Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Введение. Часть 10-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


Конечно, социальное происхождение может во многом облегчить формирование социалистического художника, но далеко не всегда и не обязательно является главным, определяющим. Абсолютизация фактора социального происхождения художника, как известно, привела в 20-е годы, в период становления молодой советской художественной культуры к сектантским ошибкам, нанесшим немалый вред и осужденным партией.
Другое дело — необходимость для художника, идущего к пролетарскому революционному движению, знания жизни пролетариата, знания особенностей восприятия новым читателем, зрителем, слушателем и действительности и произведений искусства.
Такое знание оказывается непременным условием творчества художника, связывающего свою судьбу с освободительной миссией рабочего класса.
И можно сказать, что путь художественной культуры, путь демократического искусства второй половины XIX — начала XX столетия есть путь открытия и познания искусством пролетариата как новой исторической силы, как нового героя, как той реальности, мимо которой искусство не может пройти.
Учитывая все сказанное выше, необходимо теперь кратко охарактеризовать некоторые узловые моменты, конкретные этапы движения художественной культуры стран интересующего нас региона по этому пути познания в дооктябрьский период.
Если говорить о театре, то развитие рабочего движения получает все в большей мере прямое отражение в драматургии и на сцене профессионального театра наиболее прогрессивного толка.
Едва ли не первым в истории мирового театра воспроизведением выступления рабочего класса оказывается драма И. К. Тыла «Кровавый суд, или Кутногорские рудокопы» (1847) — отклик на восстание чешских рабочих.
Под влиянием освободительной борьбы пролетариата усиливаются антибуржуазные тенденции в произведениях критического реализма (Жеромский — в Польше, Караджале — в Румынии, Нушич и Войнович — в Югославии, Мориц — в Венгрии, Мрштик и Йирасек — в Чехии, Тайовский — в Словакии).
Особая роль выпадает на долю немецкого натурализма, как «отблеска разгоравшегося рабочего движения» (Ф. Меринг), продолжавшего развиваться вопреки антисоциалистическим законам Бисмарка.
О значении «Ткачей» Гауптмана уже говорилось выше, но и в других натуралистических драмах возникают образы социалистов-агитаторов (например, в «Потоке» М. Хальбе и др.).
Перемещение центра революционного движения в Россию, влияние революции 1905—1907 гг. на массовые выступления рабочих в различных странах особенно отчетливо сказалось в активном обращении к драматургии М. Горького.
Постановки пьес «Мещане» и «На дне» приобретают значение как важнейший одыт непосредственного соприкосновения с социалистической драматургией в ее наиболее совершенном, высокохудожественном выражении.
Одной из самых непосредственных форм отражения социалистических идей в музыке является песенное творчество пролетариата, которое высоко ценили основоположники марксизма.
Рабочая песня выступает и как преемник песенного творчества прошлых эпох, и как эстафета революционных традиций, связующая историческое прошлое (гуситские и антигосподские песни в Чехии и Словакии, фольклор эпохи крестьянских войн в Германии, гайдуцкие песни в Румынии, «возрожденческие» песни в Болгарии и т. д.) и современную классовую борьбу.
Песни обличительного и героико-революционного содержания, связанные в большинстве стран Центральной и Юго-Восточной Европы с национально-освободительным движением, занимают существенное место в рабочем фольклоре (на их мелодии создаются новые тексты,, призывающие пролетариат к борьбе за свое освобождение).
Огромное влияние на творчество пролетариата оказали также, ставшие международными, революционные песни — «Марсельеза», «Красное знамя», «Интернационал» и другие. Широкому распространению революционных и рабочих песен способствовала активная деятельность рабочих хоров.
Для становления социалистического музыкального искусства особенно важно воплощение в творчестве крупнейших художников идей и образов борьбы и героического подвига. В этом отношении велика заслуга Бетховена — основоположника прогрессивного музыкального искусства нового времени, а также крупнейших композиторов-романтиков: Шопена, Берлиоза, Листа, Вагнера, Сметаны, Эркеля и других.
Во второй половине XIX — начале XX в. в профессиональное музыкальное искусство постепенно входит антибуржуазная, социально-обличительная тематика: особенно ярко проступают социально-критические тенденции в оперном творчестве («Галька» Монюшко, «Бранденбуржцы в Чехии» Сметаны, «Дьердь Дожа» Эркеля, «Нищенка» Манолова, «Шахтеры» И. Зайца, «Огонь» Б. Верса, оперы, а также хоровые сочинения Л. Яначека).
