Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Поп-арт и парадоксы модернизма. Часть 4-я


В. Сибияков, «Поп-арт и парадоксы модернизма»
Изд-во «Изобразительное искусство», М., 1969 г.

Не останавливаясь на специфических особенностях развития «массовой» культуры в Европе и США, отметим те его наиболее характерные стороны, которые стали непосредственной причиной не только теорий дегуманизации искусства, но и самого этого процесса эволюции в реальной буржуазной действителыности.
В этой связи прежде всего следует указать на классовую направленность «массовой» культуры. Как уже было отмечено, развитие этой культуры в буржуазном обществе не преследует цели действительно культурного роста трудящихся.
Производителей «массовой» культуры, как правило, интересует уровень «среднего» потребителя. «Толпа», «масса» в коммерческих мероприятиях дельцов от искусства оказывается всего лишь удобной ширмой, за которой «массовое» оказывается «средним», «массовидным», превращается в моду и открывает дорогу для массовой фабрикации посредственной и банальной художественней продукции.
«Омассовление», «осреднение», имея благодатные социально-психологические предпосылки в мещанской буржуазной среде, живо охватывает большую часть общества, в том числе и «господствующую элиту».
Двусторонний характер этого процесса достаточно метко охарактеризован американским социологом М. Гаррингтоном: «Элита развращает массу и получает таким путем прибыль и власть, но сама элита тоже развращается массами, так как предпосылкой ее правления является то, что она создает неполноценную культуру. Результатом этой диалектики является упадок всего общества».
Злокачественная болезнь упадка культуры поражает и все звенья художественного процесса, не минуя творческой индивидуальности художника.
Посредственность и банальность образуют для него заколдованный круг, и поэтому стремление к оригинальничанию, сенсационности, к широкому «паблисити» является для него единственной возможностью обеспечить свое достоинство.
Однако оказывается, что оригинальничание в расчете на массовость заведомо обречено на банальность. В конечном итоге процесс омассовления культуры завершается формированием того интеллектуального «середняка», которого в реальном буржуазном мире представляет не только «средний» обыватель, мелкий лавочник или рядовой чиновник.
Им нередко оказывается и образованный служащий и государственный чиновник более крупного масштаба. Мелкотравчатая психоидеология разнокалиберных мещан делает их в духовном отношении одинаково прожорливыми и бесстрастно всеядными.
Социализированный таким образом буржуазный обыватель,- «человек-стадо» (Ортега) действительно предстает в данном случае как нечто безликое и нивелированное, как отрицание человеческой ценности, как дегумамизированный человек.
Девальвация же человека ведет в конечном счете к тому, что искусство лишается своего высокого назначения, оно все больше мельчает и, наконец, полностью обесценивается.
«Массовое» искусство, по словам итальянского публициста Дж. Тотти, все больше превращается «в грубый способ изготовления одурманивающей пищи для изголодавшейся по сказкам толпы». Индустрия грез и мифов набирает бешеные темпы, приобретает невиданный размах как новейшая разновидность бизнеса.
«Социальный невроз», вызываемый различными средствами массовой культуры, все переворачивает вверх дном,—пишет литературный критик еженедельника «Леттр франсэз» Ж. Гожар.— Массовая культура вводит в обиход такие понятия, как «индустриальный продукт», «предприниматель», «инициатива», «постановщик», «приемник-интерпретатор» и т. д. Но главное, как считает критик, не столько в модных словечках, сколько в существе
-----------------------------------------
На нью-йоркских аукционах, например, в настоящее время в большой моде не только полотна Парижской школы, но также «шедевры» отечественного поп-арта. Произведения лидера этого направления Р. Раушенберга продавались по 800 долларов в 1958 году, а позднее их стоимость доходила до 40 тысяч долларов. Все больше распространяется практика так называемых «инвестиций» в искусстве.
-----------------------------------------
самого дела. А суть в том, что художественная ценность культуры все больше заслоняется коммерческой стоимостью: «Проблемы содержания перестают интересовать автора. Его главная забота отныне не в том, что и как писать, а как продать.
Однако является ли новоявленный продавец простым торгашом, коммерсантом? Нет. Это массовая культура. Ее цель — заполучить публику, уже достаточно подготовленную и сформированную, наверняка зная, что она любит, чего хочет.
Во Франции — это весьма многочисленная публика из молодежи, оцениваемая в 7 миллионов персон и претендующая на роскошь со скромными средствами. И вот роскошь по дешевке становится возможной благодаря количеству».
В приведенном рассуждении верно схвачена одна из существенных черт «массовой» культуры — ее социальная, промышленно-коммерческая основа.
Собственно, сегодня едва ли возможны (как раз в силу многочисленных заявлений буржуазных специалистов) возражения против того очевидного факта, что искусство в буржуазном обществе — обычный товар, а «массовое» искусство — система массовых, хорошо налаженных товарных операций, мало чем отличающаяся от деятельности других предприятий капиталистического производства.
Но характеристика буржуазного «массового» искусства не исчерпывается указанием на его социальные предпосылки, классовую направленность и коммерческий характер. Буржуазная «массовая» культура имеет непосредственное отношение к тем предметным урокам чудовищной бесчеловечности, о которых мир никогда не может забыть.
Антигуманная реакционная сущность этой культуры и искусства имеет многообразные формы проявления. Вот почему не правомерно было бы ограничивать их тлетворное влияние на духовный мир и поведение людей рамками только современной буржуазной действительности в странах Западной Европы и США. Ведь крайне уродливые проявления подобной культуры дали о себе знать уже в тридцатые годы в условиях фашистской Германии.
Документальные кадры кинофильма «Обыкновенный фашизм» дают достаточно отчетливое представление о социально-психологических механизмах воздействия «массовой» фашистской культуры на сознание населения Германии.
Фильм как бы отвечает на вопрос о том, почему нацистскими верованиями сравнительно быстро были охвачены массы населения, особенно молодежи Германии тех лет.
Ясно, что наряду с неотразимым действием на обывателя высокопарной социальной демагогии, большую роль в этом сыграло умелое использование гитлеровцами массовой художественной бутафории. Орды орущих лавочников и молодчиков «гитлерюгенда» легко и быстро обрели строевой порядок.
Этому в значительной степени способствовали массовые парады, грандиозные факельные шествия и построения в форме огненной свастики (огонь и свастика — атрибуты древних зароастрийских культов).
Этому были посвящены бодрые и воинственные шлягеры, фашистские кинобоевики и в дополнение ко всему — массовая стряпня — «величественные» изображения Гитлера.
Красочно оформленные ослепляющие мистерии во славу фюрера то и дело перемежаются в фильме М. Ромма с демонстрацией эрзацев собственно «массового» искусства. Истерические речи, гипнотизирующие толпу, и умиленные до слез и как бы остекленевшие глаза обывателей.
Затем массовое публичное сожжение чуждых «массовой» культуре книг, уничтожение памятников не «массового» искусства, массовые убийства и снова остекленевшие глаза — теперь уже жертв фашизма. И еще немало «новшеств» «массовой» культуры первого, так сказать, образца.
Но вот прошлое опрокинуто в настоящее. В кадре — новинки цивилизации наших дней: массовые боевые упражнения техасских «тигров» — воинственно рычащих и прыгающих парней с карабинами, репетирующих бои во Вьетнаме. И дергающиеся, «живые» скульптуры поп-арта (механические марионетки швейцарского скульптора Ж. Тиягели), и вылезающие из орбит глаза беснующихся в экстатическом танце молодых людей.
Выравнивается, нивелируется личность и формируется «человек-стадо» — само отрицание человечности. Поистине трагическая пляска при задворках обесчеловеченной культуры, глубокий диагноз и новые симптомы которой так мастерски показал М. Ромм.
Массовый социальный психоз, создающий режим духовного униформизма, принимает все более изощренные формы воздействия на умы и души людей. Ибо сегодня буржуазные идеологи, «господствующая элита» больше, чем когда-либо, заинтересованы в наличии покорной массы бездумных, безотказных исполнителей чужой воли.
Где, например, сегодня фабрикуется огромная армия бездушных убийц, котирующихся по установленной цене в любом иностранном легионе? — На конвейере «массовой» культуры.
Правда, человек, прошедший через этот конвейер, не всегда становится кровожадным убийцей. «Пилоты в пижамах», «зеленые береты» рассматривают свое участие в бомбардировках и карательных операциях против патриотов Вьетнама как обычную повседневную работу.
Это уже не «сверх-человеки», это жалкие и легко управляемые (особенно с помощью доллара) органчики, коротающие свои дни между убийствами, бейсболом и пивным баром. Конвейер убил в них все человеческое, потому что ассортимент чувств и мыслей, желаний и поступков этих людей был заранее предопределен, целенаправленно отсортирован, умело разрекламирован и внедрен в их сознание.
Теперь человек лишен возможности выбирать самостоятельно, мыслить и действовать свободно.
Его желания и помыслы определены стандартами массовой культуры и уже выработались в стереотипы более или менее одинакового поведения большинства, в «единодушное» поведение.
Личная индифферентность, безропотное следование образцам, бездумное, порой набожно-покорное состояние человека «массы» делает его легкой добычей демагогии и предрассудка. Такова духовная подоплека буржуазного конформизма, уходящего корнями в политическую, социально-психологическую, «культурно-массовую» сферы буржуазной действительности.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +