Путь, пройденный пролетарским движением этих стран во второй половине XIX — начале XX столетия, может быть охарактеризован известным лозунгом, под которым боролись против гнета царизма в XIX в. польские и русские революционеры: «За вашу и нашу свободу!» На этом пути были и сложности, и трагические коллизии, вызванные самой природой империализма, а также оппортунизмом, предающим идею интернациональной солидарности пролетариата. Достаточно напомнить предательство партий II Интернационала, открыто порвавших с марксистским принципом пролетарского интернационализма с первых же дней мировой войны 1914—1918 гг.
Только большевики-ленинцы и лучшие представители пролетарской революционности вне России, как, например, Карл Либкнехт, остались до конца верны знамени пролетарского интернационализма.
Принцип интернационализма стал одним из руководящих для партий нового типа, созданных после Великого Октября на основах марксизма-ленинизма. Верность этому принципу позволила народам, свершившим социалистические революции, не забыв ничего из уроков прошлого, построить свои взаимоотношения так, что и прежний опыт взаимоотношений, взаимодействий, выковывавшийся в процессе освободительной борьбы пролетариата, сегодня может быть использован и развит с максимальной отдачей. Могут по-новому реализоваться и некогда, в прошлом, потенциально возможные, но не реализованные в силу причин, обусловленных социальным и национальным угнетением, конкретные пути взаимодействия культур.
В связи с этим тем более важен для нас тесный и непосредственный контакт, имевший место в прошлом, между демократической и пролетарской культурами, контакт в художебтвенном развитии ныне социалистических стран Европы — прежде всего Болгарии, Чехословакии и Польши — с передовой русской культурой. Этот контакт имел немалое значение для формирования в них революционно-пролетарского искусства. То же можно сказать и об их контактах с передовой, демократической немецкой культурой — культурой немецкого Просвещения, немецкого романтизма, а затем — с немецкой социалистической художественной культурой и марксистской эстетической и критической мыслью. Отметим также, что история социалистической художественной культуры знает первоклассные имена, органически вошедшие в историю пролетарской революционности и культуры ряда этих стран. Так, Роза Люксембург и Юлиан Мархлевский одинаково неотделимы от Польши, России и Германии; в более поздний период труды Зденека Неедлы также обрели интернациональное звучание по их практическому вкладу в культуру социализма.
Когда итальянский социалист Джузеппе Канепа обратился в 1894 г. к Энгельсу с просьбой порекомендовать для социалистического еженедельника. «Новая эра» эпиграф из работ Маркса, в котором идеал социализма — «идея грядущей эры» — был бы изложен достаточно полно, Энгельс в своем ответе привел следующие строки из «Манифеста Коммунистической партии»: «На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех».
Эти слова можно отнести не только к взаимоотношению личности и общества, но и к взаимоотношению каждого народа, вступившего на путь социалистического и коммунистического строительства, со всеми другими народами, идущими по этому пути. Движение народов к «ассоциации, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», было движением к осуществлению общественного идеала, осознававшегося как общий идеал этих народов еще домарксистской революционной мыслью и получившего в пролетарской революции реальное средство для достижения, для последовательной реализации этого идеала. Рассмотрение генезиса социалистической художественной культуры в этих странах позволяет рассмотреть во всем богатстве общего и особенного как путь к этому общественному идеалу, так и практическую борьбу за его осуществление, а также принципы соотнесения идеала общественного с идеалом эстетическим.
Проблема социалистического художественного сознания, его генезиса, его исторического развития неотделима от идеалов социалистического искусства. И тут очень важно подчеркнуть одно существенное для марксизма в пониманий идеала теоретическое положение. Марксизм принципиально по-новому ставит и решает проблему общественного идеала (и тем самым — проблему идеала эстетического). Идеал, устремление в будущее тесно связывается в марксизме с материалистическим пониманием истории, с массовой революционной практикой социальных преобразований. «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние».
Позднее, на рубеже XX в., уже в практике непосредственной классовой борьбы пролетариата на новом этапе эти положения марксизма были развиты и уточнены В. И. Лениным.
Возникновение нового социалистического миропонимания, становление новых идеалов, борьба за них, как указывал Ленин, может интерпретироваться двояко — идеалистически и материалистически.
