Нельзя, конечно, не признать различий между, скажем, некоторыми восточными концепциями человека и искусства и концепциями западными. Но между ними нет той пропасти, которую пытаются утвердить Мальро и другие искусствоведы. Как нет, скажем, принципиальных расхождений во взглядах на искусство и его общественно-гуманистическую значимость между европейскими и американскими эстетиками и художниками. Конечно, условия общественно-экономического и культурного развития Европы и Америки различны. Отсюда своеобразный подход европейских и американских ученых к проблемам «массового» искусства. На первый взгляд может показаться, что, например, эстетика Ортега-и-Гассета или Мальро с ее культом своеобразия и чистоты художественных форм, стилей, индивидуализированного (личностного) художественного самовыражения, с ее некоторыми пессимистическими нотками и кризисными настроениями в корне противостоит американской эстетической традиции XX века, эстетике, например, Сантаяны, Дьюи, Манро, которая почти безоговорочно принимает принцип непосредственной ценности всякого эстетического опыта, проповедует свободу и даже демократизм художественного творчества, является более оптимистичной и цельной в своих философских истоках.
Но как аристократические элитарные тенденции европейской эстетики, так и более «демократические», «массовые» принципы эстетики американской в одинаковой степени служат духовной теоретической основой многих современных явлений так называемой «массовой культуры» и в том числе «популярного искусства». Ни европейские теории «кризиса культуры», ни наигранный оптимизм и демократизм эстетических теорий американских ученых не могут преодолеть тот крайний индивидуализм буржуазного миросозерцания, который коренится в условиях буржуазного миропорядка и который является питательной средой для возникновения скепсиса, нигилизма, для массовых проявлений анархичного бунтарства и шарлатанства на поприще искусства. Результатом массовых абсурдных манипуляций под знаком искусства и становится загромождение многих современных художественных выставок вещами и предметами, не только ничего не выражающими, но и не имеющими ничего общего с человеческими делами и помыслами. Это еще раз подтвердили экспонаты «Майского салона» 1966 года в Париже и 33-й международной художественной выставки 1966 года в Венеции (биеннале), среди которых были, например, подержанные уздечки, старомодные потемневшие зеркала, веники и прочая утварь. Если несколько лет назад подобные экспонаты вызывали скандалы даже среди буржуазной критики, прессы и членов жюри, то теперь эти обычные вещи признаются в качестве произведений искусства и даже высоко оцениваются. «Воображаемый музей» открыл невообразимое многообразие реальных объектов, «готовых изделий», наводнивших сегодня художественные салоны.
Стихия поп-арта, помимо живописи, распространяется и на другие виды искусства, на литературу, театр, кино. И дело не в том, что авторы практикуют неожиданные композиционные приемы, монтаж разнородных сюжетов, старые письма или бытовые вещи (вопреки всяким канонам художественной условности), документальные материалы перемежают вымыслом.
Сегодня создается, например, много интересных фильмов, особенно телевизионных, где кадры документальной хроники о прошлом «перебиваются» съемками из современной действительности. Бывает, что вся лента (например, «Пилоты в пижамах») снимается без единой игровой сцены, но фильм нельзя упрекнуть в фактографичности или натурализме, а его авторов в оригинальничании. При этом неизмеримо возрастает правдивость, человечность, идейно-эстетическая значимость подобных работ. Художества же поп-арта, наподобие выставок или кинолент Уорхола, бессодержательны, антиэстетичны, лжегуманны.
Сами крайности «массового искусства», его глубокое внутреннее несообразие являются выражением крайне противоречивого состояния современной буржуазной «массовой культуры». Парадоксальное несообразие «массового» искусства особенно наглядно проявляется в его социально-гуманистических претензиях. Нередко буржуазные художники искренне хотят, чтобы их искусство стало массовым и общеинтересным, значительным и новым, глубоким по содержанию и доступным по форме. Они настойчиво борются за свободу художественных поисков и творческое многообразие, экспериментируют и пытаются осознать свое положение в реальном мире. Но они живут и действуют в реальных условиях современного буржуазного миропорядка. Этот миропорядок в решающей степени определяет мотивы, характер творчества и объективный исход всей творческой деятельности художника. Бесчеловечные условия капиталистической действительности не благоприятствуют развитию революционного искусства, утверждающего подлинно передовые гуманистические идеалы.
«Господствующая элита» намеренно усиливает гнетущую атмосферу духовной беспросветности и безысходности существования человека, стремится закрепить пассивно-конформистскую социальную ориентацию индивида, лишает его возможности осознания им ценности своей человеческой индивидуальности, своей оригинальности и самостоятельности. В этом хорошо налаженном ироцессе духовного порабощения масс особое место занимает «массовое искусство», которое так или иначе оказывается соучастником процесса «омассовления» и «осреднения» человека. Вот почему и совершается то необычайное превращение искусства, в результате которого вещная обыденность «становится» искусством, а искусство низводится до обычной вещи. Социальные, идеологические, моральные, психологические последствия «масскульта» трудно даже учесть. Массовые «художественно» организованные оргии, возбуждающие «социальный психоз» и охватымющие временами, подобно эпидемии, широкие слои населения, как правило, являются симптомом глубокой болезни буржуазного общества, ведут нередко к социальной и национальной трагедии этого общества. Безграничный художественный авантюризм, мистика и серость имеют место в буржуазном искусстве именно в силу этой его сопряженности с процессами «массовой» культуры.
