Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Введение. Часть 2-я


«Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы»
В. Г. Кисунько, В. Г. Клюев, Б. И. Ростоцкий и др.
Издательство «Наука», М., 1978 г.
Приведено с некоторыми сокращениями.


В наши дни страны социалистического содружества, опираясь на нерушимые принципы пролетарского интернационализма, год от года крепят свое единство.
Сущность этого процесса во всем его значении была раскрыта в Отчетном докладе товарища Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС. Характеризуя неуклонный подъем стран социализма, их уверенное поступательное движение к развитому социалистическому обществу, к коммунизму, Л. И. Брежнев говорил:
«Вместе с расцветом каждой социалистической нации, укреплением суверенитета социалистических государств все теснее становятся их взаимосвязи, возникает все больше элементов общности в их политике, экономике, социальной жизни, происходит постепенное выравнивание уровней развития. Этот процесс постепенного сближения стран социализма вполне определенно проявляется ныне как закономерность».
В свете приведенной характеристики особое и чрезвычайно важное значение приобретает и вопрос о развитии социалистического искусства в европейских социалистических странах, и не только в наши дни, но и на более ранних этапах их истории.
Объединяя в общем исследовании разделы, посвященные разным видам искусства в социалистических странах Центральной и Юго-Восточной Европы второй половины XIX — начала XX в., авторы ставили перед собой задачу попытаться воссоздать картину становления социалистического искусства как в каждой из взятых стран, так и во всем регионе.
Авторы, естественно, учитывали, что читатель неизбежно будет соотносить предлагаемые ему картины развития художественной культуры в Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Югославии, Болгарии и Румынии с картинами развития художественной культуры России в тот же период (как органически связанных компонентов процесса формирования художественной культуры социализма вообще).
В. И. Ленин еще в начале XX в. наметил общие контуры поэтапного, скачкообразного возникновения и развития общемировой социалистической системы, предсказал историческую возможность победы социализма в той или иной группе стран, определил характер исторической борьбы пролетариата этих стран против империализма, еще сохраняющего свои позиции в других государствах.
История подтвердила предвидение В. И. Ленина. Великая Октябрьская социалистическая революция в России положила начало реальному формированию общемировой социалистической системы.
К середине XX столетия под руководством марксистско-ленинских партий начался переход к строительству социализма в целой группе европейских стран, составивший второй крупнейший по своему значению этап складывания общемировой системы социализма.
При всем национальном своеобразии исторического развития каждой из этих стран, при всей неповторимости их национальных культур их судьба и их культура определяются общностью совершившихся социальных преобразований — победой социализма.
Это дает объективное основание рассматривать в неразрывной связи с развитием рабочего движения конкретно-историческое развитие социалистического художественного сознания и социалистического искусства этих стран как целостный культурно-исторический процесс, который имеет свои типологические черты.
Научная обоснованность и целесообразность исследования поставленной проблемы на материале культуры группы социалистических стран Центральной и Юго-Восточной Европы подкрепляется и многими существенными обстоятельствами, относящимися к их прошлому.
Суть дела не только в их географической близости друг к другу (и одновременно к России), хотя и это само по себе издавна облегчало их естественные многообразные взаимосвязи в области культуры.
Вопрос не сводится и к столь же естественному, давнему, особенно наглядному и прочному именно в сфере литературы и искусства контакту славянских народов современных Болгарии, Польши, Чехословакии и Югославии (и одновременно их всех с Россией), определяемому языковой родственностью и уходящему в глубину веков.
При всех очевидных и порою даже разительных отличиях черты несомненной общности обнаруживаются прежде всего в их исторических судьбах.
Так, для многих, если не для всех, народов региона, которому посвящено настоящее исследование, на определенных, хотя и не всегда совпадающих этапах исторического развития первостепенное значение приобретала борьба за завоевание государственной самостоятельности и целостности, а соответственно и за единую самобытную национальную культуру.
Например, немцы не прошли через те тяжелые и длительные этапы иноземного гнета, который испытали поляки, чехи, словаки и южные славяне, но, вместе с тем, перед Германией в середине XIX в. стояла трудная задача объединения немецких земель в единое государство. Вспомним, что в известном Предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1893), обращаясь к итальянскому читателю, Ф. Энгельс писал:
«...ни в какой стране господство буржуазии невозможно без национальной независимости. Поэтому революция 1848 г. должна была привести к единству и независимости тех наций, которые до того времени их не имели: Италии, Германии, Венгрии. Очередь теперь за Польшей».
Характерно, что при всей разности тогдашнего положения отдельных народов Энгельс в перечне упоминаемых им стран вслед за Италией называет именно Германию, Венгрию и Польшу, ставя их в один ряд, а в конце цитированного абзаца говорит об интернациональных действиях итальянских, венгерских, немецких, польских и русских рабочих.
Изучение конкретного исторического материала, его сравнительное исследование очень существенно для формирования теории социалистической культуры и искусства, для определения стратегических закономерностей формирования и развития социалистической художественной культуры и практического использования этих закономерностей как в рамках национальной культурной политики, так и в рамках интернационального сотрудничества социалистических стран.
Вместе с тем необходимость и правомерность постановки и решения такой задачи не должны заслонять проблему национального своеобразия во всемирно-историческом процессе рождения социалистической художественной культуры.