Идеалистический подход к этой проблеме был характерен, например, для сознания и практики русского народничества, то есть одной из форм домарксистского социализма. Ленин так характеризует этот подход: «Для народника достаточно констатировать факт, порождающий... идеалы, затем привести указания на законность идеала с точки зрения «современной науки и современных нравственных идей»... и взывать далее к «обществу» и «государству»: обеспечьте, оградите, организуйте!». То есть предполагается умозрительное формирование некоей «картины», состояния, идеала, которые затем должны быть «установлены» и с которыми сообразовывается, к которым должна подводиться действительность. Процесс идет от «идеи», идеала — к реальности, к практике.
Для марксиста Ленин указывает иной путь, иную тенденцию построения и осуществления идеала (что имеет прямое отношение ко всем культурным, эстетическим, художественным процессам социалистического сознания). «Марксист исходит из... идеала, но сличает его не с «современной наукой и современными нравственными идеями», а с существующими классовыми противоречиями, и формулирует его поэтому не как требование «науки», а как требование такого-то класса, порождаемое такими-то общественными отношениями (которые подлежат объективному исследованию) и достижимое лишь так-то вследствие таких-то свойств этих отношений». Идеал проверяется фактами, он живет, действует, функционирует в сознании и социальном настроении как результат конкретных общественных отношений.
Новые качества идеала, его новое содержание, его устремленность в будущее и его поэтика зависят от конкретных свойств этих создающихся, действующих в реальности, формирующихся отношений. Процесс развертывается от «действительного движения», от исторической практики — к идее, идеалу, духовному требованию.
Эти ленинские положения имеют важное методологическое значение для понимания и исследования генезиса социалистического искусства, для всего культурно-художественного комплекса, связанного со становлением духовных ценностей социализма. Эстетические идеалы нового социалистического искусства— это не некая раз и навсегда созданная статическая картина совершенного общественного будущего, не высокий духовный постулат, к которому «тянется» искусство в изображении и интерпретации жизни. Эстетические идеалы — это становление эстетического и художественного сознания вместе с реальным пролетарским движением, в соответствии с фазами, этапами, конкретными особенностями и скачками этого движения, в соответствии с его национальными характеристиками.
Развитие социалистического искусства — исторически-конкретный процесс. Его эстетические идеалы формируются одновременно с практикой этого искусства как активный взаимообмен, как кристаллизация, как накопление ценностей в опыте и сознании социалистических пролетарских движений. Они — духовное завершение этих движений и, вместе с тем, освоение и открытие их перспектив, их гуманистических возможностей. Процесс этот диалектичен, богат, сложен. Однонаправленность, однозначность ему не свойственны.
В этом смысле описание и исследование национальных и социальных особенностей и судеб социалистического искусства в социалистических странах Европы со всеми противоречиями и победами, поисками, ошибками и открытиями конкретного национального опыта этих стран представляет собой широкое поле для наблюдения над тем, насколько разнообразны, неоднозначны и содержательны процессы активного взаимообмена между практикой социалистического искусства и его эстетическими идеалами, между открытием новых, все более объемных критериев духовного освоения революционной действительности и поисками конкретной художественной мысли творцов, создающих социалистическое искусство.
Маркс указывал, что все предшествующие эпохи отмечены тем, что буржуазия даже в период революций, нуждаясь в идеалах, отыскивала их в художественных формах прошлого. Новый исторический период в развитии человеческого общества, совершенно очевидно обозначившийся к середине прошлого века, отмечен важнейшим событием — появлением пролетариата как осознавшего себя класса. Пролетарские революции становились недалекой реальностью. Они черпали свои идеалы не в прошлом, а в будущем, охарактеризованном классиками марксизма в «Коммунистическом манифесте».
Маркс и Энгельс еще в своей ранней работе «Святое семейство» прямо указывали на практический путь превращения условий жизни трудящегося человека в истинно человеческие: «Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».
Неуклонное развитие общества, прорыв широких масс к сознательному историческому творчеству органически включает и расширение границ художественного освоения действительности. В борьбе за социалистическое преобразование мира в сознании трудящихся масс происходит коренное обновление многих эстетических категорий. Классовая борьба выдвигает новые конфликты с их принципиально новым содержанием, что находит свое выражение и в произведениях искусства. Поскольку в схватке с капитализмом именно конфликт труда и капитала на данном этапе исторического развития становится главным, а следовательно, рождаются новые герои освободительной борьбы, то искусство сосредоточивает свое внимание как на воспроизведении, так и на формировании этих героев. Недаром Ленин называл многих выдающихся профессиональных революционеров (Бабушкина, Баумана, Свердлова, Камо и других) героями борьбы за счастье народа.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.