Не останавливаясь на специфических особенностях развития «массовой» культуры в Европе и США, отметим те его наиболее характерные стороны, которые стали непосредственной причиной не только теорий дегуманизации искусства, но и самого этого процесса эволюции в реальной буржуазной действителыности. В этой связи прежде всего следует указать на классовую направленность «массовой» культуры. Как уже было отмечено, развитие этой культуры в буржуазном обществе не преследует цели действительно культурного роста трудящихся. Производителей «массовой» культуры, как правило, интересует уровень «среднего» потребителя. «Толпа», «масса» в коммерческих мероприятиях дельцов от искусства оказывается всего лишь удобной ширмой, за которой «массовое» оказывается «средним», «массовидным», превращается в моду и открывает дорогу для массовой фабрикации посредственной и банальной художественней продукции.
«Омассовление», «осреднение», имея благодатные социально-психологические предпосылки в мещанской буржуазной среде, живо охватывает большую часть общества, в том числе и «господствующую элиту». Двусторонний характер этого процесса достаточно метко охарактеризован американским социологом М. Гаррингтоном: «Элита развращает массу и получает таким путем прибыль и власть, но сама элита тоже развращается массами, так как предпосылкой ее правления является то, что она создает неполноценную культуру. Результатом этой диалектики является упадок всего общества». Злокачественная болезнь упадка культуры поражает и все звенья художественного процесса, не минуя творческой индивидуальности художника. Посредственность и банальность образуют для него заколдованный круг, и поэтому стремление к оригинальничанию, сенсационности, к широкому «паблисити» является для него единственной возможностью обеспечить свое достоинство. Однако оказывается, что оригинальничание в расчете на массовость заведомо обречено на банальность. В конечном итоге процесс омассовления культуры завершается формированием того интеллектуального «середняка», которого в реальном буржуазном мире представляет не только «средний» обыватель, мелкий лавочник или рядовой чиновник. Им нередко оказывается и образованный служащий и государственный чиновник более крупного масштаба. Мелкотравчатая психоидеология разнокалиберных мещан делает их в духовном отношении одинаково прожорливыми и бесстрастно всеядными. Социализированный таким образом буржуазный обыватель,- «человек-стадо» (Ортега) действительно предстает в данном случае как нечто безликое и нивелированное, как отрицание человеческой ценности, как дегумамизированный человек.
Девальвация же человека ведет в конечном счете к тому, что искусство лишается своего высокого назначения, оно все больше мельчает и, наконец, полностью обесценивается. «Массовое» искусство, по словам итальянского публициста Дж. Тотти, все больше превращается «в грубый способ изготовления одурманивающей пищи для изголодавшейся по сказкам толпы». Индустрия грез и мифов набирает бешеные темпы, приобретает невиданный размах как новейшая разновидность бизнеса. «Социальный невроз», вызываемый различными средствами массовой культуры, все переворачивает вверх дном,—пишет литературный критик еженедельника «Леттр франсэз» Ж. Гожар.— Массовая культура вводит в обиход такие понятия, как «индустриальный продукт», «предприниматель», «инициатива», «постановщик», «приемник-интерпретатор» и т. д. Но главное, как считает критик, не столько в модных словечках, сколько в существе
-----------------------------------------
На нью-йоркских аукционах, например, в настоящее время в большой моде не только полотна Парижской школы, но также «шедевры» отечественного поп-арта. Произведения лидера этого направления Р. Раушенберга продавались по 800 долларов в 1958 году, а позднее их стоимость доходила до 40 тысяч долларов. Все больше распространяется практика так называемых «инвестиций» в искусстве.
-----------------------------------------
самого дела. А суть в том, что художественная ценность культуры все больше заслоняется коммерческой стоимостью: «Проблемы содержания перестают интересовать автора. Его главная забота отныне не в том, что и как писать, а как продать. Однако является ли новоявленный продавец простым торгашом, коммерсантом? Нет. Это массовая культура. Ее цель — заполучить публику, уже достаточно подготовленную и сформированную, наверняка зная, что она любит, чего хочет. Во Франции — это весьма многочисленная публика из молодежи, оцениваемая в 7 миллионов персон и претендующая на роскошь со скромными средствами. И вот роскошь по дешевке становится возможной благодаря количеству».
В приведенном рассуждении верно схвачена одна из существенных черт «массовой» культуры — ее социальная, промышленно-коммерческая основа. Собственно, сегодня едва ли возможны (как раз в силу многочисленных заявлений буржуазных специалистов) возражения против того очевидного факта, что искусство в буржуазном обществе — обычный товар, а «массовое» искусство — система массовых, хорошо налаженных товарных операций, мало чем отличающаяся от деятельности других предприятий капиталистического производства.
