Подводя итоги иконоборческой деятельности Дюшана, один американский художник писал: «Очевидно тридцать лет спустя, что ящик для бутылок, на который пал выбор Дюшана, обладает более прекрасной формой, чем большинство скульптур вообще, выполненных после 1914 года». Как большой вклад в развитие «нового» искусства оценивает творчество Дюшана М. Рагон, автор книги о рождении «нового» искусства: «Со времен Дюшана «реди мейд» попадает в публичную сферу. Конечно, люди не заменили еще у себя на каминах бронзовую Диану машинкой для овощей или салатницей, но они помещают туда подобранный в лесу корень или камень-голыш с какого-нибудь пляжа».
Рагону следует, однако, возразить, что и задолго до открытий Дюшана люди обращались к готовым «произведениям» природы как источнику наслаждения прекрасным. Например, собирали цветы, причудливые камни-самоцветы, перламутровые раковины, перья птиц точно так же, как любовались величественной красотой моря, переливами красок утренней зари и т. п. Конечно, характер этого любования красотой готовых форм, красок, структур и т. д. был совершенно иной, нежели в наши дни. При всем том, что человек учился у природы, познавал ее, а по мере познания творил «вторую», очеловеченную природу, прилагая таким образом и свою собственную меру — меру человеческого «я», его любование готовыми природными формами долгое время оставалось в значительной степени потребительски-созерцательным, малопродуктивным. Воспроизводя в своем творчестве природные формы и структуры, человек долго оставался на уровне копииста, послушного ученика.
И только позже, с расширением опыта и знаний о явлениях природы, с развитием общественной практики и ростом самосознания начинается как бы расширенное художественное воспроизводство человека, когда он, не удовлетворяясь слепым подражанием природным образцам, более глубоко и осмысленно, гораздо полнее использует в своем творчестве природные формы, свойства и связи для создания новых, более содержательных и выразительных форм, творит качественно новые структуры. Мера природного явления, его внутренние свойства, познанные человеком, становятся и «человеческими» свойствами, то есть, будучи освоенными человеком, они становятся как бы свойственными и ему. Они перестают быть целью или только целью и сами, иногда целиком, используются для осуществления иной человеческой задачи служить человеку, быть условием, средством создания той органически целостной общественной среды, которая бы наилучшим образом благоприятствовала расцвету человеческой личности. Предмет перестает интересовать человека просто так, в его внешне видимой данности, даже самой подлинной.
Человеку стало важно, необходимо осмыслить его «изнутри», постичь его сущностно-специфическое назначение, возможность более полного использования его специфического содержания в человеческих целях.
Мерой такого расширенного художественного воспроизводства снова оказывается человек, но само содержание художественного творчества, его человечность оказываются неизмеримо более значительными и глубокими, целенаправленными и результативными. Усиливается рационализм и утилитаризм человеческих поисков, всей общественной деятельности, но наряду с этим углубляется и обостряется чувственная, непосредственная восприимчивость и способность выражения вновь открытых явлений. Люди постоянно переоценивают и видоизменяют в силу определенных социально-исторических и классовых условий привычные, обыденные формы существования, все время приводя свои новые потребности в соответствие с возрастающими общественными и индивидуальными возможностями.
Примером такой взаимозависимости может послужить развитие архитектуры. Человек с доисторических времен использует в строительстве различных сооружений преимущественно одни и те же материалы: дерево, камень, металл, хотя меняются архитектурные стили, возникают новые архитектурные концепции, методы строительства, создаются и используются «новые», комбинированные материалы (железобетон, стеклопластик и прочее).
Говоря о функциональных, структурных, технико-строительных особенностях, например египетских пирамид, греческого акрополя, средневековой готики или архитектуры Корбюзье, нельзя не подчеркнуть, что каждая из эпох с необходимостью выдвигает свои новые требования, осуществляет постоянные и коренные изменения в использовании по существу тех же самых материалов, находя для них каждый раз новые сочетания и комбинации, используя их новые структурно-функциональные возможности. И как раз новый уровень синтезирования природных и вновь «открытых» материалов и средств позволяет говорить о качественных переменах в архитектуре. Никто не станет навязывать современной архитектуре стиль египетских пирамид или древнерусских теремов, как не может архитектура остановиться на уровне концепций, принятых сегодня. Можно и нужно говорить лишь о необходимом соответствии новых архитектурных концепций новым социально-гуманистическим целям и технико-строительным возможностям архитектуры.
В развитии изобразительного искусства и особенно в практике современного художественного конструирования (в сочетании и единстве на основе дизайна функционально-технических и структурно-художественных принципов) проявляются специфические для этих видов творческой деятельности закономерности. Но и здесь переосмысление, анализ и синтез явлений современного мира происходят весьма интенсивно. Не минует этого и буржуазное искусство, тем более искусство авангардистское. Однако, объявляя войну старому миру, подчас искренне «ниспровергая» его и борясь за его переустройство, буржуазные художники не в состоянии не только правильно решить проблему переустройства мира, но и правильно ее поставить. Классовая ограниченность чаще всего препятствует в их сознании правильному пониманию процессов, происходящих в обществе, выявлению причин и определению средств и способов преодоления острейших противоречий современного буржуазного общества.
Отсюда их набожное поклонение различным идолам буржуазной свободы, которых искусно создают и умело культивируют средствами «массовой» культуры духовные отцы буржуазного общества. Эти вымышленные идолы нонконформизма, «абсолютной» свободы и т. д. ведут в конечном счете к засилью утонченных, одобренных внутренне, а потому наиболее сложных форм конформизма. Этот неоконформизм и выступает нередко под видом художественного новаторства, «универсального гуманизма», ультрареволюционности нового искусства. Практика нового «массового» искусства дала уже немало случаев, когда художники, намеренно разрушив старую изобразительную систему, расстроив топологически организованный и хронологически последовательный порядок явлений, не могут вслед за этим постичь их сущности. Их новаторство и революционность как бы парализуются, и они застывают в недоумении; останавливаются на этой точке растерянности и расстройства, делая зачастую хаотичность и случайность основным предметом своего творчества.
Искусство во всех случаях ориентируется на человека, который каждый раз заново «открывает» в нем самого себя. Точка зрения человека, человечности была и остается важнейшей точкой зрения для всякого большого художника, для искусства в целом. И самые новые формы искусства не могут ни воспроизводить, ни выражать наиболее существенные как современные, так и «извечные» человеческие стремления. Искусство возникает и развивается как средство идейно-художественного познания мира человеком, как особая форма эстетической, творчески-преобразовательной деятельности, обусловленная конкретными условиями общественного развития. В нем аккумулируется творческое начало, общественный опыт человека, преломляется его созидательная энергия, личная инициатива, искусство призвано актуализировать, приводить в действие все лучшие созидательные способности человека, пробуждать в нем «игру» физических и интеллектуальных сил, формировать в нем художника, оно — постоянное напоминание человеку в его неизбывной наклонности к росту и постоянному обновлению.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.