализма есть одно из наглядных проявлений общей закономерности — враждебности капитализма развитию искусства. Во-вторых, в условиях капитализма пролетарская революционная партия должна выработать политическую и эстетическую программу, которая обеспечит социалистическому художнику свободу творчества и оградит и социалистическое искусство, и массы от воздействия, от диктата со стороны реакционной культуры господствующих эксплуататорских классов и групп. Притом выработка этой программы и ее реализация есть непременное условие жизнестойкости и жизнеспособности самого искусства, сознательно поставившего себя на службу революционной борьбе рабочего класса.
Очевидно, что эти черты и закономерности развития самого искусства, связавшего себя с революционной борьбой пролетариата и рожденного этой борьбой, так же как и задачи самой борьбы, объективно поставили вопрос о необходимости разработки принципиально новой в эстетике и художественной практике категории — партийности художественного творчества.
Принцип партийности, наиболее полно сформулированный В. И. Лениным в 1905 г. в статье «Партийная организация и партийная литература», и был ответом на этот вопрос. Ленинское учение о партийности художественного творчества генетически связано и органически продолжает первые, наиболее ранние выражения социалистических тенденций в искусстве, равно как и теорию пролетарской тенденциозности, разработанную К. Марксом и Ф. Энгельсом. Принцип этот обеспечивает художнику, связавшему свое творчество с революционной борьбой пролетариата, свободу творчества в условиях капитализма, дает идейно-эстетические и политические ориентиры такой свободы.
Принцип партийности неотделим от той полноты раскрытия правды общественных отношений, о которой столь подробно писали К. Маркс и Ф. Энгельс.
Ленинское учение о партийности социалистического искусства стало новой, высшей ступенью в развитии эстетики потому, что явилось результатом процесса исторического развития социалистической художественной культуры в десятилетия, предшествовавшие 1905 г. Оно явилось итогом накопленного политического и художественного опыта — и в то же время точнейшим ориентиром дальнейшего развития социалистической художественной культуры на основах стратегического использования этих результатов, этого опыта. Учение о партийности явилось обобщением не только предшествующего, но и будущего опыта, с одинаковой точностью учитывая как ситуацию развития художественной культуры в условиях эксплуататорского общества, так и ситуацию ее развития в условиях победившей пролетарской революции, когда марксистско-ленинская партия оказывается партией правящей, а социалистическое искусство становится важнейшим оружием партии в борьбе за нового человека, за коренную перестройку всех сторон жизни и психологии людей.
В художественной практике ленинский принцип партийности явился выражением осознания художником его миссии: дать оценку действительности с позиций единственно научного, адекватного действительности марксистского мировоззрения, оценку, продиктованную самой сущностью социалистического общественного идеала. И в этом — также универсальность принципа партийности.
Ленинское учение о партийности художественного творчества явилось и обобщением опыта партий рабочего класса, опыта, накопленного революционным пролетариатом за несколько десятилетий под непосредственным руководством К. Маркса и Ф. Энгельса. Притом учение Ленина о партийности учитывало как положительный опыт европейской социал-демократии, так и тот ее отрицательный, оппортунистический «опыт», не забывать о котором также постоянно призыволи Маркс и Энгельс.
Создание социал-демократической партии в Германии (1869), а затем и в других странах стало важным фактором не только развития пролетарского революционного движения, но и социалистического искусства. Именно из среды социал-демократов выходят первые теоретики социалистического искусства. Партии предоставляли ранним пролетарским художникам базу для развития искусства, создав ряд культурно-просветительных рабочих организаций. Одновременно социал-демократы внимательно следили за развитием эстетической мысли и вне партийных кругов, активно вмешиваясь в многочисленные дискуссии, предметом которых все чаще становились вопросы развития социалистического искусства. Появляются работы Ф. Меринга, К. Либкнехта, Р. Люксембург, К. Цеткин — в Германии, Л. Винярского, Л. Кшивицкого, Ю. Мархлевского — в Польше, Д. Благоева, Г. Бакалова — в Болгарии, Б. Пецки, А. Мацека, З. Неедлого, С. К. Неймана — в Чехословакии, Э. Ади, Э. Брестовски, Л. Кашшака — в Венгрии, К. Доброджану-Геря, Н. Д. Кочи — в Румынии, С. Марковича, И. Цанкара — в Сербии и Словении и др. На съездах рабочих партий нередко обсуждались проблемы искусства (например, обсуждение вопросов натурализма в литературе и искусстве на Готском съезде немецких социал-демократов 1896 г.). Выдающуюся роль играет социал-демократическая печать не только в деле распространения ранних пролетарских произведений, но и, в особенности, в теоретической разработке проблем социалистического искусства. Рождение марксистской публицистики и критики на рубеже двух веков в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы ознаменовалось непримиримой борьбой с буржуазно-позитивистским и модернистски-декадентским направлениями.
Есть глубокая историческая закономерность в том, что во главе этой борьбы в большинстве случаев шли революционные социал-демократы, ставшие затем видными деятелями или основателями партий нового типа — ленинских, подлинно революционных пролетарских партий нашего века, высоко поднявших знамя творческого марксизма и противопоставивших себя оппортунистическому социал-демократизму II Интернационала.
Это были партии, тесно сплотившиеся под победоносным знаменем Великой Октябрьской социалистической революции, которая вызвала грандиозные потрясения, указав конечную цель борьбы народов за социальное и национальное освобождение. Элементы социалистического искусства в странах исследуемого нами региона, переживая процесс острой дифференциации, непримиримых конфликтов между противоборствующими направлениями, а иногда и между противоречивыми тенденциями внутри творчества одного художника, вступили в новую стадию своего развития.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.