Не отставали от западных мастеров и их коллеги из Древней Руси. Русские люди также старались украсить возводимые ими здания монументально-декоративными элементами. Вот перед нами во многом примечательное здание Георгиевского собора в старинном русском городе Юрьеве-Польском, входившем тогда в состав Владимиро-Суздальской Руси. Здание построено в XIII в. (1230— 1234 гг.). Оно было обильно украшено белокаменной скульптурой: ни один камень кладки не остался не затронутым резьбой. Наряду с традиционными мотивами мастера ввели в пластику множество изображений человеческих фигур. Это — загадочный мир человеческих фигур и чудищ.
Тон всему скульптурпому убранству собора задает хорошо сохранившийся над северным порталом рельеф святого Георгия. Герой представлен во весь рост, в доспехах, с копьем в одной руке и с луком в другой. На щите изображена эмблема владимиро-суздальских князей — барсовидный лев. Всех изображений человеческих фигур здесь около трехсот, рельефов зверей — более ста тридцати: композиционно изображения людей переплетаются с изображениями зверей. Среди последних встречаются львы в разных положениях, звери кошачьей породы, слон, грифоны (фантастическое существо с львиным телом, с головой и крыльями орла), грифо-змеи, драконы и птицы. Подавляющая часть рельефных фигур и зверей размещена на фоне растительного орнамента. Разнообразие мотивов орнамента удивляет, хотя о его реалистических формах едва ли приходится говорить. Орнамент выполнен в кружевном и плоскостном стиле. В скульптурном убранстве собора заметно ощущается светское начало. В этом произведении искусства, как, пожалуй, ни в одном другом, проявились богатая творческая фантазия, хороший вкус и высокое мастерство древнерусских народных умельцев — резчиков по камню.
Применение орнамента в качестве декоративного оформления здания — явление довольно распространенное. Его можно встретить повсеместно. Например, «Жемчужина Индии» — сказочная по красоте гробница Тадж-Магал в Агре, построенная талантливым зодчим Устад-Иса в середине XVII в. для султана Шах-Джемала и его жены Мум-таз-и-Мах, изумляет не только продуманностью общей композиции, гармоничностью и благородством архитектурных форм, но и великолепно выполненным орнаментом, которым, словно ковром, окутано все сооружение. Тонкий и изысканный орнамент из агата, малахита, янтаря, изумруда, кораллов, яхонтов и других драгоценных пород камня, искусно инкрустированных в белый полированный мрамор стен гробницы, значительно обогащает ее архитектурно-художественный образ, придает ей привлекательный вид. Богатая орнаментика неотделимо входит в запас наших впечатлений от созерцания гробницы.
Замечательные образцы подлинного синтеза архитектуры и скульптуры оставили нам мастера классического стиля. Доказательство тому — выполненное в этом стиле здание Адмиралтейства в Ленинграде. Оно — вершина русской архитектурной классики. Автор — выдающийся русский архитектор А. Захаров привлек к работе над офомлением этого здания наиболее известных в то время
скульпторов — Ф. Щедрина, В. Демута-Малиновского, С. Пименова, А. Анисимова, И. Теребенева. Им удалось создать редкое по своей красоте и выразительности архитектурно-художественное произведение.
Скульптурное убранство Адмиралтейства составляют 56 больших статуй, 11 барельефов, 350 лепных украшений, несколько сот метров скульптурных фризов. Это с точки зрения количества. А сейчас попытаемся вместе рассмотреть богатое убранство с точки зрения его качества, его содержания, попытаемся выяснить, как скульпторы сумели в своих работах выявить и подчеркнуть назначение здания и как они пластически обогатили его архитектуру.
Поскольку основным композиционным элементом адмиралтейства является центральная башня, то, естественно, главное внимание скульпторов было приковано именно к ней. В архитектурном отношении башня состоит из нижнего гладкого кубического основания, прорезанного аркой проезда, на котором покоится куб меньшего размера, оформленный со всех сторон колоннадой и завершающийся высоким позолоченным шпилем с флюгером в виде кораблика.
С обеих сторон главного проезда арки на высоких постаментах установлены дее одинаковые скульптурные группы, изображающие трех женщин — морских нимф, несущих на своих руках небесную сферу (скульптор Ф. Щедрин). Легко и свободно несут нимфы свою ношу, напоминая о древнем предании, согласно которому земля якобы покоится на трех точках опоры.
Вверху, над главным проездом, помещен фриз, тема которого — «Заведение флота в России» — в аллегорической форме прославляет триумф России, ставшей морской державой. В центре этой сложной многофигурной композиции изображен Петр I, которому бог морей Нептун (в греческой мифологии Посейдон) вручает свой трезубец в знак власти над океаном. Здесь же изображена с короной на голове женщина, олицетворяющая Россию. В правой руке женщины палица Геркулеса — символ силы и могущества, в левой руке рог изобилия, к которому бог торговли и навигации Меркурий прикасается своим жезлом.
