Засилье поп-арта и других «новоизобразительных», маскирующихся под реализм форм искусства, претендующих на широкую популярность, стало сегодня очевидным фактом, хотя некоторые буржуазные художники еще целиком исходят из незыблемых, как им кажется, принципов абстракционизма. Эти принципы и в самом деле незыблемы, но только в том отношении, что поп-арт, оп-арт, «новые иконы», кинетизм, «минимальное искусство», «искусство отношения» и так далее не отменяют, не ликвидируют, а лишь в более изощренной форме культивируют, по существу, все те же крайне умозрительные начала абстрактного искусства. Абстракционизм, неизобразительная живопись в этом смысле не отрицается, но скорее преодолевается на уровне «новых изобразительных форм», новых реальностей.
Бессмысленно было бы в этом случае настаивать на превосходстве или особых художественных достоинствах, например, натуральной кровати Р. Раушенберга перед полностью «дематериализованными» творениями оптического искусства.
Непрекращающиеся сегодня споры и разногласия между представителями неизобразительной и новоизобразительной живописи ознаменовались не только усилением североамериканского художественного национализма, чему немало способствовало также обилие нью-йоркских галерей, оживленная торговля произведениями живописи, деятельность музеев Гуггенхейма, современного искусства, интерес американских коллекционеров. Содержание споров помогает лучше уяснить единую основу и общие истоки абстрактного и «новоизобразительного» «популярного» искусства.
Престиж современной «парижской» и «нью-йоркской» школ живописи связан прежде всего с предысторией нововведений и открытий модернистского искусства. В пятидесятые годы, считает К. Томкинс, «абстрактный экспрессионизм» становится впервые повсеместно признанным американским стилем, оказывающим влияние на мировую живопись. Влияние американской живописи настолько усилилось, что каждый художник, желающий двигаться в другом направлении, должен был, по словам Р. Раушенберга, «отталкиваться от Поллока и де Кунинга» (см.: «Америка» № 102). Однако, по мнению французских искусствоведов, многие американские художники, в том числе М. Тоби, Д. Поллок, А. Кальдер сами испытали влияние европейских художников, а некоторые представители американского авангарда сформировались под непосредственным воздействием эмигрировавших в США в годы войны Ф. Леже, П. Мондриана, М. Шагала, М. Эрнста.
В середине 50-х годов, когда «разбрызгивающий стиль» американца Поллока еще только заявлял о своих правах, немецкий художник Вольс уже выставил свою масляную живопись бесформенных пятен («анфор-мель»). «Dropping» («капание», «просачивание») Поллока был изобретен М. Эрнстом в 1942 году. Парижский немец Ганс Гартунг ввел в моду ташизм в 1922 году, а нью-йоркский немец Ганс Гофман — лишь в 1937 году. Наконец, задолго до того, как в США разразилась мода на «живопись действия», в Париже уже был известен Матье, художник жеста и каллиграфического знака, испытавший в свою очередь влияние древнеяпонской монохромной живописи.
В 1906 году в парижском квартале Инвалидов была основана «Академия» Матисса, откуда берет начало фовизм - живопись «диких». Фовизм Ж. Брака, как и Матисса, тоже продолжался недолго, примерно до 1909 года. Это при виде его «Домов в Эстаке» уже в 1908 году Матисс произнес слово «кубизм». В 1912 году Брак обнаружил где-то разрисованные бумаги, имитирующие расцветку дерева и мрамора. Наклеив их на одно из своих полотен, он открыл «папье-колле», которое имело необычайные последствия, так как кубисты тотчас возвели коллаж в ранг художественной формы. В том же 1912 году Брак отважился наклеить на холст вырезки из газет и даже, имитируя декоративные материалы, подбросить в масло песок. Зимой 1912/13 года Брак и Пикассо вместе создавали коллажи. Несколько раньше Пикассо вклеил клеенку в одну из своих картин, что было не менее смелым и святотатственным, чем папье-колле.
Разразившаяся мировая война резко усилила противоборство различных художественных тенденций, обостряя и без того напряженные отношения художественной интеллигенции с миром сытого буржуазного благополучия. В головокружительном водовороте событий нигилизм, богоборчество, мистика стали своего рода отдушиной для части художников Европы и Америки. В 1915 году в Нью-Йорк приехал Марсель Дюшан, эмиграция которого в Америку в значительной мере повлияла на развитие американского «новоизобразительного» искусства, особенно «ready made». А в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе, в кабаре Вольтера, которому после этого было суждено стать «историческим», в 1916 году группа молодых художников организовала «школу дада». Название «дада», взятое наугад из словаря, казалось всем настолько же и отрицающим и культивирующим абсурд, как и движение, которое оно символизировало. Это движение не было порождено фантазией отдельных европейских художников, оно отражало определенные потребности широкой волны буржуазного авангардизма. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что параллельно европейскому дадаизму подобное же движение распространялось в США, особенно после прибытия туда М. Дюшана.