Но характеристика буржуазного «массового» искусства не исчерпывается указанием на его социальные предпосылки, классовую направленность и коммерческий характер. Буржуазная «массовая» культура имеет непосредственное отношение к тем предметным урокам чудовищной бесчеловечности, о которых мир никогда не может забыть. Антигуманная реакционная сущность этой культуры и искусства имеет многообразные формы проявления. Вот почему не правомерно было бы ограничивать их тлетворное влияние на духовный мир и поведение людей рамками только современной буржуазной действительности в странах Западной Европы и США. Ведь крайне уродливые проявления подобной культуры дали о себе знать уже в тридцатые годы в условиях фашистской Германии.
Документальные кадры кинофильма «Обыкновенный фашизм» дают достаточно отчетливое представление о социально-психологических механизмах воздействия «массовой» фашистской культуры на сознание населения Германии. Фильм как бы отвечает на вопрос о том, почему нацистскими верованиями сравнительно быстро были охвачены массы населения, особенно молодежи Германии тех лет. Ясно, что наряду с неотразимым действием на обывателя высокопарной социальной демагогии, большую роль в этом сыграло умелое использование гитлеровцами массовой художественной бутафории. Орды орущих лавочников и молодчиков «гитлерюгенда» легко и быстро обрели строевой порядок. Этому в значительной степени способствовали массовые парады, грандиозные факельные шествия и построения в форме огненной свастики (огонь и свастика — атрибуты древних зароастрийских культов). Этому были посвящены бодрые и воинственные шлягеры, фашистские кинобоевики и в дополнение ко всему — массовая стряпня — «величественные» изображения Гитлера. Красочно оформленные ослепляющие мистерии во славу фюрера то и дело перемежаются в фильме М. Ромма с демонстрацией эрзацев собственно «массового» искусства. Истерические речи, гипнотизирующие толпу, и умиленные до слез и как бы остекленевшие глаза обывателей. Затем массовое публичное сожжение чуждых «массовой» культуре книг, уничтожение памятников не «массового» искусства, массовые убийства и снова остекленевшие глаза — теперь уже жертв фашизма. И еще немало «новшеств» «массовой» культуры первого, так сказать, образца. Но вот прошлое опрокинуто в настоящее. В кадре — новинки цивилизации наших дней: массовые боевые упражнения техасских «тигров» — воинственно рычащих и прыгающих парней с карабинами, репетирующих бои во Вьетнаме. И дергающиеся, «живые» скульптуры поп-арта (механические марионетки швейцарского скульптора Ж. Тиягели), и вылезающие из орбит глаза беснующихся в экстатическом танце молодых людей. Выравнивается, нивелируется личность и формируется «человек-стадо» — само отрицание человечности. Поистине трагическая пляска при задворках обесчеловеченной культуры, глубокий диагноз и новые симптомы которой так мастерски показал М. Ромм.
Массовый социальный психоз, создающий режим духовного униформизма, принимает все более изощренные формы воздействия на умы и души людей. Ибо сегодня буржуазные идеологи, «господствующая элита» больше, чем когда-либо, заинтересованы в наличии покорной массы бездумных, безотказных исполнителей чужой воли. Где, например, сегодня фабрикуется огромная армия бездушных убийц, котирующихся по установленной цене в любом иностранном легионе? — На конвейере «массовой» культуры. Правда, человек, прошедший через этот конвейер, не всегда становится кровожадным убийцей. «Пилоты в пижамах», «зеленые береты» рассматривают свое участие в бомбардировках и карательных операциях против патриотов Вьетнама как обычную повседневную работу. Это уже не «сверх-человеки», это жалкие и легко управляемые (особенно с помощью доллара) органчики, коротающие свои дни между убийствами, бейсболом и пивным баром. Конвейер убил в них все человеческое, потому что ассортимент чувств и мыслей, желаний и поступков этих людей был заранее предопределен, целенаправленно отсортирован, умело разрекламирован и внедрен в их сознание. Теперь человек лишен возможности выбирать самостоятельно, мыслить и действовать свободно. Его желания и помыслы определены стандартами массовой культуры и уже выработались в стереотипы более или менее одинакового поведения большинства, в «единодушное» поведение. Личная индифферентность, безропотное следование образцам, бездумное, порой набожно-покорное состояние человека «массы» делает его легкой добычей демагогии и предрассудка. Такова духовная подоплека буржуазного конформизма, уходящего корнями в политическую, социально-психологическую, «культурно-массовую» сферы буржуазной действительности.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.