«Люди ума — эти священнослужители современного мира — стремятся теперь в искусстве найти ту общность и тот институт святости или того святого без веры, которому Мальро посвятил последнюю часть своего творчества... Провозглашая права художника, освящая современное искусство, они пытаются заполнить ту пустоту, которая образовалась со «смертью бога» во стольких душах»,— пишут авторы «Словаря современных идей». Как же представляют себе «современное» искусство «иных форм» его апологеты? Это, по их мнению, должно быть искусство, вмещающее весь социальный, религиозный, эстетический опыт человека, «искусство — религия», которое было бы способно пленить сердца мирян.
Но возможно ли утолить духовную жажду этого, говоря словами П. Клее, «ужасающего» мира из скудных источников модернистского искусства, даже самого новейшего, «массового»? «Когда отбивные котлеты и мороженое переселяются из магазинов и оказываются в том месте, которое принято называть художественной галереей, и даже в музеях, задаешься вопросом насчет смысла, которым кое-кто из наших современников наделяет слово искусство»,— пишет Ж. Бонфуа в статье «От поп-арта к искусству дикарей». — Когда «контакт с действительностью» оказывается на уровне грубого необработанного предмета, вроде аппарата для душа, башмаков или болонской колбасы, невозможно не почувствовать какого-то беспокойства по поводу становления той цивилизации, которая порождает такие «творения». Испивший горькую чашу судьбы современный человек стремится познать и преобразовать мир в других ракурсах, чем тот, о котором говорил некогда Ж. Брак: «Похоже на то, что ты пьешь кипящий керосин».
Искусство, являясь специфической формой отражения действительности, не выдает, как это происходит в религии, своих созданий за действительность. И то, что авторы многих произведений абстрактного искусства, как и поп-искусства, одинаково ведут дело к мистификации реальных явлений, оказывается следствием как внутренних противоречий этого искусства, так и причин, лежащих за его пределами.
Весьма убедительно пишет по этому поводу философ-марксист из ГДР Г. Кох в книге «Марксизм и эстетика». Капиталистическое разделение труда, фетишизация явлений в буржуазном сознании, всеобщая отчужденность членов буржуазного общества словно силой волшебства превращают общественные отношения людей в отношения вещей, ведут к чудовищному «возрастанию ценности материального мира» и, как следствие, «снижению ценности мира человека». «Художественно-фантастическое отражение такого состояния общества в искусстве, — пишет Г. Кох, — все чаще и чаще происходит в болезненной или циничной форме отказа от изображения человеческого образа; это искусство показывает лишь вещественные, материальные связи и формы, но отказывается признавать человеческие отношения в качестве предмета и содержания художественного изображения».
Хотя искусство неофигуративизма, по словам некоторых буржуазных ученых, предельно реалистическое, более того — сверхреалистическое, в своей вещественной основе оно отстоит от реального мира природы и человека дальше, чем заумные опусы абстракционистов-беспредметников. В этом состоит одна из существенных «тайн» искусства «новой реальности».
Мистификация предметной действительности достигает в искусстве натуралистической скульптоживописи небывалых масштабов уже потому, что за искусство выдается всякое явление самой действительности, любой объект природы или продукт индустриального производства, к которому прикоснулся художник или хотя бы на миг сделал его объектом своей художественной воли. Благодаря такому искусству человек обретает якобы первозданную природную сущность, возвращается к тому первобытному состоянию всеобщего анимизма, когда все предметы природы обладали для него особым смыслом, были носителями сверхъестественных сил. Так зритель оказывается вдруг перед лицом мифического в предмете, в обычной вещи, оказывается перед странными созданиями М. Дюшана, Р. Раушенберга или Ива Клейна. Произведением искусства становятся байки консервированного супа, персиковое дерево, подержанная автомобильная шина или натуральная кровать.
Метаморфозы такого искусства кажутся, на первый взгляд, не только странными, но и необъяснимыми. Поэтому любая серьезная попытка разобраться в этом явлении должна следовать по пути выявления социального и духовного контекста, то есть выяснения конкретных условий, предрасполагающих к такого рода «художественным» превращениям.
Поп-арт, «новый реализм», предметная живопись претендуют на полный переворог представлений об искусстве, о художнике, о приемах работы живописца. Смысл этого обновления его авторы видят опять-таки в том, чтобы еще глубже ввести искусство в человеческий опыт, приблизить к нему человека, ликвидировать вековой разрыв между людьми и вещами. Но следует оговорить, что дальше выспренных деклараций буржуазные художники не идут да и не могут пойти. Предметно-вещественное содержание произведений поп-арта, их псевдореалистическая сущность настолько же демонстрируют засилье вещественных, чуждых человеку отношений в обществе, насколько апологетизирует, даже фетишизирует эти отношения.
Мир этого искусства, свидетельствует бельгийский ученый Л. Флам, больше всего сходен с миром первобытного человека, для которого фетиш был концентрированным содержанием магической силы, рассредоточенной повсюду. «Искусство-объект,— считает Флам,— восстанавливает таким образом неофетишизм в овеществленном мире, все что угодно может стать эстетическим объектом и тем самым священным объектом искусства-религии: пустая коробка из-под сардин, точно так же, как ваза с цветком розы».
Гусиные перья, телячьи шкуры, конский волос или крылья бабочек, используемые при создании «картины»,— не слишком ли это робкие опыты кубистов и дадаистов включить «живой мир», повседневную реальность в искусство и тем самым превознести ее? Посмотрите, предлагает нам современный неодадаист, что происходит на Востоке, у древних, в пещерах! Звери, птицы, зооморфные чудовища, звероподобные изображения людей и прочие неведомые твари, которыми первобытный дикарь старался наводнить окружающий его мир. И чем элементарнее предмет, тем проще средства и приемы его изображения. И наоборот — через удивительно простые, данные или подсказанные самой природой формы удается наиболее точно выразить, воспроизвести внутреннюю сущность изображаемого.
Идеальным в этом плане было, конечно, «самовыражение» объектов природы, то есть такие ее формы, вроде отточенного камня или раковины, высохшего дерева или черепа хищника, которые сообщали предмету двойную жизнь: быть самим собой и, кроме того, чем-то иным, носителем скрытой, сверхприродной силы.
Новейшее «массовое» искусство, поп-арт чуть ли не весь смысл своего существования видит в приобщении к этим таинствам «самопорождения» духа природы и человека. Новая техника живописи и грубые природные материалы: земля, металл, дерево, огонь, электричество и так далее, оказываются при этом в высшей степени «художественными», ибо только благодаря им человек современного «индустриального общества» открывает в себе и вокруг себя неведомые доселе сакраментальные стороны бытия.
Инфантильный характер творчества Раушенберга, «исключительная жизненная сила» его произведений проистекает якобы как раз из его способности вводить в живопись в самых неожиданных сочетаниях самые необычные предметы. Таковы, например, его чучела птиц, козла с надетой на него автомобильной шиной — поистине венценосное «творение» художника, стремящегося сочетать мир современного человека с основами мироздания и преодолеть несообразности во взаимоотношениях природы и «индустриального общества».
Сами же понятия «живописи» и «скульптуры» в связи с бурным развитием новой живописной техники бесконечно устарели или восстанавливаются в их первородном виде. Живопись и скульптура — с точки зрения неофигуративистов— это больше не станковое, монументальное или декоративное искусство. Это нечто более простое: это теперь то, что или дребезжит, или мерцает, вращается, «танцует», пребывает в пространстве без опоры и подвесок, как в электромагнитной скульптуре, или же просто саморазрушается, подобно скульптурам Ж. Тингели.
«Новое» — четвертое измерение (под этим обычно подразумевается движение) живописи и пятое измерение (так принято называть время) скульптуры, настенная или объемная живопись, коллажи и рельефы, «движущаяся» или «живая скульптура» — все это должно рассматриваться лишь как первые опыты по «восстановлению» традиционных форм примитивного искусства самых отдаленных эпох. Невозможно назвать всех ошеломляющих открытий искусства «универсальных форм». Да и вряд ли в этом есть необходимость. Ведь «универсальный язык» этого искусства нередко остается «чудовищной головоломкой» для самих его создателей.
Искусство без содержания, без сколько-нибудь продуманной композиционной структуры произведения, лишенное какой бы то ни было образности, просто немыслимо. Искусство без образов, питающих творческое воображение художника, волнующих зрителя, не может рассчитывать на признание ни сегодня, ни завтра. Не обладая устойчивой преемственной связью ни с одним из художественных течений прошлого, оно вынуждено маскировать свое положение незаконнорожденного рекламной шумихой, наукообразной фразеологией о космических масштабах, о беспредельном содержании и значении, о связях с древними культурами, с религией, с повседневным опытом человека. Без этой хорошо поставленной саморекламы, без официальной идеологической поддержки и вмешательства могущественных меценатов оно было бы обречено на полную безвестность. Только будучи глубоко вовлеченным в процесс буржуазной «массовой» культуры, это искусство могло получить столь широкий размах.
Как же, однако, случилось, что именно поп-арт стал занимать одно из главенствующих положений в системе разнообразных направлений буржуазного авангарда? Есть ли какая-нибудь связь между поп-артом и, например, таким значительным направлением буржуазного искусства, как абстракционизм? Связь, оказывается, есть и самая непосредственная.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.