Осознавая или угадывая эту революционизирующую тенденцию искусства, многие буржуазные художники, лишенные реальной перспективы революционного переустройства мира, впадают нередко в различные крайности своеобразной художнической революционности, формалистического новаторства, художественного миросозидания. Одни из них, как правило, палят вхолостую, другие, подобно Дон-Кихоту, самоотверженно вступают в неравный бой, но не с ветряными мельницами, а с грубой силой капиталистического молоха.
Нигилизм, анархический бунт этих художников, равно как и замысловатый трюк и даже шарлатанский прием говорят сами за себя, но в то же время служат выражением кричащих противоречий буржуазного миропорядка. И хотя это бунт, но бунт вслепую, без реальных шансов на победу; это, таким образом, бунт в пределах дозволенного, в рамках самого буржуазного миропорядка. Это, в конечном счете, как ни парадоксально,— слепая апология и, таким образом, оправдание этого порядка.
Примечательна в этом смысле судьба немецкой художественной школы — «Баухауза» (1919—1928 гг.), приверженцы которой выступили против хаоса вещественного мира капитализма, предполагая внести в него разумный порядок, на основе широкого художественного синтеза живописи и скульптуры преобразить характер производимой продукции, «готовых изделий». На базе архитектуры, через систему художественного конструирования они намеревались воссоединить рабочего и художника, труд и искусство, восстановить творческий облик производителя и таким образом осуществить возрождение личности. Мечтая о широкой эстетизации всей среды, самой реальности, К. Гроппиус и его сторонники стремились в первую очередь к преодолению узкой специализации отдельных сфер творчества и труда.
Их плацдармом стала архитектура, отсюда они начали свой поход за сохранение личности перед новым нашествием капитала (в форме его монопольно-государственного воздействия через производство) на культуру и личность. Но стилевое однообразие форм, структуры и функций предмета, осуществляемое в «Баухаузе» на базе архитектуры, привело в конечном итоге к засилью формалистического функционализма, когда формы предметов быта и жилой обстановки (мебели, посуды, светильников, украшений и т. д.) оказались предельно стилизованными под архитектурно-геометрический облик новых инженерно-технических конструкций, приемов, новых промышленных материалов.
Это же несообразие в проектировании предметов среды в значительной мере повлияло на развитие стайлинга и коммерческого дизайна. Это же обстоятельство — сухость и строгость функциональных принципов формообразования — вызвало бурную реакцию против этого художественного рационализма со стороны многих художников дадаистов и сюрреалистов.
Конструктивистская художественно-архитектурная концепция «Баухауза», предполагавшая преображение среды и человека, явилась откликом на крупнейшие социальные и культурные преобразования, возникла вследствие промышленно-технической революции первой четверти XX века, но при зарождении она меньше всего, казалось, распространялась на промышленные объекты, орудия труда, фабрично-заводское оборудование, то есть сферу непосредственного производства. Тем более что она не касалась существа общественных отношений
---------------------------------
Коммерческий дизайн и стайлинг — практика внешнего украшательства, стилизации форм выпускаемых капиталистическим предприятием изделий с целью их более выгодного сбыта.
---------------------------------
при капитализме. Это однобокая художническая попытка решения социальной проблемы была поэтому, при всех своих плодотворных открытиях и начинаниях, не просто утопичной, но легко уязвимой для таких новых явлений монополизированного капиталистического производства, как обострившаяся конкурентная борьба, коммерческая реклама, ограничивающие сферу художественно-промышленного проектирования конъюнктурными требованиями коммерческого дизайна и стайлинга.
Вот почему уже тогда, в 20-е годы, в той же Германии намечается попытка «художественного» протеста, развенчания художественной системы «Баухауза», попытка ее отрицания. Этот протест, как и следовало ожидать, исходил из среды художников: «Баухауз» (буквально «дом строительства, созидания») как бы вызывает к жизни свой художественный антипод — «Мерцбау» (это слово можно перевести как «строительство из отбросов», «созидание разрушенного» или «мусорное сооружение»). Его инициатором стал немецкий художник-дадаист Курт Швиттерс, который начал с использования случайно попадавших под руку «готовых предметов» для создания тех «подлинно архитектурных сооружений в трех измерениях», которые внешне скорее напоминают рельеф или коллаж, и которые он назвал «Мерцбау».
