Рядом с этой тенденцией и как бы в пику ей в Италии существуют художники, которые создают «новые иконы» нашей эпохи или собственно продолжают эксперименты в духе «новой изобразительности» неодадаизма и поп-арта. «Предметность» этой живописи достигается путем рельефной обработки холста с помощью подставки из пластического материала, когда на основе холста образуется нечто вроде набивки или продавливаний. Таким образом получаются «произведения», обладающие видимостью трехмерного пластического объекта, которые ие относятся к скульптуре, но имеют третье измерение, создающее иллюзию реальности.
Подобно этому «третьему» направлению, избранному итальянской «предметной живописью», во Франции сразу же после второй мировой войны (в процессе борьбы между традиционной изобразительной живописью и абстрактным искусством) также наметилась «третья тенденция», которая особенно отчетливо проявилась в творчестве Фотрье и Дюбюффе. Эта новая манера изобразительности и получила впоследствии название «иной формы», «новой изобразительности», новизна и оригинальность которой сводилась к тему, чтобы «преодолеть» косность традиционной изобразительной живописи. Каким образом?
Вот что говорил о Дюбюффе в одной из своих книг Рагон: «...вновь обращаясь к примитивами «завтра после водородной бомбы», к умалишенным, детям, наивному искусству, он хотел выразить невозделанный брутальный мир, свободный от комплексов цивилизации, и воздать должное тем заброшенным вещам, которые превратились в пыль, грязь, отбросы». В 1943 году Ж. Фотрье, преследуемый видениями замученных и расстрелянных пленных, осуществил серию небольших, размером в человеческую голову картин, которые он назвал «Заложники». На этих картинах сначала видишь лишь толстый слой пасты. Но при внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что эта масса похожа на раздавленные, смешанные с землей человеческие головы.
Таким способом осуществляется переход к разновидности «новой» изобразительной формы — рельефу, главными поборниками которого в послевоенной Франции и стали Фетрье и Дюбюффе. Живопись этих художников настолько «толстая» за счет наложенной массы, что она становится рельефной, как бы трехмерной, и потому признается особенно «реалистичной», тем более что она осваивает и использует самые что ни на есть натуральные материалы.
Один из теоретических столпов абстрактной живописи в недалеком прошлом, открыто провозглашающий теперь крах абстракционизма, М. Рагон суть происходящего объясняет так: «Современное искусство, под стать нашей современной эпохе, представляет постоянное движение. Порой начинают думать, что вот, де, наконец, уловили и поняли его суть, а оно уже исчезло. ...Едва абстрактное искусство вошло в словарь образованного человека, как начала появляться «новая изобразительная форма. ...Мне говорят, что эта новая изобразительная форма не представляет ничего нового, что она лишь воспроизводит немецкий экспрессионизм, совсем как «новый реализм» есть воскрешение дадаизма. Может быть, но я предпочитаю этот возврат, если таковой имеет место, косности абстракции, застывшей в принципах. Речь идет о полном соответствии с развитием индустриальной цивилизации, в которой мы живем».
Что касается «новизны» провозглашенной Рагоном формы, то о ней будет сказано несколько ниже. Предварительно нужно коснуться отмеченного автором «полного соответствия» искусства современной эпохе и цивилизации. Книга М. Рагона — своего рода итоговое осмысление автором развития живописи и скульптуры на рубеже между абстракцией и «новой» изобразительной формой — наиболее полно отражает противоречия во взглядах тех буржуазных ученых, которые, игнорируя общественную природу искусства, пытаются тем не менее поставить его развитие в зависимость от важнейших процессов современной эпохи.
Сосредоточившись на оправдании искусства «новой» реальности, М. Рагон так же, как его коллеги, первостепенное внимание уделяет влиянию восточного и особенно японо-китайского искусства на творчество как неофигуративистов парижской школы, так и на творчество поп-артистов и их предшественников, представителей нью-йорской школы.
Для обоснования надуманной системы вечных надми-ровых принципов «нового» искусства автор сплошь и рядом использует исторические реминисценции, вымышленные категории универсализма и пантеизма искусства. В эту эклектическую систему положений об универсальности, абсолютной всеобщности «нового» искусства, М. Рагон весьма искусно вплетает рассуждения о современной действительности. «Во времена «Общего рынка»,— пишет он,— искусство нельзя ограничивать Францией, которая является не более, чем европейской провинцией. Вот почему мы настаиваем на равной доле северной экспериментальной группы «КОБРА». Вот почему рядом с их французскими мэтрами мы старим английских, греческих, югославских, немецких, итальянских художников».
Но европейская «интеграция» искусства, видимо, не устраивает автора, и он воодушевляется на большее:
-------------------------------
«КОБРА» — объединение художников Копенгагена, Брюсселя, Амстердама.
-------------------------------
«В эпоху межконтинентальных ракет, искусственных спутников, мирового интервидения, словом, интернационализации в масштабах всей планеты идей и привычек, всей культуры, искусство не может ограничиваться и Европой. Оно не отказывается, впрочем, и от заимствований из репертуара всех цивилизаций, даже мертвых или этнографических».