Над аркой главного проезда парят сказочные крылатые женщины — гении Победы со знаменами в руках. По четырем углам этого же куба четкими силуэтами выделяются скульптуры сидящих в спокойных позах древних героев: Ахилла, Аякса, Пирра и Александра Македонского (первые два взяты из античной мифологии, вторые два — из античной истории).
Над колоннадой второго куба двадцать восемь статуй: они олицетворяют (попарно) четыре стихии — Огонь, Воду, Воздух, Землю; четыре времени года — Весну, Лето, Осень, Зиму; четыре ветра — Южный, Северный, Восточный, Западный. Здесь же богиня астрономии Урания и Изида Египетская, которая, по преданию, положила начало строительству кораблей.
И снова — наша советская эпоха. Мы уже говорили о приобретшей значение символа монументальной скульптурной группе В. Мухиной «Рабочий и колхозница» Советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г. Архитектурно-художественная композиция сооружения предполагала скульптуру как нечто само собою разумеющееся и обязательное.
Анализ убеждает, что архитектурная и скульптурная части павильона, взятые в отдельности, немало теряют в своей выразительности, что только вместе они, дополняя и взаимно обогащая друг друга, образуют цельный художественный образ. Лучше всего это можно было проследить, стоя перед павильоном не у главного, а у боковых фасадов. Здесь по-особому проявилась основная идея автора: динамизм общей силуэтной композиции, выразившийся в нарастании архитектурных объемов к главному фасаду. Найденная форма напоминала прямоугольный треугольник, где одна сторона образовала вертикаль главного фасада павильона, другая — горизонталь его основания, а устремленная вперед гипотенуза заканчивалась наверху заключительным аккордом — скульптурной группой «Рабочий и колхозница». Группа, таким образом, как бы срослась со зданием. Этому способствовало и принятое цветовое решение павильона. Стены его были облицованы мрамором, который внизу имел коричневато-оранжевые оттенки, а кверху они переходили в голубоватые тона, создавая естественный переход к серебристой стали, из которой была выполнена скульптурная группа.
После закрытия выставки группа В. Мухиной была перевезена в Москву и установлена на площадке перед Выставкой достижений народного хозяйства СССР. И что же? Все знатоки искусства сходятся на одном: идейно-пластические качества группы в новых условиях оказались очень сниженными. Группа помещена на пьедестале, высота которого в три раза меньше той, на которую она рассчитана. Да и архитектура нового пьедестала ничего общего не имеет с парижским павильоном. Вследствие сильного приближения к зрителю формы группы стали казаться грубо вылепленными, перестал действовать на зрителя эффект расстояния, а то укрупнение отдельных деталей, которое было вызвано расчетом на сильное сокращение форм и пропорций при взгляде на скульптуру снизу, сейчас, при взгляде на нее почти «в упор», воспринимается как неоправданная деформация. Между скульптурной и архитектурной частями нарушена логическая, пространственная и конструктивная связь, нарушен закон синтеза. Группа В. Мухиной сможет заговорить «во весь голос» лишь тогда, когда она снова будет венчать полностью восстановленный Советский павильон на Всемирной выставке в Париже.
Примером синтеза архитектуры и скульптуры является также памятник-обелиск «Победа» в Минске, о котором уже упоминалось. Он расположен на площади того же названия, имеющей круглую форму (раньше площадь именовалась «Круглой»). Свободное пространство площади было довольно велико, и построенные здесь еще до войны жилые дома не могли служить для нее достаточно сильной оправой, т. е. композиция площади требовала закрепления ее центра. Этому могла служить только вертикаль. И сооруженный позже памятник-обелиск, благодаря своей внушительной высоте (общая высота сооружения достигает 40 м) и идентичности всех сторон, хорошо фиксирует центр площади и заодно организует прилегающий район города.
Памятник-обелиск «Победа» состоит из развитого ступенчатого основания, кубической формы цоколя, на котором покоится четырехгранный ствол из серого гранита, завершающийся орденом Победы из смальты.
На проект памятника был объявлен конкурс. Проекту минских архитекторов В. Заборского и Б. Короля присудили первую премию. Памятник задуман ими как довольно сложная архитектурно-скульптурная композиция. Над осуществлением проекта в натуре работали также известные белорусские ваятели 3. Азгур, А. Бембель, А. Глебов и С. Селиханов. Они создали главное скульптурное убранство памятника-обелиска — четыре монументальных тематических горельефа, оформляющих его цокольную часть. Расположение горельефов, принцип их построения, тематика каждого иа них строго продуманы и осмыслены.
Западный горельеф (исполнитель А. Бембель) занимает наиболее ответственное место в общем композиционном решении памятника. Он посвящен исторической победе советского народа в войне. Идейным и геометрическим центром здесь является фигура офицера Советской Армии, в одной руке держащего древко развевающегося Красного знамени, энергичным жестом другой приветствующего мирное население. По сторонам расположены солдаты-танкисты, партизаны, женщины, дети. У многих из них цветы.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.