Едва ли возможно дать однозначную оценку его «новшеству», которое, при всей его вычурности и крикливости, было неизбежной реакцией на события реальной действительности, которые переживала Германия перед наступлением нацизма. Анархическое бунтарство или душераздирающий вопль, возмущенное предчувствие одиночки перед чудовищной силой надвигающегося «нового порядка», который отчасти уже угадывался в строгой нормативности и шаблонности европейского конструктивизма,— все это не могло не найти и находило свои формы художественного выражения. Установка на выправление, на жесткую упорядоченность и униформу вполне естественно вызвала ответную реакцию, создавала себе хотя бы индивидуальный противовес. «Я предпочитаю нонсенс, но это уже сугубо личное дело», — заявляет тогда К. Швиттерс.
Он первый основал свою эстетику на «отбросах индустриальной цивилизации» с тем, чтобы вновь сообщить им «необычайное, скандализирующее благородство ничтожной бесполезности». Начиная с 1919 года он создает несколько необычных произведений, совмещающих элементы живописи, скульптуры и архитектуры. В комнатах своего дома в Гановере К. Швиттерс выполняет огромный, в три этажа, фантастический рельеф, покрывающий стены всех этажей и вбирающий в себя самые неожиданные объекты. Это и был его «Мерцбау» — первое «сооружение из отбросов». В начале войны, когда дом был разрушен бомбой, художник бежал в Норвегию, где неподалеку от Осло пытался создать, правда, в меньших размерах новый «Мерцбау». С приходом нацистов в Норвегию Швиттерс был интернирован в Англию, где продолжал свою «иконоборческую» практику. На отведенной ему ферме вблизи Лондона он начал третий «Мерцбау», который остался незаконченным в связи с болезнью и смертью художника в 1948 году. Таким образом, прибавляя материальный элемент, предметы и вещи к линиям и цветам абстрактной живописи, Швиттерс пришел к «Мерцбау», тому наиболее вычурному, что мог вообще произвести дадаизм. Коллажи и рельефы Швиттерса — наиболее внушительная антитеза конструктивистским тенденциям «Баухауза» с его рационализмом форм и функционализмом. Апокалиптическое творчество художника в целом, «этот хлам из картона, тряпок и других разнородных предметов, этот хаос из остаточных материалов,— по словам М. Рагона,— есть своего рода залп брани, брошенный в лицо косному миру».
С 1923 по 1932 год К. Швиттерс предпринимал даже издание журнала «Мерц», что в переводе на русский язык значит «бракованное, отбросы, отходы». «В глубине души я не понимал, — писал художник, — почему нельзя было использовать в картине такие материалы, как старые билеты трамвая и метро, куски старого дерева, гардеробные наклейки, веревочные обрывки, велосипедные спицы, словом — весь старый хлам, валяющийся по чуланам или в кучах мусора, использовать на том же основании, что и цветные краски, изготовляемые торговцами. В этом-то как раз и состоит до некоторой степени социальная точка зрения, а в художественном плане — и личное удовольствие. Я дал моей новой манере, основывающейся на принципе использования этих материалов, название «Merz» — это второй слог слова «Коmmerz».
Как видно, сам художник, пытаясь разобраться в причинах, толкнувших его на создание «мусорных сооружений», признает и коммерческий дух и сугубо личный произвол, не в последнюю очередь определявших характер его художественных поисков. Сегодня К. Швиттерс, как и М. Дюшан, не перестают гипнотизировать новое поколение буржуазных художников, тем более тех художников, которые оказываются в настоящее время в условиях, весьма близких напряженному и тревожному периоду, пережитому Германией в 20—30-е годы.
Между буржуазной «эстетикой отбросов» и эстетикой индустриального дизайна (технической эстетикой)— целая эпоха. Отбросы как бы принадлежат прошлому, они несут в себе нездоровую атмосферу буржуазной действительности, к выражению которой ближе всего оказывается дадаистско-сюрреалистическое искусство и его неодадаистское продолжение в форме поп-арта. Эстетика же «готовых изделий», при всей своей противоречивости, нередко бывает обращена к будущему, к эстетике нового мира. Именно поэтому диалог между новым и старым, полезным и прекрасным, абстрактно-схематичным, упорядоченным, рационалистичным, с одной стороны, и вызывающе-фривольным, натуралистическим, с другой, принимает новые и все более острые формы. С поразительной парадоксальностью бессмысленные, абсурдные некогда структуры и формы дадаистских коллажей и рельефов утверждает сегодня правомерность структурного многообразия художественных и промышленных форм перед косностью стилизаторства и безжизненных схематичных функциональных канонов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.