Растущий социальный и духовный гнет капитализма имеет тенденцию к расширению своего действия на психоидеологию различных общественных групп и категорий населения. Вопрос духовного порабощения, всеобщего конформизма и униформизма сознания людей — это вопрос, жизненную важность которого буржуазия доказала осуществлением огромной системы мероприятий, применением важнейших научно-технических достижений в целях дальнейшего развития «массовой» культуры.
«Быть или не быть» так называемому свободному миру—во многом зависит сегодня от того, как будут и будут ли вообще мыслить его рядовые представители. Вот почему с таким неимоверным старанием усердствуют духовные служители капитала для того, чтобы этот рядовой или «средний» вообще не ставил вопросов бытия, не беспокоил окружающих и не утруждал себя поисками смысла жизни. На все вопросы, как и на все случаи жизни, ответы заблаговременно подготовлены «массовой» культурой и в неограниченном выборе. Своим существованием капитализм во многом обя-
---------------------------------
Конформизм (соглашательство, угодничество) — особенность буржуазного сознания, стремление к однообразию и шаблону, бездумное преклонение перед авторитетами, подчинение традициям, слепая вера в предрассудки, неспособность к самостоятельному творчвт скому проявлению личности.
---------------------------------
зан именно этой заблаговременной и целенаправленной массовой фабрикации снов, отлучающих человека от самостоятельной мысли. «В каждом классе,— подчеркивал В. И. Ленин,— даже в условиях наиболее просвещенной страны, даже в самом передовом и обстоятельствами момента поставленном в положение исключительно высокого подъема всех душевных сил, всегда есть — и, пока существуют классы, пока полностью не укрепилось, не упрочилось, не развилось на своей собственной основе бесклассовое общество, неизбежно будут — представители класса не мыслящие и мыслить не способные. Капитализм не был бы угнетающим массы капитализмом, если бы это не было так».
Это положение В. И. Ленина приобретает сегодня особый смысл для понимадия грандиозных процессов «массовости» культуры, открывающей наиболее мрачную страницу капиталистического порядка. Как справедливо отметил советский критик Б. Сучков, существование подобного рода «не мыслящих и не способных мыслить» представителей различных классов «не только отвечает нуждам капитализма, но и создает основу для проникновения в их сознание самых темиых и реакционных предрассудков, вплоть до расистских, националистических, фашистских и профашистских представлений и взглядов».
Однако нельзя не видеть, что именно в силу массовой «социальной анестезии» (А. М. Горький), в силу глубокой внутренней неприязни к бездушной стихии «массового» порядка в человеке нередко рождается тот особый «разумный» эгоизм, вынужденный и расчетливый индивидуализм, который оказывается единственным средством самосохранения и самоутверждения человека. Эта стихийная изоляция, своего рода самооборона человека может принимать различные формы, в том числе негативизма или анархического бунтарства. Но иногда она служит основой для трезвых поисков и реалистических решений человека, осознающего свое достоинство, ищущего путь к солидарности и единым действиям во имя подлинного «я». Буржуазная действительность дает немало свидетельств именно такой внутренней эволюции людей, их перехода из состояния личной индифферентности и конформизма к активному осознанному действию.
Нередко именно бесчеловечные условия «массового общества» приводят людей ко все более сознательному, организованному и таким образом подлинно массовому выступлению за свои человеческие права, за социальную справедливость, против всех форм угнетения человека. Буржуазная «массовая» культура препятствует этому, она стремится фабриковать такой тип индивидуального поведения, рамки которого человек не в состоянии преодолеть. Этот тип индивидуализма наиболее широко распространяется и насаждается сегодня всеми средствами «массовой» культуры.
«Массовая» культура — это, с одной стороны, такая замкнутая система, в которой художник и зритель чувствуют, ведут себя без осознания какой-либо внутренней дисгармонии, без малейших попыток осмыслить и преодолеть свое положение. Такова участь буржуазного большинства. Но с другой стороны, эта система является и «открытой», то есть она всегда осознавалась и осознается людьми из числа «мыслящих», ученых, художников, рядовых представителей «массы» как таковая и в ее тесной взаимосвязи со многими другими явлениями буржуазной действительности. Таким образом, она как бы таит в себе реальные предпосылки для ее действительного преодоления. Раскрытие этой противоречивой взаимосвязи различных тенденций в системе
«массовой» культуры позволяет сделать правильный анализ и дать объективную оценку многим явлениям «массового» буржуазного искусства. Вне этих противоречивых взаимосвязей нельзя правильно оценить позицию многих современных художников, стремящихся нередко подчинить свое творчество интересам общественно-политической борьбы трудящихся. «Полотна и скульптуры негодования», антивоенные спектакли «сердитого искусства», оппозиция большинства художников США войне во Вьетнаме, по свидетельству американского еженедельника «Ньюс-уик», отражают сегодня тот факт, что «деятели искусства начинают осознавать необходимость совместных действий; прозревая, они проявляют интерес к политике».
Некоторые художники, выступающие против войны, возвращаются к самым примитивным формам творчества, бьющим на эффект. «Полотно негодования» на фестивале «сердитого искусства» явилось взрывом эстетической шрапнели. На полотне были размещены разбитые куклы, страшные фотомонтажи, злые политические карикатуры, преднамеренно грубая сатира (например, статуя Свободы с поднятой над головой бомбой). Художник Леон Голуб объяснил, что все это было попыткой вырваться из тисков формализма, характерного для большей части современного искусства.
Гипсовая скульптура Джорджа Сигэла, выполненная в натуральную величину, красноречиво показывает, что «и вы тоже можете стать и агрессором, и жертвой». На голубой, изрешеченной пулями стене висит человек вниз головой. На полу лежат три трупа. Вы можете, хотя это и мучительно, подойти к жертвам, стать к стене, посмотреть на них».
Как видно, при всей однородности и кажущемся внешнем сходстве, многие явления «массовой» культуры не равнозначны между собой. Не следует преувеличивать, но неправомерно было бы искусственно ограничивать или упрощать их значение. Ибо «массовая» культура сегодня — это не просто низкопробная художественная продукция, распространяемая средствами массовой информации и отмеченная стандартностью и вульгарностью, как это пытаются представить некоторые американские ученые. Такое понятие «массовой» культуры ограничивает ее действительное содержание частными проявлениями в искусстве, в рекламе, оставляя при этом без достаточного внимания важнейшие идеологические, социально-психологические и другие аспекты этого сложного и малоизученного, на наш взгляд, процесса омассовления всех сфер жизни человека.
Активная роль буржуазной «массовой» культуры и искусства в процессе разрушения человеческой личности является неоспоримым фактом, хотя художники и сторонники поп-арта во главу угла ставят человека, его свободное творческое проявление. «Массовая» культура и ее уродливое детище — «массовое» искусство — плоть от плоти бесчеловечного «массового» миропорядка, в системе которого художник, как и любой человек, по призванию самих буржуазных ученых, неизбежно становится послушным рабом, циником или интеллектуально изворотливым холопом.
Зигзаги и крайности буржуазного «массового» искусства отражают резкие перепады духовного климата самой буржуазной действительности. Поэтому и перейдем к непосредственному рассмотрению основных тенденций его развития в связи с общественно-историческими и художественными явлениями.
ОТ АБСТРАКЦИИ К «НОВОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
Один из представителей европейского абстракционизма Поль Клее имел достаточно оснований, чтобы заявить еще в 1915 году: «Чем более ужасающ этот мир, тем абстрактнее его искусство». Линии жизни и искусства располагаются в одной плоскости, но в различных направлениях, в критические же моменты они расходятся в прямо противоположные стороны. Беспокойство все больше охватывает современный «свободный» мир, заставляя его охранителей пускаться в самые отчаянные предприятия в области идеологии и культуры.
И сегодня буржуазные проповедники «массового» искусства интенсивно сочиняют своего рода новый месси-анско-эстетский благовест, ищут новые рецепты спасения человечества. «Борьба за человека» в рамках художественных доктрин, борьба за умы и души широкой публики входит в число важнейших задач современной буржуазной науки об искусстве.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.