Осуществляя широкую экстраполяцию сверхвещных значений, поп-арт делает ставку на субъективную зыбкость, постоянную изменчивость человеческих впечатлений и представлений. Признавая, подобно Ортега, единственной подлинной реальностью эту ирреальную, идеальную и субъективную сторону отражающего объективный мир человеческого сознания, представители поп-арта проделывают несложную, на первый взгляд, логическую операцию. Путем простого перемещения акцентов значения или незначительной смысловой деформации они направляют взгляд зрителя не столько вглубь, к сути изображаемых явлений, сколько обращают его взор к себе самому, внутрь, к субъективному, так как «произведения» поп-арта не связаны с изображением в обычном смысле, а прямо представляет зрителю реальный предмет. Оказавшись один на один с какой-либо вещью, зритель остается, по существу, наедине с собой. Путем домысливания, без необходимой свободы ассо-циаций он «созерцает» объект, не воспринимая его. Пророческое «и виждь и внемли» осуществляется здесь лишь наполовину и как бы останавливается на полпути. Видеть, но не понимать, не мыслить — вот один из девизов поп-арта.
Так впервые в истории искусства осуществляется небывалый по массовости и грандиозный в сбоем общественном содержании художественный «эксперимент». Любой подвернувшийся под руку предмет, обрывок газеты, кусок афиши, грязное пятно или причудливая фигура становятся объектом художественной мистификации. При этом авторы исходят из странного представления о зрителе, как каком-то бесконечно легковерном, набожном существе, готовом к переосмыслению любого явления, случайного жеста, изолированного сигнала. Его душевный экстаз, самовозбуждение должны переходить во всеобщий сомнамбулизм по мере того, как осуществляется эта ирреализующая функция «вторичных» значений или «сверхзначений» повсеместно распространенных, житейских, примелькавшихся предметов, то есть по мере того, как совершается всеобщая профанация умов.
«Новая реальность» — оригинальное, сверхданное, сверхобычное значение банальных реальных предметов, долженствующая в произведениях поп-арта представлять новое художественное содержание, остается, таким образом, в пределах тех же субъективно-идеалистических построений, общую основу которых составляет отмеченное В. И. Лениным «одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный...».
Если в произведениях абстракционистов абсолютизация отдельных явлений сознания, творящего или воспринимающего субъект, приводит к пустоте и нематериальности, то в произведениях поп-арта делается попытка из ничтожной, «голой», вещной реальности, из грубой натуры, без какого-либо опосредования вывести широкое, отвлеченное, возведенное в абсолют значение, универсальную эстетическую ценность. Искусство «прекращает» свою многовековую жизнь лицедея, оно «возвращается» в лоно небытия, первозданной природы, оставаясь для человека лишь как воображаемое явление, как бесконечная вереница интимных грез, предчувствий, импровизаций. Построенное, что называется, на твердой почве, на грубом осязаемом материале, на вещественно-предметной основе, это искусство тем не менее оказывается в высшей степени эфемерным и бесплотным в силу того, что сам по себе «объект-прима» абсолютно бессодержателен или сугубо ограничен в своем значении.
Потемневшие от времени мумии или развалины храмов, древняя утварь, монеты, изваяния острова Пасхи не потому так привлекательны сегодня, что слишком вещественны в своем содержании, слишком загадочны, но потому, видимо, что их многозначительность слишком широка и в то же время граничит с тем символическим однозначием, в котором сходятся, объединяются самые широкие противоположные значения жизни и смерти, конечного и бесконечного, движения и покоя и т. д. Такая всеохватывающая однозначность выпадает на долю немногих объектов. Возможно, какой-либо объект, доставленный с Луны, или содержимое капсулы, замурованной сегодня, через тысячу лет будет иметь преимущественно этнографический смысл. Эстетический или художественный символ не исчерпывается бытовым значением вещи.
