«Легендарная тачанка» получила всенародное признание. Авторам — скульпторам Ю. Лоховинину, Л. Михайленку, Л. Родионову и архитектору Е. Полторацкому — присуждена Государственная премия СССР 1969 г.
ИСКУССТВА, «ЕДИНЫМ ФРОНТОМ» ВЫСТУПАЮЩИЕ
На Центральной площади Минска, как уже говорилось, расположено монументальное здание Дворца культуры профсоюзов. Фронтон мощного десятиколонного портика Дворца заполнен скульптурной композицией на тему «Труд и отдых», по краям фронтона поставлены выразительные двухфигурные изображения «На целинных землях» и «Строители». В разных местах Минска вы столкнетесь с аналогичными примерами. Главный фасад здания архитектурно-строительного техникума украшен двумя скульптурами — «Архитектора» и «Строителя». По обеим сторонам от центрального входа в здание Белорусского художественного музея в специальных нишах поставлены аллегорические фигуры — «Живопись» и «Скульптура», главный фасад суворовского училища украшен военной геральдикой, барельефом А. В. Суворова и круглой скульптурой, отражающей героику Великой Отечественной войны и мирного труда советских людей. Во всех этих случаях скульптура подчеркивает и выявляет назначение здания, вносит разнообразие в его архитектуру.
Нетрудно догадаться, что монументально-декоративная скульптура призвана декорировать, т. е. украшать архитектурное сооружение (от лат. decorare, украшать). Из всех видов изобразительных искусств, пожалуй, скульптура теснее всего связана с архитектурой. Выполнять успешно свои функции скульптура сумеет лишь тогда, когда будет выступать «единым фронтом» с архитектурой, когда налицо будет подлинный синтез двух искусств. Это сочетание архитектуры и скульптуры ни в коем случае не означает потерю каждым отдельным искусством своих специфических черт и возможностей, а, напротив, предполагает их взаимное обогащение, т. е. синтез искусств должен быть построен не на подчинении, а на равноправии.
К этому следует добавить, что монументально-декоративная скульптура относится к области пространственных искусств и вместе с архитектурой формирует эстетическую среду человека. Только в ансамбле скульптура может полностью раскрыть свое идейно-эмоциональное содержание.
Творческое содружество скульпторов и архитекторов уходит в глубь веков. Об этом говорят многочисленные памятники Древнего Египта, античной Греции, Рима, Вавилона, Ассирии, Индии, Персии, Византии, Древней Руси. Непревзойденные образцы монументально-декоративной скульптуры оставили нам античные мастера. Кому, например, не знаком храм Парфенон, возведенный в 434 г. до н. э. архитекторами Иктиным и Калликратом на Афинском акрополе? Этот всемирно известный архитектурный памятник был обильно украшен скульптурой, выполненной под руководством и при участии знаменитейшего древнегреческого ваятеля Фидия.
Парфенон был посвящен славной и мудрой богине Афине, покровительнице Греции. Каждый вошедший в храм мог любоваться величественной и богатой статуей богини. Богатой в прямом смысле этого слова. Ведь статуя была выполнена Фидием из чистого золота и слоновой кости. Все наружное убранство здания также говорило о величии мифологической богини.
Восточный фронтон Парфенона был украшен композицией, изображающей миф о рождении Афины из головы Зевса. Торжественная и в то же время свободная композиция западного фронтона изображала спор Афины с богом морей Посейдоном. 92 метопы храма имели горельефы, отображавшие эпизоды из греческой мифологии — борьбу богов с гигантами, греков с амазонками, лапифов с кентаврами.
Опоясывавший здание по всему периметру фриз был заполнен скульптурным рельефом, который, по общему мнению искусствоведов, принадлежит к лучшим образцам мировой пластики. Фриз изображал так называемые Большие Панафинеи — праздник, происходивший в каждый год олимпиады, заканчивавшийся многолюдной процессией в Парфенон. Участники процессии несли в дар Афине роскошное одеяние (пеплум), вытканное и расшитое - благороднейшими женщинами и девушками города. Таким образом, участники настоящей процессии видели себя как бы отраженными в скульптурных композициях фриза.
Тяжелая участь выпала на долю этого чудо-памятника. Не щадило его время, не щадили его и люди. От Парфенона остались лишь руины. Отдельные фрагменты его скульптурных украшений хранятся в разных музеях мира.
Парфенон стал символом Греции. Именно на Парфеноне в годы фашистского нашествия взвилось греческое национальное знамя, показавшее непримиримость сил Сопротивления к кровавым оккупантам. Водрузил знамя славный сын греческого народа Манолис Глезос.
Подлинными шедеврами мирового искусства являются сооруженные в древности колоссальная гробница — Гали-карнасский мавзолей и знаменитый Пергамский алтарь Зевса. В обоих памятниках архитектура и скульптура настолько срослись и переплелись между собой, настолько объединены в нечто цельное и неразделимое, что нам даже трудно определить, какие они, эти сооружения: архитектурные или скульптурные.
Поскольку первый из этих памятников древними был причислен к семи чудесам света (как и Колосс Родосский), следует на нем остановиться более подробно.
В то далекое время, о котором мы ведем рассказ, на территории нынешней Турции находилось античное государство Кария. Расцвет этого государства падает на годы правления царя Мавсола. Царь умер в 353 г. до н. э. Его преемница жена Артемисия и решила построить Мавсолу (отсюда — мавзолей) в столице Карий городе Галикарнасе гробницу. (По другим сведениям, сооружение гробницы было начато еще при жизни самого Мавсола.) Для осуществления своей затеи царица пригласила в Карию многих талантливых зодчих и скульпторов Греции. Их имена дошли до наших дней. Это Пифий, Сатир, Скопас, Леохар (автор знаменитой статуи Аполона Бельведерского), Бриаксид, Тимофей. В творческом содружестве эти мастера создали своеобразный музей под открытым небом.
