Иными словами, в конкретно-исторических условиях, характерных для Германии середины 80-х годов прошлого века, Энгельс считал вполне достаточным для произведения социалистического тенденциозного искусства наличие той меры критики существующего буржуазного миропорядка, при которой у читателя, даже не принадлежащего к кругам социалистическим, или даже у читателя совершенно противоположной социальной ориентации рождалось бы понимание шаткости господствующих общественных отношений и возможности, а в конечном счете и неизбежности решительных перемен.
Несомненно, эта мера была высокой и достигнуть такого результата можно было отнюдь не на пути простого бытописательства. Здесь предполагался весьма незаурядный уровень и социальной типизации, и пафос отрицания норм бытия, присущих капиталистическим общественным отношениям. Однако при всем том на указанном историческом этапе был достаточен сам по себе социально-критический заряд. А тем самым здесь отчетливо намечался один из тех мостов, который, по меньшей мере в потенции, заключал возможность перехода от критического реализма к реализму социалистическому (или, точнее говоря, к первым явлениям социалистической литературы и искусства, кладущим начало формированию этого метода).
С этой точки зрения становится понятной и роль произведений демократических художников в формировании социалистического сознания как в художественной среде, так и у зрителей, слушателей или читателей. Искусство знает немало случаев, когда произведение, написанное даже не с позиций осознанно социалистических, может служить и практически служит делу освобождения трудящихся. Так, автор знаменитых «Ткачей» Г. Гауптман, связанный с эстетической программой немецкого натурализма -конца XIX в., был далек от борьбы революционного пролетариата; он стоял на утопической точке зрения возможности «морального совершенствования» буржуазного общества, но, реалистически показав в драме знаменитое восстание силезских ткачей, он объективно способствовал формированию социалистического сознания у широкого рабочего зрителя как в Германии, так и за ее пределами. В. Д. Бонч-Бруевич, рассказывая о неоднократном нелегальном издании «Ткачей» до Октябрьской революции, свидетельствовал, что эта пьеса всегда была «любимым чтением нашей революционной социал-демократии», и, высказывая пожелание о необходимости постановки ее на советской сцене, выражал сожаление, что у нас «...почему-то совершенно обходят вниманием это, столько лет запрещенное в России, драматическое, глубоко идейное и сценическое произведение Герхардта Гауптмана».
Тем более даже частичное воздействие социалистических идей, падавшее на благодарную почву критического отношения к буржуазной действительности, закономерно наталкивало писателей, художников, стремившихся к уяснению общественного развития, к определению его исторической перспективы, на обращение к рабочей теме, на введение в число героев своих произведений представителей пролетариата.
В этом смысле характерен пример классика польской литературы Стефана Жеромского, творческий путь которого отмечен сложными противоречиями. Оставаясь в целом в пределах демократической антибуржуазности, не являясь последовательным выразителем революционной социалистической идеологии, писатель, однако, несомненно с ней сближался.
О том, что означала эта тенденция в развитии творчества автора «Бездомных» и знаменитого «Кануна весны», насколько близко подходил он к границам социалистического искусства, можно судить, например, по его ранней драме «Грех», которая представляет большой интерес в ряду произведений драматургии, начинающих в европейской драматической литературе обращение к тому, что можно назвать рабочей темой — во всей значительности и во всем новаторском содержании этого понятия.
Перед нашим искусствоведением стоит задача преодоления догматизма, схоластически суживающего истоки социалистического искусства, зачатки формирования его основного метода; догматизма, приводящего к исключению из числа не только участников его создания, но даже его предтеч — крупнейших представителей художественной культуры той или иной страны.
Приведенные примеры достаточно ясно и убедительно показывают, насколько необходимо исследование предпосылок и первых проявлений становления социалистического художественного творчества.
Именно в широком охвате явлений следует ставить и ставится вопрос о генезисе социалистического реализма советским литературоведением, показавшем, что истоки социалистического искусства не могут быть ограничены лишь пределами критического реализма, занявшего столь видное место в большинстве стран Европы к середине XIX в. Весьма существенное, а в некторых случаях (в соответствии с особенностями развития национальной культуры отдельных стран) первостепенное значение приобретала не только традиция революционно-романтического искусства, но и дальнейшая эволюция самого романтизма как течения, шедшая параллельно развитию пролетарской борьбы и связанного с ней социалистического искусства.
Под влиянием изменений в обществе, в конечном счете вызванных развитием капитализма и закономерным выдвижением на арену освободительной борьбы рабочего класса, в романтизме с особой интенсивностью происходил процесс размежевания: реакционному по своему характеру романтическому эпигонству все более решительно противопоставлялись демократические устремления. Они нередко прокладывали пути к явлениям социалистическим по своей идейно-эстетической природе, или, по меньшей мере, к ним весьма близким.
Об этом особенно важно помнить потому, что именно в отдельных странах, на развитии искусства которых сосредоточено внимание в настоящей книге, романтическое искусство сохраняло в середине XIX — начале XX в. очень важное значение, например в Польше и Венгрии, что определялось всем предшествующим историческим путем, пройденным этими странами.
Романтизм и в эпоху классовых битв пролетариата был теснейшим образом связан с продолжавшими сохранять актуальность идеями национально-освободительной борьбы, чем и объясняется не только то видное место, которое занимали в этих странах романтические течения, но и историческое «долгожительство» таких течений. Пафос национально-освободительной борьбы находил свое воплощение и в произведениях последовательно реалистического плана, но тем не менее с особенной силой проявился в явлениях романтической литературы и романтического искусства.
Это одна сторона вопроса. Однако есть и другая, не менее важная.
В конце XIX, но главным образом в XX в. к социалистическому искусству приходят художники, начавшие свой путь в стане символистов, экспрессионистов, сюрреалистов и прочих модернистских течений, эстетические истоки которых в большей или меньшей, но всегда в значительной степени восходят к романтизму.
Как правило, то были выходцы из буржуазной или мелкобуржуазной среды. Ощущая острое неудовлетворение конкретными социальными условиями в своей стране, эти художники нередко бросались в анархическое бунтарство, поскольку такой «романтический» путь борьбы казался им наиболее эффективным. Этому обстоятельству не в последнюю очередь способствовал тот факт, что большинство социал-демократических партий Западной Европы было сильно заражено соглашательскими, оппортунистическими, ревизионистскими теориями. Это особенно усложняло поиски правильного пути художниками, стремившимися бороться с капитализмом. Сложным путем лучшие из них выходили на верную дорогу, до поры до времени испытывая на себе груз заблуждений прошлого. Тем не менее вступление в ряды социалистического искусства для таких художников прежде всего сопровождается полным разрывом с прошлым. Не благодаря увлечениям «измами», а преодолевая их, находят они путь к рабочему классу.
Одновременно — и в этом сложная диалектика развития таких художников — недавнее прошлое порой обогащало их некоторыми художественными новациями, которые, будучи направлены на утверждение социалистических идей, могли оказаться полезными и в развитии социалистического искусства. Пример тому — творчество Броневского, Бехера, Элюара и многих других больших мастеров социалистического искусства.
В непосредственной связи со сказанным следует отметить и то, что социальное происхождение художника еще не детерминирует социалистической направленности его творчества. Г. Веерт родился в семье пастора-суперинтенданта, работал комиссионером, но стал, по определению Ф. Энгельса, первым и самым значительным поэтом немецкого пролетариата. М. Горький, которого В. И. Ленин назвал безусловно крупнейшим представителем пролетарского искусства, был выходцем из трудовых низов. Последнее, однако, также не служило непременным «пропуском» к социалистическому сознанию и к искусству, связанному с революционным движением пролетариата: «босяцкое» прошлое было и у Горького, чье раннее «романтическое бунтарство» органически вело к революционному пролетариату, и у такого большого художника, как Кнут Гамсун, пошедшего, однако, по диаметрально противоположному пути идейно-художественного развития — к «романтическому бунтарству» ницшеанского толка.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.