В. И. Ленин подчеркивал, что «исследовать, изучить, отыскать, угадать, схватить национально-особенное, национально-специфическое в конкретных подходах каждой страны к разрешению единой интернациональной задачи...» необходимо для революционной практики пролетариата в исторический период зарождения и развития социалистических преобразований в общемировом масштабе.
Общеметодологическое указание В. И. Ленина имеет самое непосредственное отношение и к проблемам формирования и развития социалистической культуры и искусства.
В. И. Ленин предсказал, а опыт социалистических и национально-освободительных движений XX столетия подтвердил на практике одну из существенных задач и особенностей конкретно-исторического развития коммунистического и рабочего движения в современную эпоху.
«...Единство интернациональной тактики коммунистического рабочего движения всех стран требует... такого применения основных принципов коммунизма..., которое бы правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям».
Поэтому одна из существеннейших задач теории, осмысливающей революционный опыт XX в. (в том числе и революционный опыт художественной культуры, революционный опыт пролетариата и его партии по руководству, направленному к формированию новой, социалистической художественной культуры), состоит в том, чтобы правильно вскрыть реальную диалектику общего и особенного, интернационального и национального в развитии социальных процессов.
В отношении искусства, в отношении художественного сознания эпохи (то есть и сознания самого художника, и сознания читателя, слушателя, зрителя, иными словами — сознания, объединяющего и художественное творчество и художественное восприятие в единый акт социального сотворчества) эта задача актуальна в не меньшей степени, чем в отношении более широких и всеобщих социальных явлений.
Становление, постепенное историческое развёртывание зрелых форм социалистического искусства в Болгарии, Венгрии, Германии (чьей богатой традиции социалистического искусства сегодня наследует вся художественная жизнь Германской Демократической Республики и культурная политика СЕПГ), Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии позволяет наблюдать продуктивное, богатое взаимодействие конкретно национальных и всеобщих особенностей в едином, общемировом процессе развития социалистической культуры и социалистического искусства.
Весь интереснейший материал, накопленный национальными культурами братских стран, во всем богатстве видов искусства (театр, музыка, живопись, графика, архитектура) до сих пор еще не был описан и исследован в свете обозначенной теоретической задачи.
Предлагаемый читателю коллективный труд «Генезис и развитие социалистического искусства в странах Центральной и Юго-Восточной Европы» представляет собой один из первых опытов такого рассмотрения.
В советской науке, как и в большинстве исследований, ведущихся учеными-марксистами других стран, проблематика эта наиболее разработана на материале литературы. Конечно, в трудах литературоведов, посвященных проблеме генезиса социалистического реализма, имеются и некоторые расхождения, и неясности, и спорные положения. Это естественно, если учесть сложность проблематики и наличие многих неразработанных вопросов.
Однако результаты, полученные литературоведением и эстетикой, опиравшейся в своих изысканиях прежде всего на историю литературы, позволяют со всей определенностью сделать вывод: опыт литературоведов дает все основания опереться на него. Основные ведущие идеи и положения здесь уже оформились и утвердились.
Дело, конечно, не в механическом перенесении закономерностей, выявленных при изучении литературного процесса, на художественный процесс в целом. Специфика видов искусства и жанровая специфика внутри того или иного вида искусства требуют постоянных корректировок при выведении общих закономерностей и прослеживании этих закономерностей в живом художественном процессе. Вне учета этой специфики и всех факторов,
--------------------------------
О генезисе социалистического реализма в литературе см.: Формирование социалистического реализма в литературах западных и южных славян, М., 1963; Национальные традиции и генезис социалистического реализма, М., 1965; Марков Д. Ф. Генезис социалистического реализма. Из опыта южнославянских и западнославянских литератур. М., 1970.
Тема генезиса социалистического реализма возникает также в трудах по истории национальных литератур; см., например: Очерки истории болгарской литературы XIX—XX веков. М., 1959; Очерки истории чешской литературы XIX—XX веков. М., 1963, а также монографии, посвященные творчеству отдельных писателей.
--------------------------------
ее обусловливающих, рассматривать процессы формирования социалистического художественного творчества невозможно. Вместе с тем особенно важны для исследования общие черты единого исторического процесса, стало быть, и общие психологические закономерности, ведущие к коренной ломке во всем общественном сознании, а значит, и в сознании художественном.
В этом процессе художественное сознание обретает способность отразить действительность в ее революционном развитии и тем самым становится важным фактором и орудием революционного преобразования мира.
Продуктивная разработка всего комплекса проблем, связанных с развитием социалистической культуры, доступна лишь коллективной марксистской мысли современности.
И ни одна, самая фундаментальная монография, ни один, самый представительный коллективный сборник или труд не могут претендовать на всесторонность теоретического или исторического освещения этого комплекса проблем.
Тем не менее проблемы необходимо решать. И если не все вместе, во всем объеме их исторического взаимодействия, то по крайней мере хотя бы по частям, постепенно, проясняя одно звено за другим.
Только накапливая и соединяя отдельные усилия, можно приблизиться к пониманию всего богатства единого, целостного поступательного движения социалистической художественной культуры, к пониманию социалистического искусства как исторически целостного явления.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +