На определенном уровне развития производительных сил и особенно в условиях развитого капиталистического производства машина становится как бы единственной целью человека, предопределяя характер всей его жизнедеятельности. Машина сама по себе, система ее узлов и передач, ее создание и эксплуатация представляются человеку поначалу главным объектом его труда, целью,
на первый взгляд, далекой от его личного мира, чуждой всему человеческому. Затем, на следующем этапе, машина «сближается» с человеком, входит в его личный мир. «Машина сражается, борется против нас для того, чтобы ассимилироваться в нашем мире. И ее завоевания уже начались в тех областях, где машина создана для общения людей, для сокращения расстояний. Средством сообщения стали машины, используемые для передвижения (поезда, автомобили), радио. Но люди страшатся еще производственной машины, наполняющей предприятие своим лязгом и свистом, ее осуждают. Это она повсюду вызывает в умах ужасы машинизма».
Уже в начале XX века «ужасы машинизма» в сознании художников стали сменяться его апофеозом, и это не могло не отразиться на их творчестве. В 1910 году французский художник М. Дюшан в компании с Ф. Леже и К. Бранкуси посетил открывшийся тогда в парижском предместье Салон авиации. Художники были буквально очарованы формами моторов и винтов. Как раз тогда, выражая свое впечатление от увиденного, М. Дюшан воскликнул в присутствии друзей: «Живопись — это конец! Кто может создать что-либо лучшее, чем этот винт? Никто. Мы пропали. Нам ничего не остается, как броситься в Сену». Этим словам суждено было стать в некотором роде пророческими. Мысли М. Дюшана об использовании форм «готовых изделий», зародившиеся при посещении выставки, легли в основу его эстетики и всей художественно-изобразительной практики, известной под названием дадаизма. И не только дадаизма. Именно с этих пор форма «готовых изделий», особенно индустриальных предметов стала навязчивой идеей различных художественных систем.
Для Ф. Леже, например, новооткрытая красота серийных предметов из металла, камня и дерева стала основой долгих творческих поисков и многочисленных экспериментов с целью постижения и выражения человека, освоившего машину, подчинившего себе ее самое, я благодаря ей — весь мир. Рев моторов, жужжание «трансмиссий, скрежет шестерен в картинах Ф. Леже Претворяется («рекомпенсируется») в пластические формы. И хотя кажется, что в действие приведена вся мощь машины, зритель не ощущает при этом страха. Чувствуется, что машина как бы укрощена, что она подогнана под требования новой эстетики, и сами возросшие эстетические потребности меняются под воздействием машинной цивилизации. Вращение рычагов, дисков, валов, шестерен воплощается в геометрических движениях и причудливых кривых, в динамике объемов и форм. Два существа, рабочий и машина, смешиваются В" линиях и цветовых пятнах, которые как бы покрывают или окутывают их. Связывает и объединяет их не только необходимое «сотрудничество» в процессе труда, но также их структурное сходство. «Присмотримся к этим телам различных машин: трубам, цилиндрам, поршням, ремням, шатунам, шестерням, дискам и т. д., вникнем в их расположение, их сочетание и монтаж. Аналогия с органами человеческого тела станет для нас естественной и необходимой»,— пишет в книге А. Верде о Ф. Леже.
Механическое видение художниками тела человека было характерным для эпохи начала XX века. Для них паровая машина и двигатель внутреннего сгорания, реализующие механическую энергию в форме поршневых движений, напоминали движения органов человека. Для Ф. Леже эта аналогия тем более очевидна, что он создает абстракцию пути, траекторию движения частей человеческого тела, которые как бы воспроизводят формы движения трансмиссий, паровых агрегатов, моторов. Эта трансформация человека во плоти в человека из металла дается не столько для доказательства существования двух чуждых миров, сколько для показа того, как возможна трансформация одного из миров в другой, из мира машинизированного человека в мир очеловеченной машины. Таков вкратце один из аспектов влияния машинного серийного предмета на художника.
Что касается других художников и направлений, то открытие готовых форм серийных предметов послужило поводом для бесконечных поисков, модификаций и превращений чистой формы, вплоть до искусных манипуляций, чрезмерно условных рафинированных фигур чистой пластики, как у К. Бранкуси, или до провоцирующих, рассчитанных на смех или даже скандал подборов готовых промышленных предметов, как у М. Дюшана. Эстетика «готовых изделий», основоположником которой он является, исходит прежде всего из безоговорочного признания за любыми готовыми продуктами промышленного производства художественных достоинств.
Безраздельное господство производительных машин в основных сферах деятельности человека было лишь первым толчком для перемещения акцентов в сознании буржуазных художников с узкоутилитарного назначения предмета (машины, продукта) на ее более широкое структурное и функциональное, эстетически значимое, соответствующее человеческой природе содержание. Более глубокой внутренней причиной для переоценки качеств и значения готового продукта явилась смутно представляемая вначале, но неизбежно возникающая затем социально-гуманистическая окраска, новое антропоморфное содержание производимых вещей, их человеческая доминанта.
Эта попытка «презреть» вещественное в предмете и превознести, «опоэтизировать» человеческое содержание предмета была, однако, настолько же пророческой и дерзкой, насколько профанирующей и абсурдной в устах тех, кто ее высказывал. Ибо исходило это откровение от художников, объявлявших свое открытие единственным спасительным средством преобразования старого мира. Но как бы то ни было, структурная автономия предмета стала с этих пор одной из самых значительных проблем, над решением которой бились представители почти всех художественных школ первой половины XX века. Основными из них можно назвать направления «аналитического» и «синтетического» кубизма, различные ответвления конструктивизма (в том числе многочисленные школы дизайна), например немецкий «Баухауз» и его антипод «Мерцбау» (в лице немецкого «классика» дадаизма К. Швиттерса), а также современные абстрактно-рационалистические и неодадаистские тенденции искусства «новых реальностей».
Первой трудностью в решении этой проблемы стала невозможность выражения «новых» взглядов и «нового» содержания в предмете старыми изобразительными средствами. Предмет должен быть максимально приближен, представлен, освоен сам по себе, «изнутри», в своих существенных связях, а не через внешне видимое воспроизведение, копию, в которой слишком велика примесь личного, авторского, субъективно-недостоверного. Встал вопрос о новой форме, о новых изобразительных средствах, и не случайно многие художники буржуазного авангарда обрушились на традиционную систему изобразительных приемов и материалов. Краски, кисти, мольберт оказались анахронизмами перед новыми явлениями машинного производства, механизированной промышленной культуры, индустриальной эстетики.
Понятия «индустриальная эстетика», «эстетика производства» или «индустриальный дизайн» в данном случае являются равнозначными.
Художники используют теперь материалы, приемы и средства современного технически оснащенного производства, вплоть до освоения методов горячей и холодной обработки металлов, конструирования кибернетических моделей, они стараются постичь также психофизиологические закономерности восприятия цвета и звука, формы и движения, механизмы возникновения в сознании человека пространственных и временных связей.
В силу этого одной из главных тенденций нового искусства и стало так называемое «иконоборчество» — отказ от традиционных приемов воспроизведения предмета и даже борьба против изобразительности в искусстве вообще. В ряде случаев эта борьба приводила, однако, к отрицанию всех прежних понятий об искусстве. Примером такого «иконоборчества» и стало творчество М. Дюшана, наиболее последовательного борца против изобразительности.
Самый популярный в Америке европейский художник, М. Дюшан привлек внимание американцев как раз своим «отрицающим приемом», который состоял в том, чтобы представить обычные вещи, «готовые предметы» так, как если бы речь шла о произведениях искусства, или эти предметы представляли бы «смесь» различных приемов живописи и в то же время пародию на эти приемы. В одном и том же произведении он «совмещает» рисунок и аппликацию, рельеф и скульптуру.
Первый экземпляр его «реди мейд» относится к 1914 году, когда он назвал скульптурой приспособление для бутылок, а затем повторил тот же самый прием в 1917 году с другими предметами. Это художественное крещение серийного предмета, казалось, было воспринято лишь как юмористический вызывающий жест... Но связанное с дадаистской тенденцией, его «готовое изделие» еще больше усиливало, идею отрицания, Выставленные в нью-йоркском Салоне Независимых в 1916 году, его «готовые изделия» действительно обладали «взрывным» свойством по отношению к сложившимся представлениям о живописи. На этом и спекулируют теперь представители поп-арта, для которых «готовые изделия» стали чем-то вроде золотой жилы, источником и средством «поэтического воодушевления».
На современных выставках снова и все чаще появляются «картины», представляющие странные формы, созданные одновременно и способом традиционной масляной живописи с применением пластических материалов и путем включения в эту живопись каких-либо инородных предметов, индустриальных или природных. Это уже не просто «готовое изделие», как у Дюшана, и не «эстетика отбросов», как во времена К. Швиттерса или у дадаистов вообще, но новое рождение «реди мейд», обновившейся под влиянием последних школ «нового реализма».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.