Итак, искусство буржуазного авангарда стремится быть массовым, человечным, но зачастую это стремление выливается в моду или скандальный ажиотаж. Оно хочет быть современным и революционным, оригинальным и новаторским, но оказывается банальным и конформистским, а его модернистская направленность сводится к бездумному подражанию или, скорее, стилизации давно отживших, древних способов и приемов творчества. Поиски чистой пластики нередко завершаются в «эстетике отбросов» культом безобразного. Абстрактное начало ведет в итоге к засилию грубой вещной реальности в искусстве, а стремление к созданию «новых реальностей», «сверхреальностей» завершается в онирических таинствах, в бессознательных инстинктивных жестах, в чистых (подобно «грезам действия» у дзенбуддистских монахов) медитациях. Поистине неисповедимы пути модернистского творчества, которое в форме «массового искусства» стало носителем предельно обострившихся противоречий буржуазного художественного сознания, буржуазной культуры.
Общим концентрированным выражением этих противоречий является тот крайний индивидуализм буржуазного миросозерцания, который служит постоянной питательной средой для всякого рода субъективистских умозрительных спекуляций в теории, для развития скепсиса и нигилизма в художественном сознании, для массовых псевдохудожественных манипуляций в практике «нового искусства».
Далекие от духовных запросов современного человека поделки поп-арта, конечно, лишь условно могут называться искусством. Бытовые предметы ничего не отрицают и ничего не утверждают, вещи как бы сосуществуют с человеком, делая само это существование вещным и бесчеловечным. Но человек вновь и вновь восстает против них, искусство призвано вести поиск, взрывать кору обыденности и застоя. С помощью искусства художники-дизайнеры нередко меняют взгляды людей на вещи, обновляют и преобразуют окружающую среду. В этом смысле многие эксперименты художников-дизайнеров имеют прикладное значение. Подчеркивая, усиливая незримую обыденность вещи или, наоборот, представляя ее в необычном новом свете, они тем самым ускоряют и углубляют творческие поиски, открывают новые структуры, аспекты формообразования, совершенствуют технические приемы и средства.
Поп-арт же лишь претендует на общность с дизайном, который сам далеко не всегда связан с искусством непосредственно. Это скорее предыскусство, мир бесконечного пластического, колористического, структурного, динамического многообразия реальных форм, «готовых изделий», которые затем отбираются и используются художниками в меру собственного понимания им и социальных и гуманистических задач.
Мера гуманизма художника или степень соответствия его творчества социально-гуманистическим задачам бывает различной, нередко со знаком минус. Буржуазные художники подчас намеренно избегают последовательности и определенности в выражении своей позиции, скрываясь за общечеловеческими «вечными» понятиями, делая таким образом первый — мировоззренческий — шаг в сторону умозрительных абстракций. Для многих из них этот шаг оказывается решающим. Но даже в случаях идейной непоследовательности и противоречивости творчество ряда буржуазных художников не перестает привлекать общественность, потому что в самой отвлеченной или даже весьма опосредованной форме оно отражает социальные человеческие проблемы.
В эрзацах же «массового искусства», во многих произведениях поп-арта, при всех его гуманистических претензиях, элемент человеческого, общеинтересного сведен до минимума, он то исчезает вовсе, то едва заметен в чрезмерно искаженной форме.
Что касается широковещательных лозунгов о преобразовании мира, о слиянии искусства с действительностью, о сближении художника с «массами», то нельзя не признать, что буржуазное искусство выбрасывает их вынужденно, намереваясь с их помощью сгладить сколько-нибудь противоречия в «производстве» и «потреблении» «массового» искусства. Идея о художественном миросо-зидании, о преобразовании действительности средствами «массового искусства» приобретает значение несбыточной утопии. Ибо в массе своей это искусство не столько воспитывает публику, не столько формирует в человеке художника-творца, сколько забавляет и отвлекает его от актуальных жизненных проблем, превращая массу людей в обезличенных марионеток, достигая предельной унификации их духовного мира.
Как признают сами художники поп-арта, их творчество — это пограничная область между искусством и действительностью, между смыслом и бессмыслицей, между значением и фарсом, между искусством и забавными розыгрышами.
Существующий бесчеловечный порядок мира капитала лишь апологетизируется в головоломных трюках, шутовских или болезненных гримасах этого искусства. А попытка историко-теоретического обоснования и официальная идеологическая поддержка этого искусства делают его болезнь лишь более хронической и опасной.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.