Марксизм-ленинизм рассматривает демократию не как нечто абсолютное и застывшее, но как феномен, развивающийся в связи с борьбой классов и получающий высшее выражение в социалистической демократии, соединяющей, по определению В. И. Ленина, «насилие против буржуазии, т. е. меньшинства населения, с полным развитием демократии, т. е. действительно равноправного и действительно всеобщего участия всей массы населения во всех государственных делах и во всех сложных вопросах ликвидации капитализма».
Это особенно важно иметь в виду, рассматривая культуру стран охватываемого в нашем исследовании региона в период зарождения, становления социалистического искусства. Специфика ситуации в большинстве этих стран состояла в том, что «вопросы ликвидации капитализма» ставились и должны были решаться пролетариатом этих стран и его революционным авангардом — на ранних стадиях — в условиях, когда социальный организм и сознание личности не прошли еще «школы» буржуазного развития в той мере и в тех формах, как это имело место в промышленно развитых странах.
С этим связано и обилие непролетарских социалистических доктрин, с которыми приходится сталкиваться в этих странах во второй половине XIX — начале XX в. и с которыми приходилось на разных этапах вести борьбу революционному пролетариату и его авангарду — марксистским, а затем марксистско-ленинским партиям. Различные «национальные» версии социализма, всевозможные вариации «этического» социализма и тому подобные течения заявили о себе, как известно, ранее, чем возникла и стала входить в плоть и кровь рабочего движения теория научного коммунизма, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом. Еще в 40-х годах минувшего века родоначальники научного коммунизма писали о том, что социалистическая терминология и поверхностно понятые социалистические идеи стали литературной модой, формой интеллектуального снобизма, духовного кокетства.
«Эти «социалисты»,— писали Маркс и Энгельс о немецких «истинных социалистах»,— ...видят в зарубежной коммунистической литературе не выражение и продукт определенного действительного движения, а чисто теоретические сочинения, которые... возникли из «чистой мысли»... Они принимают на веру иллюзию некоторых из этих литературных представителей партии, будто у них речь идет о «разумнейшем» общественном строе, а не о потребностях определенного класса и определенной эпохи». Очень важно при этом напомнить, что Маркс и Энгельс тут же констатируют, что «с момента возникновения в Германии настоящей коммунистической партии «истинным социалистам» придется все больше находить свою публику лишь среди мелких буржуа, а представителей этой публики — среди импотентных и опустившихся литераторов».
Хотя Маркс и Энгельс говорят о «коммунистической партии», еще далекой от боевых революционных пролетарских организаций, основанных ими впоследствии (Союз Коммунистов, I Интернационал, II Интернационал), а затем получивших высшую историческую форму в партиях нового типа, созданных в соответствии с учением и практической работой В. И. Ленина, типология ситуаций обрисована Марксом и Энгельсом с исключительной прозорливостью. Говоря о генезисе социалистической художественной культуры, о проникновении идей научного социализма в художественную среду, об осмыслении художником своего места в процессе революционного переустройства мира, необходимо всегда помнить о тенденции, которую выявили Маркс и Энгельс в только что цитированных суждениях.
«Литературные», обобщенно «художественные» попытки подменить социализм как «определенное действительное движение» — явление, с которым приходилось иметь дело пролетариату и его партиям на разных этапах истории. Естественно, это явление приходится постоянно учитывать и при решении вопросов о формировании социалистической художественной культуры, вопросов о том, каково реальное содержание того или иного элемента художественной культуры, претендующего в классовом обществе и на «демократичность», и на «социалистичность». Специфика исторических судеб стран исследуемого региона обусловливала то, что крестьянская или мелкобуржуазная городская среда то и дело выдвигали «свой», «истинный» социализм в противовес социализму научному, пролетарскому, основанному на марксистском, а затем марксистско-ленинском понимании истории. Этот «свой», «истинный» социализм непременно окрашивался в «национальные цвета», был не просто местно-ограниченным (если вспомнить определение, данное К. Марксом и Ф. Энгельсом) в собственно культурном смысле, но противопоставлял местную ограниченность своей идеологии (и обусловленной ею культуры) прежде всего интернационалистскому пафосу и интернационалистской политической практике марксистской пролетарской революционности.
«Социализм», рождавшийся в условиях абсолютизации местной ограниченности, из абсолютизации сельской общины или «национальной общности», полностью соответствовал характеристике Маркса и Энгельса: он ограничивал «человеческий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия, накладывая на него рабские цепи традиционных правил, лишая его всяческого величия, всякой исторической инициативы».
