В эту пору учение о социализме завершает свой путь от утопии к науке, получая оформление в марксизме. В 1848 г. К. Маркс и Ф. Энгельс создают «Коммунистический манифест». Примерно в это же время начинается смыкание авангарда пролетарского революционного движения с марксизмом. Кульминацией европейского революционного процесса оказываются буржуазно-демократические революции 1848 г. Они «были лишь мелкими эпизодами, незначительными трещинами и щелями в твердой коре европейского общества. Но они вскрыли под ней бездну. Под поверхностью, казавшейся твердой, они обнаружили колышущийся океан, которому достаточно прийти в движение, чтобы разбить на куски целые материки из твердых скал. Шумно и сбивчиво провозгласили они освобождение пролетариата — тайну XIX века и тайну революции этого века»,— так характеризовали рубежный момент родоначальники научного коммунизма.
Предпосылками развития социалистического искусства — и во многих случаях весьма существенными — и выступают те элементы демократической культуры, которые мы находим столь богато представленными в культуре народов стран изучаемого нами региона. Во многих из них демократические устремления возникали не только как закономерный и неизбежный результат сопротивления угнетенных трудящихся масс правящим классам, но и как ответ на экспансию иноземных агрессоров. Необходимость отстаивания самобытности и целостности национальной культуры (нередко уже на ранних этапах ее становления — например, в южнославянских землях), острые и напряженные столкновения с чужеземными влияниями (например, в Польше) определяли проникновение и упрочение в искусстве подлинно демократических тенденций.
Многие из них приносили плоды, которые имели существеннейшее значение для будущего, оказывались нередко той основой, на которую опирались в дальнейшем искания художников, связывавших свое творчество с утверждением социалистических идей. Поэтому в главах книги, посвященных отдельным национальным художественным культурам, авторы не забывают о тех демократических традициях, которые восходят порою к весьма давним временам, даже к средневековью, не говоря уже о более поздних исторических этапах.
Тем не менее рубежное, историческое значение 1848 г. для уяснения процессов рождения социалистического искусства вряд ли может быть поставлено под сомнение. Напомним, что в уже цитированном выше Предисловии Ф. Энгельса к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» со всей определенностью указано на то, что «...если революция 1848 г. и не была социалистической, то она расчистила путь, подготовила почву для этой последней». Примечательно, что, связывая с этим рубежом начало новой исторической эры, Энгельс говорит в своем Предисловии о начале нового, высшего этапа и в развитии мировой литературы: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это — итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. Теперь, как и в 1300 г., наступает новая историческая эра. Даст ли нам Италия нового Данте, который запечатлеет час рождения этой новой, пролетарской эры?».
Таким образом, разговор идет о том историческом периоде, который знаменовал собою начало непосредственного формирования новой литературы. Этой новой литературой, как и новым искусством, должны были явиться литература и искусство социалистические. Новый исторический период совершенно по-новому поставил перед художественной культурой проблему, тогда же лапидарно и точно сформулированную: «Искусство и революция» — так назвал свою работу Р. Вагнер. В этот период национальные художественные культуры должны были обратиться к своим внутренним резервам, к накоплениям прошлых этапов развития, к общемировому опыту. Поэтому, говоря об историческом рубеже, с необходимостью приходится обращаться к той художественной реальности, которой могло оперировать искусство каждой страны в данный момент. Нижний хронологический предел при обращении к материалу самого искусства уже не может быть столь определенным, особенно если учесть неравномерность исторического развития различных стран. Немецкая музыка, как и все мировое искусство, обратилось к традиции революционно-патетической, идущей от Шиллера и Бетховена; впрочем, и новое открытие творчества Баха и Генделя с их умением передавать на языке музыки психологические состояния людских масс было исторически также очень кстати. Польская музыка имела в своем распоряжении гений Шопена, но ей пришлось заглянуть и в более давнюю свою традицию, идущую от XVIII столетия, и даже от более ранних времен и связанную с использованием народного песенного мелоса. Болгарское изобразительное искусство, развиваясь в стране, перед которой прежде всего стоял вопрос освобождения от иноземного ига, душившего культурное развитие всей нации, обратилось к героико-философской традиции национальной иконописи, одновременно пройдя ускоренный путь развития при овладении важнейшим жанром — портретом, жанром исторически прямо-таки необходимым для того, чтобы в преддверии национально-освободительной войны и перехода к современной классовой борьбе открыть личности ее резервы.
Примеры можно множить и множить, суть же в том, что смыкание авангарда пролетарского революционного движения с марксизмом застает в странах Центрального и Юго-Восточного европейского региона довольно пеструю картину художественного развития. Тем важнее были задачи: овладеть ситуацией, выявить ее резервы, осмыслить конструктивные возможности слагаемых, из которых должна созидаться художественная культура, необходимая пролетариату, определить союзников и противников, охарактеризовать перспективу, выработать теорию культурного строительства и теорию искусства, которые внесли бы в кажущийся хаос ясность и дали бы пролетариату и его партиям, создание которых сразу же стало в повестку дня, действенное идеологическое оружие.