Так, от «Общего рынка» переносится М. Рагон к мировой интеграции и далее — к космической безбрежности «нового» искусства. Взаимодействие европейского, японо-китайского и североамериканского искусства — такова поистине глобальная искусствоведческая стратегия М. Рагона, его историко-теоретические усилия на поприще оправдания «нового» искусства. В этом искусстве, по его мнению, соединилось дыхание живых и мертвых цивилизаций, разорванная связь времен восстановлена в едином порыве творческого акта художника. Природа и человек, вещи и страсти, нонсенс XX века) и мудрствования буддийского отшельника — все перевоплощается и возрождается на «новой» основе, «оживает» под рукой художника. Но каково же это «новое»? Среди художников, в «новой» форме реализма которых начинает зарождаться «новая изобразительная форма», М. Рагон называет Луизу Невельсон. И хотя эта художница давно «прославилась» мастерством подбора деревянных обрезков, ее искусство, по мысли автора, «вновь открывает предмет и использует отбросы индустриальной цивилизации, чтобы создать нечто, напоминающее ковчег». Художник-попартист Джеймс Розенквист, воодушевленный огромными рекламными панно, «смешивает эти образы в своего рода картину-тотем, явление новой мифологии, создаваемую из подкрашенных ногтей, расширенных ноздрей, длинных шевелюр, ног и бутылок «Кока-кола». Другие художники, подобно Уорхолу, размножают изображение Мерелин Монро или безмерно увеличивают этикетки промышленных товаров, превращают в произведения скульптуры консервные банки или старые автомобили, как это делает Чемберлен.
Переворот в самой живописи настолько радикальный, что от прежнего традиционного живописания не осталось и следа. Началось с того, что художник отбросил кисть, отказался от мольберта и от цветовой палитры, от обычных приемов работы живописца. Отныне все может быть использовано для нанесения красок, вернее, «новых» изобразительных материалов на холст, все, кроме кисти: нож для мастики, кусок палки, палец, туба, банка и прочее. Да и сама живопись — это уже не только наложение красок, но и разрывание холста, и даже стрельба по холсту.
В результате подобных взрывов и превращений и совершается «переход» от нонфигуративизма к неофигуративизму, то есть к «новой» форме; от абстракционизма к неодадаизму, «новому реализму» или поп-арту; от ташизма и «анформель» к рельефу и коллажу, «живой скульптуре»; от эстетики «готовых изделий к «эстетике отходов», к «мусорному искусству».
Сопоставляя творчество дадаистов 20-х годов и современных неодадаистов, нетрудно убедиться в общности как технических приемов и средств, так и основных принципов их творчества. В то же время нельзя не заметить общих черт, объединяющих элитарно-авангардистские направления абстрактного искусства и разновидности «массового» искусства. Становится очевидным,
------------------------
Подлинный азарт охватывает художника перед чистым, нетронутым холстом. Апогеем этого исступления явился поступок того японского художника, который, прыгнув с третьего этажа на растянутый холст, разорвал полотно и разбился; картина затем экспонировалась в Японии, так как разодранное полотно несло на себе отпечаток тела, а значит, и творческого порыва художника.
------------------------
что в основе «художественного» своеобразия и абстракционизма и кубизма лежат общие для духовной жизни буржуазного общества причины, тот, в частности, активно насаждаемый буржуазной идеологией крайний индивидуализм в сознании художников, который неизбежно находит выход в экстравагантных способах самовыражения, в попытках создать «новый язык форм» и т. д. Именно в свете этой внутренней общности буржуазного авангардистского искусства следует понимать происходящий в нем парадоксальный «перелом», в результате которого наряду с абстрактной живописью и скульптурой сегодня в массовом масштабе стали появляться произведения конкретные, в буквальном смысле предметные по содержанию и форме. Но парадоксальность происходящего снимается, если учесть, что поп-арт, при всех его претензиях на общественную значимость и гуманизм, общедоступность и массовость, не отрицает, а предполагает традиционные принципы буржуазного авангардистского искусства. Поп-арт возникает и развивается, таким образом, как бы яа стыке двух разнонаправленных тенденций буржуазного сознания: индивидуалистического и «массового», элитарного и тоталитарного, оригинального и конформистского.
Без учета этих крайностей трудно понять сегодня причины широкого распространения таких разновидностей «массового» искусства, как поп-арт, «новые иконы», неофигуративизм, а также постичь тайное и явное поп-арта, его стремление интегрировать искусство и действительность.
Среди разного рода наемных слуг капитала художники занимают особое место. Даже приниженные положением статистов в рыночной игре и утомленные пожизненной ролью балаганных шутов, они не оставляют возвышенной мечты о «всеобщем гуманизме». Отсюда их одержимые поиски «универсального языка» в искусстве «новых реальностей». При этом, как правило, искусство «новых реальностей» основную ставку делает на преодоление традиционных способов воспроизведения (representation) действительности на полотне, через ее прямое представление (presentation). Уже этим самым буржуазный художник рассчитывает достичь некоего тождества между реальным объектом и его образом, устранить существующие до сих пор различия между действительностью и искусством.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.