Главное в дадаизме — отказ от реалистического наследства, от традиционных приемов искусства. Попытки иконоборчества, бунта против реализма с помощью голой реальности, выдаваемой дадаистами за искусство,— факт не лишенный парадоксалыного звучания. Он говорил также и о том, что пионеры поп-арта, вроде Раушенберга, или теоретики «нового реализма», типа Рестани, не являются оригинальными. Хотя о поп-арте заговорили как раз на рубеже 50—60-х годов, «новый реализм» был провозглашен в 1960 году, а выражение «новая изобразительная форма» было употреблено Рагоном впервые в 1961 году, приоритет в пропаганде по существу тождественных явлений принадлежит преимущественно практикам европейского дадаизма и сюрреализма.
Итак, с общеисторической точки зрения родословная поп-арта и «нового реализма» берет свое начало в опытах кубизма и дадаизма. «От первых картин-коллажей Брака до современных конструкций с помощью самых необычных материалов, например у молодого американца Раушенберга, — эти пятьдесят лет картии-коллажей составляют одно из крупнейших событий искусства XX века», — пишет М. Рагон по поводу истории «новой изобразительной формы» и новой техники.
Что касается непосредственной предтечи поп-арта в европейском искусстве, то здесь необходимо сказать о творчестве «крестных отцов» иеодадаизма (поп-арта) в США, «новых икон» в Италии, «новой изобразительности» во Франции. Среди них особое место занимает М. Дюшан, французский художник, оказавший наибольшее влияние на Р. Раушенберга и других представителей поп-арта. Иконоборчество — разрушение образности, начатое Дюшаном, — вновь вошло в искусство с кубизмом, оно же было и главной побудительной силой после-
-------------------------------
Сюрреализм в буржуазном искусствознании обычно рассматривается как прямое продолжение «дада». «Дадаизм был вроде фермента, взрыва молодости, для которой зрелостью был сюрреализм. Но если дадаизм был бунтом, то сюрреализм хотел быть созидательным. Он пытался научно опробовать данные бессознательного и освободить чувственность от социальных и религиозных пут»,— пишут авторы «капитального» труда «Жизнь великих современных художников», изданного в Париже и Брюсселе в 1964 году («La Vie des Grands Peintres Modernes»).
-------------------------------
довавшего затем авангарда. «Аналитический» вначале, затем «синтетический» уже в 1913 году и полностью «фигуративный» к 1918 году кубизм завершил свое развитие возвращением к изобразительности.
В «новой» изобразительности, где каждый предмет является одновременно и смесью различных приемов живописи и пародией на них, Дюшан произносит решающее слово. Он одним из первых комбинирует «готовые изделия», осуществляет переходы от коллажа к рисунку, от скульптуры к ассамбляжу (подбору), от вырезывания к слесарному ремеслу.
Если Дюшан ввел в обиход «готовые изделия», то начало рельефам, «таписсери» (искусство декоративно-ковровых настенных росписей.—В. С), коллажам положили Г. Арп, К. Швиттерс, М. Эрнст, Ф. Пикабиа и другие европейские художники. Разорвав, например, свои собственные рисунки и гравюры, Г. Арп «возродил», склеивая их в новых комбинациях, предвосхищая тем самым опыты послевоенных «неофигуративистов».
Коллаж, как явление «новой техники», практиковали в свое время и итальянские футуристы. В «Манифесте футуристической скульптуры» в 1912 году Боччони требовал от художников применения всех современных материалов: дерева, целлофана, железа, зеркала, конского волоса и т. д. Молодой Прамполини уже тогда использовал кружева, плетеную солому, перья, губку, лак. Футурист Северини создал портрет самого Маринетти, рот которого был обрамлен «настоящими» усами.
Теперь же, когда американский поп-арт на выставках в Италии стал предметом всеобщего внимания, итальянские художники, особенно молодые, стремятся стать в оппозицию к новому течению. Правда, «оппозиционность» эта сводится зачастую лишь к некоторым отличиям в технических приемах. В принципе же они поддерживают тенденцию искусства к «объектуализации», то есть к опредмечиванию. При этом они не стремятся брать «готовые» или «заброшенные предметы», как это делают другие художники, и «интегрировать» их с холстом. Цель творчества современные итальянские художники видят в создании чисто пластических, «пиктуральных» (живописных) объектов, которые имели бы начало в самой реальной действительности, не будучи зависимыми даже от воображения художника, и, являясь простыми монохромными вариациями какой-то поверхности или модуляциями ее рельефа, заканчивались бы, таким образом, созданием художественных «объектов», наделенных цветом и формой. Эти «картины-объекты» они рассматривают как «настенную живопись» или как декоративное дополнение интерьера, которое исключает применение мазков, тона, каких бы то ни было изобразительных средств.
Это и есть та разновидность «предметной» живописи («новые иконы»), которая одинаково далека не только от абстрактных полотен ташистов, живописи знаков и «анформель», но и от фигуративной живописи. Лучо Фонтана некогда ударами ножа искромсал свои картины, и этот иконоборческий жест «сообщил» выразительную рельефность его произведению. Сделанный на бордово-коричневом поле холста живописный прорез, похожий на зияющую рану, составляет единственную «ценность» его полотна. Фонтана — один из предшественников «опредмеченной» живописи. После 1948 года почти все его продырявленные и искромсанные полотна, всегда монохромные, были уже «пластическими объектами», абсолютно лишенными изобразительности. На Миланском триеннале 1964 года Л. Фонтана выступил с новыми созданиями. Это по его замыслу была разработана система визуально-цветовых пластических эффектов, составившая основную часть оформления зала «Утопия».
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.