Практика «полезных форм» не может сегодня обойтись без более глубокого и разностороннего проникновения в структурное своеобразие и многообразие «готовых», природных и промышленных объектов, начало которому положили дизайнеры, художники-декораторы, архитекторы. Творчество некоторых из них претендует на то, чтобы стать проводником «нового» мироощущения человека, освобождающегося якобы в результате художественной трансформации мира от власти вещей и тем самым от каких бы то ни было форм социального гнета. Наивность подобных заблуждений более чем
----------------------------------
Некоторые подборы предметов, свидетельствует Рагон, например сотни тюбиков из-под аспирина, образующие пуантелистский рельеф Армана, позволяют сделать предположение о возможном искусстве будущего: «Это безусловно далеко от живописи, но искусство завтра станет выражением цивилизации, урбанизм и архитектура которой не будут иметь ничего общего с нашими современными городами»
----------------------------------
очевидна. Уже много десятилетий буржуазные художники пытаются презреть, заклеймить, сокрушить господствующий культ вещей, еще более настойчиво они стремятся преобразить, дереализовать вещную сторону буржуазной обыденности, стремятся переместить акценты, «одушевить» чердачный хлам, опоэтизировать отбросы.
Но что от этого буржуазной действительности? Художники многое делали и делают для того, чтобы заставить сиять заново внешний вид, интерьер промышленного предприятия, чтобы выпускаемая там продукция была приятной для глаза, удобной и модной, чтобы она «кричала» о себе, волновала, притягивала покупателя. Однако для чего это делается? — спросим мы.— Кому это выгодно? Известно, какие огромные прибыли капиталистическим предприятиям обеспечивают коммерческий буржуазный дизайн и стайлинг. Огромные суммы, отпускаемые предпринимателями на то, чтобы с помощью художников достичь максимальной конкурентоспособности и прибыльности своих предприятий, служат красноречивым признанием непосредственной ценности творчества буржуазного художника. В этом нередко и состоит суть «успеха» и популярности так называемой гуманизации среды буржуазными художниками.
Нельзя не отметить при этом некоторые значительные достижения буржуазных художников в области оформления продукции промышленных предприятий, проектирования производственных интерьеров, жилых комплексов и т. д. Нельзя, разумеется, слепо и безоговорочно перенимать и переносить в практику нашего дизайна все то, что утверждается художниками Запада, а такая тенденция, к сожалению, дает о себе знать особенно в области архитектурного проектирования. Точно так же, как невозможно полностью игнорировать и отрицать интересный и богатый опыт зарубежных дизайнеров, особенно в части формообразования, цветоведения, комбинаторики и других прикладных сфер художественного конструирования.
Итак, мы видим, что даже в отношении собственно эстетической «технологии» буржуазных художников, приемов их творчества, формообразования и т. д. не снимается вопрос о социально-классовой направленности их творчества, что сама по себе, казалось бы, сугубо техническая формальная сторона творческого процесса непосредственным образом связана с его классовым идейным содержанием. С учетом этого содержания мы и должны решать вопрос о так называемом новом видении мира художником в современную эпоху. Научно-технический прогресс, возросший культурно-образовательный уровень людей, современные средства связи и массовые коммуникации, конечно же, углубляют и расширяют эстетический кругозор человека. Но мы знаем также, что эстетические взгляды и вкусы, эстетический опыт человека — это органическая составная часть взглядов и всей практической деятельности человека определенного общества, определенного класса.
Вот почему мы говорим, что новое видение мира художником и его влияние на эстетические взгляды и вкусы современников — это двусторонний взаимообусловленный процесс, в котором решающую роль играют конкретные социально-исторические условия развития искусства, всех форм эстетической деятельности человека. Связи творческого процесса, художественных поисков с процессами общественной жиани, идейных, политических, научно-технических преобразований многообразны, специфичны, порой малозаметны, но именно через эти связи в искусстве проявляется эпоха, ощущается пульс времени. Многие кинорежиссеры, фотографы, поэты очень часто признают сегодня, что новое ви дение, более глубокое восприятие избранных объектов природы и самого человека сформировались под влиянием творчества современных прогрессивных скульпторов. Изменение масштабности, новые ракурсы, пластический и колористический монтаж, прежде чем закрепиться в фотографии или кино, прошли и проходят эстетическое апробирование в мастерских художников.
Изобразительные искусства — своего рода экспериментальная лаборатория, «кухня» живых художественных форм, которые переходят затем в архитектуру и на промышленное предприятие, на театральные подмостки, в предметы быта, в композицию интерьера. Полихромные рельефы Г. Арпа из дерева, картона, бронзы и камня оказались, например, весьма органичными в посткубистской архитектуре. Рельефы из плексигласа Моголи-Нади, созданные в «Баухаузе», стали источником разнообразных оптических форм широко распространенного геометрического декоративного искусства. Цветные аппликации из стекла Вазарели, которые пользуются теперь большим успехом, были результатом большого количества экспериментов, осуществленных в «Баухаузе».