Широкая критика капитализма, предпринятая художественной культурой изучаемых нами стран в пределах рассматриваемого периода, была отнюдь не однозначной, хотя весьма часто рядилась в социалистические одежды и пользовалась терминологией и критериями, претендующими на родство с марксистской социалистической терминологией и критериями. Тем острее стоял вопрос о необходимости возникновения новой (по своему творческому методу, по своей идейной ориентации, по степени осознанности исторического содержания) художественной культуры, нового искусства, которые сумели бы показать смысл пролетарской антибуржуазности, сумели бы помочь «кристаллизоваться» вокруг себя тем формам антибуржуазности, которые в исторической перспективе с неизбежностью тяготели к смыканию с пролетарской революционностью или к тому, чтобы стать союзниками пролетариата в борьбе за социальное переустройство мира; и, наконец, сумели бы выявить реакционные формы «антибуржуазности», спекулирующей на язвах капитализма и по сути дела стремящейся к исцелению этих язв (исцелению иногда даже радикальному, «хирургическому») во имя сохранения того же буржуазно-помещичьего, эксплуататорского общественного организма.
Иными словами, историческая потребность ставила на повестку дня вопрос об искусстве, которое обрело бы и передало массам полноту исторического реализма, реализма исторического миросозерцания, об искусстве осознанного исторического содержания. Основа этого содержания — осознание неспособности капитализма использовать то развитие производительных сил и то развитие личности, которые капитализмом же и порождаются, осознание неизбежности смены капитализма социализмом и коммунизмом, осознание исторической миссии пролетариата. Чем более сам пролетариат осознает свою историческую миссию, чем более вызревают исторические условия для ее реализации, тем более мощной и разветвленной становится и система социалистической художественной культуры еще в условиях капиталистического общества.
Притом речь чем дальше, тем больше приходится вести уже именно о вистеме, поскольку элементы, о которых писал В. И. Ленин, с развитием пролетарского движения, с созданием и укреплением партий нового типа, со все усиливающейся активностью трудящихся масс, не желающих мириться с условиями существования под гнетом эксплуататорского меньшинства,— элементы эти с неизбежностью соединяются в систему социалистического искусства, которая, как уже отмечалось, служит центром «кристаллизации» и для наиболее прогрессивных и последовательных элементов культуры общедемократической.
Следует отметить, что, при всей сложности идейной жизни во всяком обществе, при всей тонкости такого дела, как художественное творчество, историческая определенность идеологической борьбы капитализма и социализма, борьбы двух идеологий сохраняет и историческую определенность, и методологическую безукоризненность ленинской концепции двух культур. Культура общедемократическая, ее «элементы» внутри национальных культур эксплуататорского общества всегда стояли и стоят перед историческим выбором. Они или кристаллизуются вокруг социализма, который борется за демократию, высшую в сравнений с демократией буржуазной, или ассимилируются культурой реакционной, политикой эксплуататорских классов в области культуры. Притом исторический опыт показывает, что реакционная культура, политика эксплуататорских классов в сфере культуры с первых же шагов становления социалистической художественной культуры стремятся подчинить себе, ассимилировать — разумеется, исказив, переориентировав,— и элементы собственно социалистической культуры, и те культурно-исторические составляющие, которые определяют зарождение и формирование этих элементов (мировая и национальная художественная классика, революционно-демократическая традиция, наиболее близкие по своей антибуржуазности явления современной культуры). Примеров тому множество — от судеб Ф. Фрейлиграта и Г. Гервега до уроков контрреволюции в Венгрии и Чехословакии. Особенно важно иметь в виду эту тенденцию, когда речь идет о начальных процессах формирования социалистической художественной культуры. Комплексное изучение становления социалистической художественной культуры как системы побуждает обратить внимание на круг проблем и явлений, обусловленных неравномерностью исторического развития, влиянием этой неравномерности на судьбы искусства и, наконец, неравномерностБю развития самого искусства в отдельные эпохи и в отдельно взятых странах.
Это особенно важно потому, что едва речь заходит о социалистической художественной культуре, как противники последней начинают шумно перечислять, «что не удалось», а перечисляя, проводить чисто внешние, формальные аналогии. Впрочем, порой и самые искренние (иногда только чересчур торопливые) сторонники социалистической художественной культуры следуют той же методе, забывая, что процесс сознательного, целенаправленного и комплексного, всестороннего строительства социалистической художественной культуры в совершенной своей форме возможен только в условиях ставшего, реального социализма, что процесс этот в немалой степени и с неизбежностью проходит стадию стихийного формирования в недрах «наличных» художественных традиций и реалий. Все это делает особенно плодотворным рассмотрение генезиса социалистической художественной культуры в странах охватываемого в настоящем труде региона именно комплексно, в целом — по отношению ко всему региону и к каждой стране, в него входящей. Общность исторических судеб, многовековые культурные взаимодействия, характер развития производительных сил и производственных отношений в этих странах в эпоху капитализма и пролетарских революций — все это дополняется еще и достаточной разнородностью национальных художественных традиций, различной степенью разработанности тех или иных видов профессионального искусства к периоду, с которого в нашем изданий ведется изложение — к 40-м годам XIX в., периоду рубежному, ибо именно с него пролетариат начинает осознавать себя как класс, свидетельством чему являются восстания силезских и чешских ткачей в 1844 г. О восстании силезских ткачей Карл Маркс писал, что оно начало «как раз тем, чем французские и английские рабочие восстания кончают,— тем именно, что осознается сущность пролетариата».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.