Гробница-мавзолей была выложена из мрамора, она имела внушительные размеры: высота — 50 м, а стороны прямоугольного плана — 35,7 м и 26,5 м.
Мавзолей состоял из трех частей-ярусов. Первая часть — гладкий высокий цоколь. В нем находился погребальный склеп Мавсолы. Позже здесь была погребена и сама Артемисия. Вторая часть считалась наиболее представительной и торжественной. Она была украшена со всех четырех сторон 36 колоннами ионического ордера. В этой части располагался так называемый поминальный зал. Сооружение завершалось ступенчатой четырехскатной крышей, на которой была водружена колоссальная скульптурная группа. Она состояла из мраморных фигур царя и его супруги, управляющих квадригой — запряженными в колесницу четырьмя конями. Высота фигур достигала 4 м.
Кроме колесницы, мавзолей был украшеп фризом на тему борьбы греков с амазонками, а также большим числом аллегорических статуй и целых групп. Они находились между колоннами второго яруса. На специальных постаментах по всем четырем углам мавзолея, словно часовые, стояли большие конные группы и между ними на специальных подставках размещались львы. Все это было высечено из мрамора.
Богатая и пышная отделка мавзолея, как и вся его архитектура, преследовала одну цель: прославить царя, подчеркнуть величие и могущество державы, которой он правил.
Галикарнасский мавзолей просуществовал около 1750 лет. В 1402 г. во время землетрясения он получил значительные повреждения. Начатое стихийным бедствием было довершено людьми и событиями: в XVI в. мавзолей был окончательно разрушен рыцарями-крестоносцами. У этих варваров поднялась рука на такую красоту, которую, казалось, так ревностно охраняло само время. В середине прошлого века на том месте, где стоял когда-то мавзолей, удивлявший древних своими размерами, великолепием и роскошью, производились раскопки. Было найдено большое число мраморных обломков круглых скульптур и барельефов. Находки хранятся в Британском музее в Лондоне.
С Колоссом Родосским, Галикарнасским мавзолеем и другими памятниками, причисленными к семи чудесам света, соперничает Пергамский алтарь, сооруженный в 180 г. до н. э.
И. С. Тургенев, ознакомившись в 1880 г. в Берлинском музее с некоторыми скульптурными фрагментами алтаря, найденными немецкими археологами при раскопках древнего Пергама (современного Бергама в Турции), писал: «Все эти то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры... да это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговения пробегает по всем жилам... Я счастлив, что не умер, не дожив до последних впечатлений, что я видел все это».
Восторг великого писателя разделяет каждый, кто посещает Ленинградский Эрмитаж и знакомится там с этим творением античных скульпторов.
В годы Великой Отечественной войны реконструированный Пергамский алтарь Зевса в числе других сокровищ Берлинского музея был спасен советскими солдатами от неминуемой гибели. В 1958 г. в Эрмитаже была организована выставка художественных произведений, возвращенных Советским правительством правительству Германской Демократической Республики. Особенно большое внимание посетителей привлек алтарь. Тогда-то и было решено снять гипсовые копии с мраморных плит алтаря. Эти копии, отделанные под мрамор, сейчас включены в постоянную экспозицию античного отдела Эрмитажа.
Главным элементом композиции Пергамского алтаря являлся так называемый большой фриз на тему борьбы богов с гигантами. Происходит яростный бескомпромиссный бой. Исход ясен: боги побеждают, гиганты гибнут. Победа символизировала торжество добрых сил, а точнее,— победу пергамцев над галлами. Фриз отличается глубоким реализмом, необычайной страстью и драматизмом борющихся. Все здесь удивляет и потрясает.
Оставим древних и их прославленные творения. Вспомним другую эпоху — средневековье. Вспомним нарядные, устремленные ввысь готические соборы. Они возводились обычно на центральных площадях городов как главные здания, служившие не только культовым целям. В них устраивались общественные собрания, отмечались городские праздники. Внутреннему и внешнему оформлению соборов уделялось большое внимание. Одним из важнейших элементов этого оформления была декоративная скульптура.
Безымянные мастера, создатели большинства скульптурных украшений, обладали поистине неистощимой творческой фантазией и виртуозной техникой лепки. Отдельные их произведения тяготели к жизненной конкретности: встречаются жанровые сцены, изображения трудовых процессов, иногда даже сатирические, антиклерикальные сюжеты, почерпнутые из фольклора.
Для примера возьмем собор, построенный во второй половине XIII в. в городе Реймсе во Франции. 2300 скульптур украшают его фасады. Какой мерой можно измерить этот колоссальный труд? Тематика скульптур самая разнообразная. Основная масса фигур выполпена в обобщенных формах: их свободно спадающие «одежды», с бесконечным разнообразием складок, подчинены ритмике членений архитектуры здания. Фигуры стоят на небольших пьедесталах в непринужденных позах, некоторые из них попарно обращены друг к другу, другие стоят задумавшись или смотрят вниз, как бы изучая проходящих по площади людей. Отдельные образы поражают своей выразительностью, большой художественной правдой. Знаменитый собор Парижской богоматери также обильно украшен монументальпо-декоративной скульптурой.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.