Могила Неизвестного солдата — это символически оформленное захоронение — способно привести в действие, возбудить живые человеческие чувства, разум, волю многих людей, потому что это предельно абстрактное по своему образному содержанию сооружение слишком глубоко охватывает и прочно удерживает в памяти огромную совокупность конкретных значений.
Предметная символика древнего примитивного искусства и поп-арта не имеют ничего общего. Живой социально-исторический опыт, классовая борьба, эксплуатация, бесчисленные и постоянные лишения не позволяют сегодня человеку погрузиться в мистический транс или удовольствоваться бесплотными сверхчувственными абстракциями, принимающими, казалось бы, максимально конкретную осязаемую форму в реальных вещах. Реальные явления, конечно, обладают значением, но оно развивается и определяется отнюдь не субъективной волей отдельного человека.
Случается, что реальное событие действительно обладает особым, иным, «вторым» значением. И второе значение этого события, «событие-секунда», как сказали бы сторонники поп-арта, рождается на фактической реальной основе, на основе единичного случая, который, однако, тысячами нитей связан с практикой и условиями целого многомиллионного общества. Документальный «натуралистический» репортаж или непосредственное зрелище превращаются порой в зрелищно-театрализованный акт, не уступающий по своему эмоциональному содержанию и обобщающему значению художественному акту.
В ноябре 1967 года на комсомольской конференции одного из крупнейших предприятий Москвы членам президиума был вручен обломок сбитого во Вьетнаме американского самолета. Кусок металла был единодушно воспринят как символ, как вещественное доказательство, неопровержимое и многозначительное свидетельство действительного единства трудящихся нашей страны и патриотов Вьетнама.
Тенденция к документальной точности, предельной достоверности и фактографичности художественных решений получает сегодня все большее признание и в нашем искусстве. Есть немало значительных творческих удач (среди них многие произведения кинохроники, например фильмы о Великой Отечественной войне, «Летопись полувека», спектакль «Правда! Ничего, кроме правды!», осуществленный Г. Товстоноговым, многочисленные серии работ художников, художественной фотографии и т. д.), отличающихся силой большого эмоционального эстетического воздействия.
Реальные предметы, явления, факты, события могут приближаться в своем значении к произведениям искусства, если эти зримые конкретные явления несут в себе более широкое значение, связанное с общественным историческим опытом человека. Это «совмещение», с одной стороны, зримо осязаемого, конкретного и неповторимого в своей индивидуальности содержания объекта, а с другой стороны, его более широкого и обобщенного значения, отвлеченного и постигаемого лишь рациональным путем, путем абстрактных умозаключений, достигается, как известно, в художественном образе, своеобразие которого и определяется характером воспроизведения этих живых диалектических связей общего и единичного.
«Новые» же реальности популярного искусства эту связь ограничивают или игнорируют вовсе. Абсолютизация единичных явлений в практике поп-арта, отказ от их обобщения, от признания глубокой внутренней взаимосвязи между ними приводит не просто к иконоборчеству. Полный отказ от изобразительного начала в живописи ведет в большинстве случаев к разрушению художественного образа, к поверхностной инвентаризации быта вместо искусства, ко все большему отрешению художника от человеческих общественных интересов, к погружению его в мир субъективных призраков, к мифомании. Таков объективный итог пророческих намерений «популярного», «массового» искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реальные противоречия «массовой» художественной культуры, разрыв между искусством и действительностью, творческой личностью и обществом, несовпадение требований традиционной элитарной и новой тоталитарной культуры дополняются нередко в работах буржуазных эстетиков и искусствоведов противоречиями мнимыми, надуманными. К последним можно отнести настойчиво провозглашаемый буржуазными учеными антагонизм между Востоком и Западом, между европейской и американской культурной традицией. Хотя некоторые из этих противоречий имеют какое-то основание в действительности, их конкретное содержание и особенно художественное или теоретическое выражение почти всегда бывает слишком надуманным или крайне умозрительным.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.