Провозглашая в 1960 году «новый реализм» под девизом «40 градусов выше дада», П. Рестани, идейный вдохновитель европейского поп-арта, в своем манифесте поставил перед художниками задачу: вернуть достойное призвание... продуктам поточного производства, промышленным отбросам, серийным предметам.
Это стремление «по-новому взглянуть на незнакомый мир», «освоить» предметы производства («будь то спресованный железный лом или бидон из-под машинного масла, целлулоидная кукла или кусок афиши») осуществимо только под рукой художника, через акт новой художественной воли, рассуждает П. Рестани.
Так некоторые художники поп-арта и оп-арта, охваченные, казалось бы, благим намерением перевоссоздать мир на началах искусства, приходят в противоречие с собой. Они стремятся преобразовать действительность, но их художническая интуиция не является достаточным условием для этого. Они не могут осуществить свою цель даже в воображении, так как в процессе реализации своих замыслов, изыскания новых изобразительно-выразительных средств они начисто отринули традиционную изобразительную систему в пользу всякого рода технических новшеств. В результате иконоборческая практика, начатая под предлогом отказа от устаревших приемов натуралистически иллюзорного воспроизведения действительности, и формальные технические манипуляции становятся единственной основой их художественного новаторства.
Парадоксальным является и тот факт, что, выступая в ряде случаев против наследия прошлого, буржуазные художники, искусствоведы то и дело обращаются к опыту древних, к искусству и религии Востока, а «монохромы» И. Клейна, его «живая кисть», «живопись действия» Матье, кинетизм оп-артистских конструкций истолковываются в непосредственной связи с древней дзенбуддистской живописью. Что же «сближает» наиболее древних и современных художников? Это, по мнению буржуазных искусствоведов, прежде всего «одинаковое» стремление представить в искусстве саму жизнь, движение, действие, это вместе с тем желание все «свести в единый жест, который должен одновременно подытожить самые сокровенные чувства художника и его акт обладания миром. В итоге — целиком механизм китайско-японского жеста».
На самом деле, архаика, брутальность и индустриальный модерн сосуществуют в новом искусстве не только потому, что в нем «возрождается» опыт примитивных художников. Аналогии с древним искусством представляются их авторам самым надежным средством оправдания настоящего. Закрепощенные «овеществленным миром пользы» (Л. Флам) буржуазные художники теряются в дебрях бесконечных метаморфоз своего ремесла, склоняют голову перед непостижимой в своих истоках силой бесчеловечных вещественных отношений. В обстановке этих отношений и рождается культ иррационального, всеобщее безверие, оборотной стороной которого оказываются нигилизм и бунтарское трюкачество как норма художественного новаторства. На этой же почве произрастают и так называемые «новые реальности»: фетиши, мифы, предметные символы «нового» мира, «искусство-религия» и т. п.
Но ни чрезмерная оригинальность и мнимая таинственность прозведений поп-арта, ни доведенная до крайности деформация связей и образов реального мира в произведениях «нового реализма», ни упразднение элементарных изобразительных сообщений в эффектных композициях оп-арта не дают оснований претендовать этим направлениям на исключительную новизну.
Уже в сюрреализме, как на это обратил внимание А. Моль, делается попытка увеличения семантической оригинальности, подобно тому, как некоторые представители абстрактной школы добивались в своем творчестве усиления эстетической информации. Это наблюдение тем более важно учесть, что поп-арт и оп-арт, представляющие соответственно прямое продолжение сюрреализма и абстракционизма, ложно и односторонне понятую тенденцию к увеличению семантической оригинальности и эстетической информации довели до предела, по существу до абсурда, превратив ее в самоцель. Поэтому поп-артистские «абракадабры», коллажи, ассамблажи, рельефы и т. д., так же как оп-артистские радужные панорамы, монохромы, мерцающие или переливающиеся формы, вращающиеся фигуры и другие визуально-кинетические эффекты (широко представленные, например, на Венецианском биеннале 1966 года) — это прежде всего широко распространенное марсовое проявление тех же крайностей буржуазного искусства, которые в порядке авангардистских экспериментов уже имели место раньше.
«ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ» В ПОП-АРТЕ И ДИЗАЙНЕ
Буржуазные искусствоведы, подобно П. Рестани, создают в настоящее время немало теорий, в которых технические манипуляции с материальными объектами оправдываются рассуждениями о борьбе за человека, за возрождение личности, за свободу творческой индивидуальности художника и так далее.
Нередко и сами буржуазные художники искренне уверены в том, что только в процессе чисто эстетических медитаций, художественных «превращений» формы происходит пробуждение человека, изливается его изначальная тоска по безусловному или преодолевается «стандартная определенность конформистского сознания». Они убеждены, что совершают новые художественные открытия на основе тех поисков и экспериментов, в результате которых они якобы открывают новые пластические эквиваленты мира и таким образом преображают и преобразуют этот мир. Пытаясь примирить нормы традиционного элитарного и «массового» буржуазного искусства, согласовать их и создать некий духовный симбиоз, художники поп-арта не стремятся при этом к ослаблению социального, идеологического содержания новых художественных процессов, что было свойственно многим предшествующим школам буржуазного авангарда. Напротив, они претендуют на то, чтобы дать предельно осязаемое, зримое выражение проблем современности и прежде всего проблем человечности, гуманизма искусства. Однако само понимание социальной направленности искусства, его гуманизма не выходит, как правило, за пределы типично буржуазных, анархических, крайне абстрактных представлений о человеке, о творчестве.
Принцип «массовости», «тоталитарности», который как бы венчает концепцию «универсального гуманизма» в искусстве «новых реальностей», прежде всего предполагает массовидность и безбрежность некоего абсолютного художественного начала в окружающей человека действительности. Реализуется это начало через массовый характер современного художественного «производства», серийность, тиражирование произведений искусства, а также использование средств массовой информации для его распространения. Наряду с этим имеется в виду и массовый «социальный заказ», ориентация искусства на средне-массовый уровень «потребления». И, наконец, использование в процессе художественного творчества приемов, средств и материалов массового промышленного производства, что в конечном счете и обусловливает решительное изменение художественно-образной структуры нового искусства.
Эти изменения, собственно, и позволяют приблизиться к пониманию истинной природы так называемого «вещизма», «предметничества» нового искусства, засилья в нем «готовых изделий». «Готовые изделия», составляющие основу эстетики «нового реализма», «готовые» формы, структуры, звук, цвет, рельефные, ритмические, кинетические образования и т. п., призваны воскресить, по мнению ряда буржуазных исследователей, древневосточную гуманистическую «эстетику воспроизведения». В основе «эстетики воспроизведения» было стремление художников древнего Востока через предметные сооружения восстановить пантеистическое равновесие, живую связь человека с природой, с универсумом. Однако основное содержание процессов овеществления «массового» искусства поп-артисты связывают с его новыми социально-гуманистическими функциями.
«Гомо-фабер», «человек-оператор» должен, по их мнению, уступить место «Гомо-креатору», человеку-творцу, гению-художнику. Эта необходимость в условиях «индустриального общества» кажется им тем более настоятельной, чем больше отчуждается и умаляется человек и чем меньше становится возможность его очеловечивания, освобождения, возможность поставить его над вещью и над машиной.
В самом деле, машинное господство в буржуазном «массовом» обществе не является только иллюзией, как не было оно только фетишизацией. В системе точных энергетических наук, исследующих предпосылки и основы материального производства (физика, термодинамика и т. д.), конкретно-гуманистические аспекты в расчет не принимались. «В них,— по словам А. Моля, — человеку как индивидууму не отводится никакой роли: в учебнике по строительству мостов нет речи о человеке».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.