Эти и подобные им рельефы из стекла, плексигласа, металлических пластин, нитей рассчитаны на эффект творческого соучастия зрителя. Зритель не только созерцает представленное «полотно», но и вникает в его структуру, «осваивается» в нем как художник, из созерцателя превращается в соавтора, в соучастника процесса формообразования. Пространственные, визуально-кинетические композиции «живут», когда на плексигласе возникают, например, вследствие оптического мерцания, прозрачные волнообразные линии. Когда форма и цвет предмета изменяются в зависимости от положения зрителя, который может по своему желанию изменить картину, перемещая ее элементы, наколотые на панно. Некоторые рельефы в форме дисков меняют свой хроматизм в зависимости от скорости их вращения. Прозрачные стекла излучают различные цвета в зависимости от положения солнца и различных цветных рисунков, под ними. В широкий обиход вошли колье М. Эрнста, броши Ж. Матье и П. Пикассо, перстни и кулоны Г. Арпа, А. Кольдера, браслеты А. Лоренса. Светильники, люстры, канделябры, шкатулки, секретеры, домашняя утварь, мебель Кольдера, Джакометти, Этьен-Мартена, Бертойя, сборные загородные домики, архитектура нагнетаемых атмосферных поверхностей — все это, по мнению буржуазных искусствоведов, необъятное поле применения открытий, сделанных в порядке экспериментов с формами «готовых изделий».
Подключение художников к общественной жизни, к непосредственному производству, к процессам формирования новой среды, новых потребностей человека — вопрос большой важности, который должен стать еще предметом критического анализа. При этом нельзя не подчеркнуть, что под рукой буржуазного художника «готовые изделия», как правило, утрачивают непосредственно утилитарный смысл, превращаясь в чисто художественный прием, приобретают определениую идейно-смысловую нагрузку, обнажают истинный замысел их авторов. Вот почему попытка преобразить на основе эстетики «готовых изделий» мир и человека, осуществить путем перестановки (смещения) предметных значений новый художественный ренессанс оказывается лишь утопическим откровением представителей «массового искусства». В результате становится очевидной и несостоятельность самого принципа «массовости», «тоталитарности» нового искусства. Этот принцип, как бы венчающий концепцию «универсального гуманизма» нового искусства, всего-навсего лишь закрепляет и усиливает вещественно-дегуманизирующую традицию буржуазного авангарда. То, что было начато М. Дюшаном и К. Швиттерсом, в гипертрофированной форме продолжает так называемая «эстетика отбросов» и «мусорное искусство». В сложном процессе противоречивых поисков буржуазных художников не исключены и более позитивные, хотя и утопические решения, имеющие целью преодолеть утилитаристский, сугубо машинизированный характер труда и быта человека и на основе эстетического реконструирования, подобно «Баухаузу», создать элементы такой производственной и культурно-бытовой среды, которая органически отвечала бы человеческой природе. Этим руководствуются в основном и представители современного индустриального дизайна.
В ряде вопросов, касающихся гуманизации среды, поп-арт и особенно оп-арт претендуют на продолжение традиций «Баухауза» и сближение с дизайном. Но сознательное или непреднамеренное смешение эстетических и художественных явлений действительности, явная или скрытая попытка отождествить само искусство с действительностью, растворить в предметном многообразии мира специфическое идейно-художественное содержание искусства ведут в итоге к культивированию крайне умозрительных, чрезмерно абстрактных значений и «сверхзначений», заключенных в предметные символы «нового искусства». Конкретное содержание жизни остается, таким образом, за пределами этого искусства.
Реализм «нового» искусства оказывается иллюзорным, а рассуждения о его массовости и гуманизме беспредметными.
ЛЖЕГУМАНИЗМ «ИСКУССТВА-РЕЛИГИИ»
Всякое, сколько-нибудь заметное явление буржуазного авангарда сегодня отличают велеречивые претензии на «универсальный гуманизм», всеобщее признание, новаторство и т. д. В последние годы вое больше дают о себе знать религиозные устремления модернистского искусства. Эти новые претензии становятся тем более настойчивыми, чем больше то или иное направление усиливает личностный, субъективистский, индивидуализированный характер художественною творчества. Примечательно, что именно всеобщий характер буржуазного индивидуализма питает иллюзии о новой миссии искусства, о религиозном содержании всего художественного процесса. В этой связи небезынтересно проследить, каким образом безусловно субъективистский бунтарский характер творчества художников-одиночек принимает форму массовой религиозной апологии буржуазной действительности.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.