Сложно зарождалось социалистическое изобразительное искусство. Заметной вехой в его формировании стал общественный подъем, связанный с революциями 1848 г.
Отсюда берет начало появление новых тем, новых героев, ранее в изобразительном искусстве невиданных.
Как и в театре, возникает проблема взаимодействия профессионального и любительского искусства в области графики (журнальный рисунок, карикатура), обличающей капиталистическое общество (например, журналы «Змай» и «Врзино коло» в Сербии).
Принципиальное значение приобретает обращение художников к образу пролетария. Наряду с упоминавшейся картиной Гюбнера «Силезские ткачи» следует отметить полотно И. Газенклевера «Магистрат в 1848 году».
Образ рабочего обретает разные аспекты у А. Менделя (Германия), Н. Вермонта (Румыния), Ф. Выгживальского и С. Ленца (Польша).
В разные сроки, но неуклонно и закономерно художники обращаются также к созданию образа коллективного героя — образа протестующей и борющейся массы (К. Кольвиц в Германии, Ш. Лукьян в Румынии и другие).
В творчестве некоторых художников конца XIX в. тенденция социальной активизации в отражении современных коллизий приводит к созданию мятежно-романтических образов (например, у М. Мункачи в Венгрии).
Постепенно происходит утверждение образа народа как средоточия нравственных идеалов и прогрессивных национальных устремлений (полотна Н. Григореску в Румынии, М. Алеша в Чехословакии, словенских художников М. Гаспари, Г. Биролла с их лозунгом: «Из народа — ради народа», скульптуры И. Мештровича в Хорватии).
Демократические стремления передовых художников неизбежно оказываются связанными с поисками новых форм, противостоящих официозному искусству, академизму (Надьбанская школа в Венгрии, общество «Осма» в Чехословакии, общество «Весна» в Словении, «Сецессион» в Германии, группа «Вендровец» в Польше).
Недаром ряд членов этих объединений впоследствии переходит к активному социальному творчеству. Одновременно — в период 1890—1918 гг.— идет острый процесс размежевания. У части художников усиливаются тенденции отвлеченного формотворчества, противостоящие упрочению социалистических художественных принципов.
В этот период особое значение обретает журнальная графика как один из видов искусства, способных быстро откликнуться на важнейшие события и донести этот отклик до огромного числа читателей.
Так, в Болгарии, где подавляющее большинство населения было неграмотным, журнальная графика выполняла очень важную миссию в деле пропаганды социалистических идей, в разоблачении антигуманистической сущности буржуазного строя.
Этой же проблематике посвящались сатирические рисунки и политические карикатуры немецких художников в журнале «Симплициссимус», румынских мастеров В. Мурну и И. Изера, югославских графиков Г. Смрека, Б. Якаца, чеха Ф. Купки.
Социальная тенденция усиливается в связи с русской революцией 1905—1907 гг., что особенно заметно по журнальной графике Болгарии и Румынии, по картинам польского художника С. Ленца, чеха К. Мыслбека, словака Г. Ангиала и румына О. Банчила.
Важно отметить связь подобных произведений с прогрессивными направлениями русской графики и живописи того же периода, а также прямое влияние русского сатирического рисунка на названный круг явлений.
С нарастанием угрозы войны и уже в период первой мировой войны происходит рост антимилитаристских тенденций в живописи и графике, особенно характерных для немецкого прогрессивного искусства. Возникает и проблема взаимоотношений социалистического искусства с экспрессионизмом.
Ряд крупных прогрессивных художников объединились вокруг журналов «Ак-цион» (Германия), «Ма» и «Тэтт» (Венгрия). Если в театре, кино и музыке экспрессионизм проявляется наиболее ярко в послевоенное время, то в изобразительном искусстве его «классические» черты формируются в Германии в начале первого десятилетия XX в.
Критическое отношение к буржуазной действительности, выявление гуманистического по сути, но утопического идеала экспрессионизма, наконец, стремление к созданию образа героя как носителя лучших черт этого идеала приходится на период мировой войны.
В ряде стран антивоенная тема подводит художников к отражению социальных конфликтов, перерастая в тему революционную, как это было в творчестве болгарского скульптора И. Лазарова («Павший товарищ», «В штыки»). Необходимо отметить появление в последний период войны произведений, проникнутых идеями революционной борьбы, изображающих вождей революции (плакаты венгерских художников, серия гравюр на революционные темы и портрет Ленина работы Ш. Бортника).

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +