Подобная метаморфоза не является ни неожиданной, ни беспричинной. В условиях острых социальных и духовных конфликтов буржуазные художники, все настойчивее ищут пути преодоления противоречий между искусством и действительностью, между художником и обществом, между трудом и творчеством. Не оставляя порой надежды на самоценное изолированное существование искусства, они все чаще высказываются за так называемый «универсальный гуманизм» искусств, за искусство «универсального языка», общедоступного в смысле его восприятия и близкого духовным запросам самой широкой публики. «В настоящее время,— пишут авторы «Словаря современных идей»,— когда «европейская духовность» разрушается, когда человечество теряет охранительный заповедник, которым для него было христианство, происходит универсализация искусства». Под этим лозунгом «универсализации искусства» и осуществляется сегодня «переворот» в художественной практике наиболее значительных направлений буржуазного авангарда.
С целью достижения «всеобщего гуманизма» искусства буржуазные искусствоведы призывают создать «иные, нежели все предшествующие, формы искусства», изобрести принципиально новый, «универсальный язык» искусства. На самом же деле речь идет о том, чтобы санкционировать тот безраздельный произвол, на основе которого художники «вводят» в искусство все, что им заблагорассудится: предметы домашнего обихода, кухонную утварь, металлолом, рекламные плакаты и наклеенные на полотно вырезанные газетные фразы или иллюстрации из массовых рекламных изданий в качестве самых общеизвестных предметных символов «индустриальной цивилизации».
Материалы, введенные в произведение живописи, на языке искусствоведов получили название «новых реальностей», а сам момент рождения подобных шедевров был провозглашен событием величайшего смысла, во всяком случае куда более значительным, чем большинство открытий, принадлежащих художникам Возрождения. Так, по крайней мере, оценивают это нововведение современные буржуазные ученые, основывающие свои рассуждения и доводы все на тех же фикциях «универсального гуманизма» искусства, которые уже неоднократно использовались ими для оправдания того или иного «художественного нововведения».
Собирая в кучу и выставляя разнородные предметы, художники поп-арта нередко утешают себя мыслью о возможности таким способом преодолеть пропасть между собой и обществом, устранить различие между действительностью и искусством. Но тщетность их усилий сказывается незамедлительно, вещественное «искусство» сковывает мысль, убивает красоту, и в конечном счете художники получают обратный результат. Вместе со своими творениями они оказываются вне общественной жизни и вне искусства. Работая на «массу», они остаются в полном одиночестве. Таков один из многих парадоксов буржуазного массового художественного сознания.
Современное буржуазное общество, основанное на господстве крупного государственно-монополистического капитала, находится в состоянии небывалого ранее кризиса общественных отношений, глубокой внутренней «деформации», предельного обострения противоречий в производстве и потреблении материальных и духовных ценностей. Пытаясь как-то ликвидировать эти «перекосы» и замаскировать хронические недуги «деформированного», «разорванного» общества, буржуазные идеологи изо всех сил стараются придать ему видимость «единого», «индустриального», «массового». И первым делом они стремятся уйти и увести общественное мнение в сторону от острейших социальных и классовых антагонизмов, органически присущих современному буржуазному обществу. В этом главный смысл весьма распространенных утверждений о том, что институты этого общества приобрели якобы гуманистический, «всеобщий», «универсальный», то есть внеклассовый характер. Точно так же, как рассуждения об «общедоступности», «универсальном гуманизме» «массовой» культуры и «популярного» искусства призваны затушевать противоречия буржуазной культуры.
Говоря о массовости, общедоступности художественного процесса, нельзя не учитывать такие значительные социальные и культурно-технические явления в жизни буржуазного общесства, как массовый характер промышленного производства. Не менее значительным фактором, обусловившим массовость культуры и искусства, явилось развитие средств массовой информации: печати, радио, кино, телевидения. Уже в силу этих обстоятельств распространенность, «география» художественной культуры приобрела небывалые ранее размеры.
Однако решающим фактором, предопределившим огромный интерес к проблемам массовости искусства, стало широкое революционное движение современности. Социально-политические преобразования, осуществляемые трудящимися в наше время в ряде стран, составляют объективную возможность развития действительно массовой художественной культуры. При этом необходимо указать на коренную противоположность самого процесса демократизации искусства, на принципиально различный характер и глубину освоения художественных ценностей в условиях социализма и капитализма.
Массовость социалистической культуры и искусства органически связана с жизнью и творчеством широких слоев трудящихся, выражает подлинно народные идеалы, несет в себе живое слово нового гуманизма. В нашей стране созданы все предпосылки для развития художественного творчества трудящихся: «...нигде, — писал еще на заре социалистической революции В. И. Ленин,— народные массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас; нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно, как у нас».
Ликвидация социального неравенства при социализме устраняет существовавшее веками разделение людей на представителей элиты и массы, деление искусства на «высокое» и «низкое». Программа КПСС определяет конкретные пути повышения эстетической культуры, художественных вкусов трудящихся, придает огромное значение новым социальным функциям искусства, призванного одухотворить, облагородить человека, его труд, быт, новые коммунистические отношения. Опыт социалистического искусства, массовой художественной самодеятельности показывает, что в условиях социализма широчайшие слои народа приобщаются к высокому искусству, являются не только его ценителями, но и подлинными творцами. В беседе с К. Цеткин В. И. Ленин высказал глубокую мысль: «...наши рабочие и крестьяне заслуживают чего-то большего, чем зрелищ. Они получили право на настоящее великое искусство». В нашей стране и в других социалистических странах успешно реализуется право трудящихся на настоящее искусство, осуществляется подлинно массовое художественное творчество.
Совершенно иную направленность имеет массовость современной буржуазной культуры. И хотя она тоже является выражением объективных потребностей, связанных с ростом социальной активности и самосознания широких народных масс, самое буржуазное общество и порожденная им буржуазная идеология ограничивают, искажают демократическое, гуманистическое начало массовой культуры. Еще в первой четверти XX века во взглядах некоторых американских (Дж. Сантаяна) и европейских (X. Ортега-и-Гассет) ученых, эстетические взгляды которых сформировались в традиционно элитарном духе, обнаруживается склонность к компромиссному решению вопроса о судьбе искусства в условиях буржуазного «массового» общества. Конечно, среди европейских мыслителей, в силу определенных социально-исторических причин, этот сдвиг в сторону признания «массовости», «тоталитарности» искусства: происходил медленно и болезненно, они долго и упорно признавали только «искусство для избранных».
Гораздо большую заинтересованность и активность в этом плане проявили американские ученые. Начало было положено Дж. Сантаяной, стремившимся сделать искусство эффективным средством ослепления людей. А уже в 1925 году (когда X. Ортега-и-Гассет завершал работу над книгой «Дегуманизация искусства») Джон Дьюи, этот духовный пастырь «юной, энергичной и предприимчивой Америки», писал, вопреки возражениям своих европейских оппонентов: «Искусство не является чем-то самодовлеющим, чем-то предназначенным для избранных, это нечто такое, что должно придать окончательный смысл и завершенность всем проявлениям жизни».
Чем же обусловлены эти теоретические контрасты буржуазной науки в вопросе об отношении искусства к общественной жизни, к «восстанию масс»? Тем, прежде всего, что сама действительность требовательно настаивала на предоставлении широким массам трудящихся своего места! У очагов культуры. С этим не могли примириться поборники «искусства для избранных», то есть элитарного искусства. Те же, кто были готовы признать «искусство для всех», стали активно выступать с пропагандой идей именно буржуазного «массового» искусства, входящего в систему буржуазной культуры.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.