С возникновением революционных пролетарских партий стихия предыстории социалистического искусства могла считать свою миссию исполненной.
Начался исторический период социалистической художественной культуры, диалектика стихийного и сознательного вступила в свои права. И поставила перед будущим исследователем вопрос о периодизации этапов новой исторической полосы развития социалистической художественной культуры.
Периодизация этапов становления социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, на наш взгляд, должна строиться, исходя из центральных событий, определивших эти этапы: революция 1848 г.; Парижская Коммуна 1871 г.; первая русская революция 1905—1907 годов.
Великая Октябрьская социалистическая революция открывает принципиально новый этап и обусловливает революционизирующее влияние как на всю общественную жизнь этих стран (Ноябрьская революция в Германии в 1918 г., образование Венгерской Советской республики в 1919 г., Сентябрьское антифашистское восстание 1923 г. в Болгарии и т. д.), так и на развитие в них социалистической художественной культуры.
Однако следует иметь в виду, что периодизация предшествующих Великому Октябрю этапов, связанная с основными вехами истории революционного движения мирового пролетариата, требует особой тщательности и осторожности в оценке специфически-национальных особенностей духовного развития в той или иной стране в связи с конкретно-историческими условиями. Общее, вполне выражающееся указанной периодизацией, должно лишь подчеркивать, помогать выявлять особенное в жизни этих стран (возникновение Австро-Венгрии в 1867 г.; роль русско-турецких войн 1877—1878 гг. для народов Болгарии, Румынии, Югославии; образование Германской империи в 1870 г. и т. д.), в их национально-освободительном и рабочем движении (степень развитости пролетариата, создание первых социал-демократических партий, характер социал-демократических и социалистических партий, их социальная база, уровень разработки теории и т. д.). Наконец, сама логика революционного процесса не позволяет проводить прямые аналогии. Так, указывая в качестве одного из исторических рубежей в общем процессе развития социалистической художественной культуры русскую революцию 1905 г., ставшую фактической «точкой отсчета» уже собственно искусства социалистического реализма как факта мировой художественной культуры, следует помнить, что Сентябрьское антифашистское восстание 1923 г. в Болгарии совершенно закономерно определяется в болгарской и мировой марксистской науке как «болгарский 1905-й год», поэтому формирование искусства социалистического реализма в Болгарии закономерно начинает интенсифицироваться именно после 1923 г., проходя стадию ускоренного развития и используя более ранние накопления национальной пролетарской литературы и искусства наряду с опытом инонациональных художественных культур, в которых социалистический реализм как творческий метод, как художественная реальность уже сложился. Притом следует учесть, что после «болгарского 1905-го года» пролетарская культура этой страны получила возможность использовать одну из самых разработанных,— если говорить о разработанности применительно к национальным задачам,— марксистских эстетических систем, созданных трудами Д. Благоева, Г. Бакалова. При всей сложности последующих событий в Болгарии к 1944 г., т. е. ко времени свершения социалистической революции, внутри самой культуры созрел уже мощный импульс, давший возможность в исторически кратчайшие сроки развернуть в общенациональном масштабе социалистическую художественную культуру как систему, как «центр кристаллизации», к которому органически тяготело все подлинно демократическое, чем располагала болгарская художественная культура в канун социалистической революции.
Таким образом, общая периодизация, исходящая из ключевых моментов пролетарского революционного движения, задает как хронологические рамки в общемировом масштабе (то есть применимые и ко всем интересующим нас странам, вместе взятым), так и принцип социально-исторической типологии, принцип сопоставления историко-культурных процессов, происходящих в каждой отдельно взятой стране региона.
Уже отмечалось, что чрезвычайно существенным фактором, делающим совместное рассмотрение процессов генезиса социалистического искусства в странах, исследуемых в настоящей книге, методологически не только возможным, но и необходимым, является органическая связь борьбы пролетариата этих стран с национально-освободительной борьбой (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия), с борьбой за избавление от иноземного ига, за национальную независимость. Особое значение имела, как известно, борьба за национальное освобождение Польши, игравшая, начиная с 30-х годов XIX в., важнейшую революционизирующую роль не только для самой Польши, но и для революционно-демократических, а затем и революционно-пролетарских сил стран-угнетательниц — Российской, Австро-Венгерской и Германской империй. Этот фактор имеет свое, и очень существенное, значение в типологии художественных процессов, происходивших в культурной жизни названных стран в досоциалистическую эпоху.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.