Элементы социалистической культуры в области архитектуры проявляются особенно неравномерно. Их наличие обнаруживается прежде всего в Германии и Чехии. Демократизация утилитарной и идейно-художественной сфер архитектуры — две стороны одного явления, отражающего процесс зарождения и формирования новой по своей социальной природе традиции в зодчестве XIX — начала XX в. Предпосылкой возникновения в будущем социалистической архитектуры стало появление новых градостроительных принципов и начинаний (рабочие поселки, муниципальное и кооперативное строительство, особенно развитое в Германии), создание новых типов сооружений (народных домов, столовых, детских садов и т. д.). Именно это рассматривалось В. И. Лениным в качестве неотъемлемой особенности того исторического периода, когда «некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу».
Решение кардинальных для архитектуры XIX — начала XX в. вопросов стиля и отношения к наследию было существенно важ ным для формирования тех тенденций, что могли способствовать в дальнейшем возникновению социалистической архитектуры.
Особенно острыми были проблемы, связанные с понятиями народного и национального. В этом свете настойчивые попытки создать в некоторых странах национальный стиль в противовес псевдонародной стилизации должны рассматриваться как одно из действенных средств в общей системе освободительной борьбы за национальную независимость. Другая сторона этого процесса — формирование новых принципов стилеобразования, связанных с отказом от использования форм прошлого, преодолением стилизации и художественным осмыслением выразительных возможностей конструкции и планировочно-пространственной структуры. С изменением принципов стилеобразования непосредственно связана своеобразная демократизация искусства, отказ от деления искусств на высокие и низкие, прикладные и изящные. Модерн, как выражение этих тенденций, получил большое распространение; его программа — преобразование жизни и окружающей среды, искусство для всех и во всем. Противоречивость модерна сказалась в соединении элитарности и антибуржуазной направленности.
Основной конфликт между трудом и капиталом в период развития капитализма находил свое выражение при застройке крупнейших индустриальных центров в резком различии между «рабочими районами» и другими частями города. Прогрессивные архитекторы выступали против тенденций этого развития и при необычайной трудности, малой перспективности такого рода борьбы в условиях капиталистических отношений расчищали путь социалистическому зодчеству последующих десятилетий.
Однако картиной развития профессионального художественного творчества не может характеризоваться во всей полноте процесс становления художественной культуры, связанной с революционной борьбой пролетариата, со сменой капиталистических общественных отношений социалистическими. Генезис социалистического искусства требует целостного рассмотрения как профессиональной художественной культуры, так и творчества самих масс. Необходимость знания, понимания психологии художественного восприятия, понимания духовных потребностей класса, призванного освободить человечество от ига частной собственности, уже на ранних этапах становления социалистической художественной культуры вела и к важнейшему процессу смыкания, если можно так выразиться, низового рабочего искусства с искусством профессиональным.
Поэтому уже ранний этап развития социалистического искусства отмечен сложной диалектикой взаимообогащения передового профессионального искусства и искусства поначалу самодеятельного. Это относится прежде всего к театру. Вторая половина XIX в.— основной рубеж в формировании раннего социалистического театрального искусства. В большинстве европейских стран, ныне входящих в социалистическое содружество, становление театра совершается в условиях органического слияния демократических и национально-освободительных идей. Однако история театра этих стран в рассматриваемый период дает классический пример неравномерности развития в различных национальных культурах: если в Германии существовал высокоразвитый театр, а в Польше, Чехии, Венгрии, Хорватии, Словении, Сербии театру был присущ достаточно высокий профессионализм, то в Румынии, Болгарии, Словакии, Черногории, Боснии и Герцеговине театральное искусство в эту пору по сути дела только начинало зарождаться.
Новаторские тенденции ранней пролетарской драматургии связаны прежде всего с появлением нового героя: рабочего, социал-демократического агитатора, организатора стачечной борьбы. Такого героя, за редким исключением, вообще нельзя было встретить в драме критического реализма, не говоря уже о том, что, если он и появлялся, то не раскрывался в своеобразии его облика, его связей с массой.
Вместе с тем ранняя пролетарская драматургия была еще профессионально слабой. В этом одна из причин того, что лишь немногие из социалистических драм обрели долгую жизнь (например, «Кот Лампе» немецкого драматурга Э. Розенова). Этому мешало также отсутствие постоянно действующих профессиональных театров для пролетариата. Опыт создания Свободной народной сцены (1890) в Германии и особенно ее деятельность в период руководства Ф. Мерингом (1893—1896) — первая попытка создать профессиональный театр под эгидой социал-демократической партии. В дальнейшем опытом Свободной народной сцены воспользуются пролетарские театры других стран.
Весьма результативно процесс смыкания творчества профессионального и самодеятельного в рассматриваемый в нашем труде период проявился в области музыкально-песенного творчества. Недаром в высказываниях В. И. Ленина мы находим специально посвященные этому вопросу суждения, имеющие чрезвычайно важное методологическое значение.
Так, известна заметка Ленина «Развитие рабочих хоров в Германии», относящаяся к 1913 г. Говоря о пропаганде социализма рабочей песней, сообщая важные данные об истории развития рабочих песенных обществ в Германии, Ленин подчеркивал, что их первые шаги относятся еще к 1860-м годам.
Вспоминая о том, что рабочие Франции и других романских стран в 1912 г. отмечали двадцатилетие со дня смерти Эжена Потье — французского поэта-рабочего, автора пролетарского гимна «Интернационал», Ленин писал, что «в Германии пропаганда социализма рабочей песней гораздо моложе...» Это замечание, кстати сказать, дает важное указание на начатки пролетарского музыкально-песенного творчества во Франции и Германии, помогает установить важные исторические рубежи в формировании новых явлений искусства под знаком социалистических идей.
В той же заметке Ленина о рабочих хорах в Германии мы встречаем ссылку и на участие в создании пролетарской песни известного немецкого поэта Георга Гервега.
Знаменательны и ссылки В. И. Ленина в статье «О стачках» (1899) на слова песни, написанной Гервегом для Объединенного германского рабочего союза в 1864 г. Эти высказывания отчетливо показывают то значение, которое В. И. Ленин придавал первым шагам развития пролетарского социалистического искусства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.