Социалистическое искусство порождено революционной борьбой рабочего класса, неразрывно связано с этой борьбой и выступает выражением ее целей и идеалов.
В процессе развития социалистического искусства формируется его основной творческий метод — социалистический реализм. С возникновением социалистического содружества как мировой социально-политической системы, с ростом революционной борьбы рабочего класса в капиталистических странах, с увеличением воздействия идей научного социализма на национально-освободительную борьбу народов против колониализма и неоколониализма искусство социалистического реализма превращается в явление общемировое. Воздействие этого искусства на мировой художественный процесс, на идейное развитие миллионов людей постоянно растет, и в перспективе воздействие это будет все более усиливаться. Этим определяется исключительная историческая ответственность искусства социалистического реализма. Этим определяются важность и ответственность задачи его изучения.
Создание социалистического реализма как принципиально нового творческого метода происходит постепенно — от первых предпосылок и тенденций, ведущих к его возникновению в самом искусстве и к теоретическому осмыслению закономерностей такого возникновения и перспектив развития нового творческого метода, до формирования в целостную, широко разветвленную систему теории и художественной практики.
Социалистический реализм как целостная художественная система в своем историческом становлении проходит ряд последовательных этапов. При этом по самой своей природе он открыт для дальнейшего развития и содержит в себе неисчерпаемые возможности постоянного обогащения в будущем.
Социалистический реализм — открытая система, на всех этапах своего становления органически вбирающая в себя достижения гуманистического искусства всех эпох и народов. Этот открытый характер социалистического реализма изначально был предопределен историческими задачами и историческими особенностями возникновения и формирования художественной культуры, связавшей себя с революционным движением рабочего класса и вдохновлявшейся идеями, ведшими пролетариат на борьбу. Об этом со всей определенностью говорил В. И. Ленин: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить. Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор. Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества. Все эти пути и дорожки подводили и подводят, и продолжают подводить к пролетарской культуре так же, как политическая экономия, переработанная Марксом, показала нам то, к чему должно прийти человеческое общество, указала переход к классовой борьбе, к началу пролетарской революции»
Исходя из этого фундаментального ленинского положения, коммунистические и рабочие партии стран социалистического содружества, выдающиеся деятели этих партий, теоретики, мастера культуры и искусства, внесшие весомый вклад в осмысление законов социалистического реализма и творчества по этим законам, последовательно боролись и продолжают бороться против всевозможных проявлений сектантства по отношению как к культуре прошлого, так и к современной художественной культуре. Сила социалистического реализма, его мировое значение и реальный вклад в сокровищницу духовной жизни человечества оказываются столь значительными и столь определенными именно потому, что социалистический реализм способен наследовать все богатство гуманистической культуры, развиваясь,— выступать от лица истории всей прогрессивной культурной традиции, устремляясь в будущее,— давать ориентиры тем художественным школам и направлениям, которые в силу тех или иных объективных или субъективных причин еще не связали себя с магистральным путем исторического развития человечества.
Разумеется, этот открытый характер социалистического реализма отнюдь не подразумевает «всеприятия» социалистическим реализмом как творческим методом всякой традиции, всякой новой тенденции в современном культурном развитии. Сила и жизнеспособность социалистического реализма, всей художественной культуры, связавшей себя с революционной борьбой рабочего класса, основывается на четкости идеологических позиций художника и искусства в целом. «Открытость» не означает размывания границ, к чему постойнно, на всем пути развития художественной культуры, посвятившей себя служению идеалам социализма и коммунизма, пытались столкнуть ее праворевизионистские теоретики и художники, зараженные мелкобуржуазным анархизмом. Это такая же аксиома, как и то, что четкость идеологических позиций художественной культуры социалистического реализма несовместима с догматической узостью, с тем «комчванством», против которого постоянно, резко и последовательно выступал и призывал бороться В. И. Ленин.
То, что эти истины приходилось вновь и вновь отстаивать на протяжении всей истории развития художественной культуры, возникшей в результате роста и побед рабочего движения, находится в прямой связи с пронизывающей всю историю рабочего движения борьбой на два фронта — против правого и «левого» оппортунизма. Уроки этой борьбы всегда были и будут актуальны.
Сегодня одинаково важно попытаться воссоздать единую картину развития художественных культур стран социалистического содружества, выявляя как общие закономерности этого развития, так и своеобразие их проявления в художественной культуре различных стран.
Еще одной принципиально важной задачей, связанной с изучением возникновения и развития социалистической художественной культуры, является выяснение закономерностей интернационализации этой культуры. В нашей науке весьма подробно рассмотрены процессы взаимодействия национальных социалистических художественных культур в СССР, становления единой социалистической художественной культуры новой исторической общности людей — советского народа. Однако вопрос о том, как социалистическая культура становится явлением общемировым, какие исторические, социальные, политические, социокультурные закономерности воздействуют на этот процесс, нашей наукой только начинает ставиться. Естественно, что и для решения этой задачи прежде всего необходимо дать сравнительно-исторический очерк становления и развития художественных культур, связавших себя с судьбами рабочего движения в странах социализма.
Наконец, сегодня особенно актуальными являются и такого рода проблемы: как, каким образом, какими путями национальные социалистические художественные культуры в странах социализма наследуют традиции собственной художественной классики; как эти традиции — благодаря именно успехам национальных социалистических художественных культур в этих странах — становятся неотъемлемой частью современного художественного процесса, интернационализируются, служат делу борьбы за гуманизм современного искусства. Ведь именно национальные художественные культуры стран социализма сохранили, сделали современными для всего мира традиции русского романа и живописи, критического реализма, польской и венгерской романтической поэзии, немецкого театра эпохи Просвещения.
Развитие национальных социалистических художественных культур в этих странах уже не одно десятилетие протекает под знаком пристального изучения классического художественного наследия. Сказанное относится не только к собственно наследию, но и к тем формам, в которых наследие претворяется в искусстве уже в пору непосредственного социалистического и коммунистического строительства, получает отзвук в новых видах искусства, рожденных развитием науки и техники и соответствующих задачам демократизации художественной культуры.
С этим кругом вопросов тесно смыкаются и вопросы освоения художественной культурой, связавшей себя с идеями научного социализма, традиций народного искусства; рождение не только в профессиональной художественной среде, но и в «толще народных масс» (Ленин) новых принципов творчества и распределения культуры.
Сегодняшний практический ответ на эти вопросы невозможен без пристального изучения опыта прошлого. Такое изучение предполагает сопоставление родственных явлений с учетом как специфических условий рабочего движения в той или иной отдельно взятой стране, так и направленности общемирового освободительного движения пролетариата, сопоставление ведущих тенденций развития национальных художественных культур и тенденций развития мировой культуры в конце XIX и XX в. в свете идеологического противостояния социализма и капитализма.
Искусство, тяготеющее к идеалам социализма и концепциям человека, рожденным в недрах социалистических учений, еще не достигших зрелости научного марксистско-ленинского социализма, неотделимо от предыстории и истории собственно искусства социалистического реализма. Процесс постепенного формирования этого метода есть процесс рождения искусства, сознательно ставящего себя на службу идеалам социализма, борьбе рабочего класса и всех демократических сил общества за эти идеалы. А это значит, что искусство социалистического реализма не может изолировать себя от широкого потока искусства, вдохновленного общегуманистическими, общедемократическими идеалами.
Все это определяет особую важность и ответственность разработки вопросов, связанных с развитием социалистического искусства, в частности на самой ранней стадии его зарождения. Для научного рассмотрения этих вопросов в данном издании выделена и объединена по региональному признаку общность европейских государств, историческое развитие которых к середине XX столетия реализовалось как очередной крупный этап формирования общемировой социалистической системы.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.