Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Искусство, которое у всех на виду. Часть 10-я


И. Б. Элентух, «Искусство, которое у всех на виду»
Изд-во «Народная асвета», Минск, 1972 г.

Задача скульпторов и архитекторов состоит в том, чтобы умело «привязать» памятник к конкретному месту. Здесь существует известная закономерность: чем крупнее памятник, тем большее пространство должно его окружать.
Если площадь ограничена, то и памятник на ней должен быть невелик. Маленький памятник потеряется на большой площади, а большой памятник на маленькой площади будет плохо восприниматься, не говоря уже о том, что он создаст диспропорцию в общем решении архитектурного ансамбля.
Нагляднейшим примером может служить не раз упоминавшийся ранее Медный всадник. Это совершенное произведение искусства велико именно тем, что при решении его композиции были соблюдены и учтены все самые строгие требования, предъявляемые к монументальным памятникам.
Медный всадник сооружен на сравнительно небольшой прямоугольной площади, раньше называвшейся Сенатской, а ныне площадью Декабристов. Высота памятника (10,5 м) соразмерна величине площади.
Одна из сторон площади окаймляется водами широкой Невы. Это имеет свое историческое оправдание, так как именно Петр I в результате победоносной войны вернул России устье реки.
Не менее важным элементом гармонического размещения является композиция самого памятника, лейтмотив которой выражен бурным движением. Оно направлено в сторону Невы.
Перед скачущим всадником открытое пространство, нет ничего такого, что могло бы зрительно помешать или задержать стремительный порыв вперед!
Тщательное изучение памятника Петру I убеждает, что Э. Фальконе не только исключительно хорошо прочувствовал архитектуру Петербурга, но своим монументом как бы предопределил характер и пропорции зданий, окаймляющих площадь с севера и юга,— адмиралтейства, сената и синода, возведенных несколькими десятилетиями позже Медного всадника.
Таким образом, не памятник устанавливался с учетом архитектурного окружения, а наоборот, это окружение создавалось с учетом уже воздвигнутого монумента. Да и здания появились здесь не случайно.
И адмиралтейская коллегия, и сенат, и синод как государственные учреждения были основаны в царствование Петра I, следовательно, они тематически поддерживают монумент. В итоге получился непревзойденный по своей законченности и продуманности ансамбль города, его своеобразный архитектурно-скульптурный символ.
Бывают случаи, когда скульптору при сооружении монумента приходится учитывать не искусственную среду, а естественную, когда фоном являются не архитектурные сооружения, а сама природа — зеленый массив парка, горная гряда, зеркало реки, степные дали и т. д.
Памятник В. И. Ленину работы скульптора И. Шадра на Земо-Авчальской гидроэлектростанции на реке Куре близ Тбилиси по праву считается одним из лучших в нашей стране.
Над пенящейся стремниной горной реки на высоком постаменте (общая высота памятника 25 м) возвышается бронзовая фигура Ильича. Характерным жестом руки В. И. Ленин указывает на бурлящую реку, обузданную волей и трудом советского человека.
Статуя В. И. Ленина с ее четким и выразительным силуэтом настолько органически «вписалась» в окружающий пейзаж, что нелепо даже пытаться отделить ее от могучих отрогов окрестных гор и самой электростанции.
Органично слившись с окружающим ландшафтом, статуя сама стала его частью. Так искусство и естественная природа соединились вместе, создав неповторимый по своей выразительности ансамбль.
Этот пример еще раз показывает, что произведения монументальной скульптуры всегда сооружаются для определенного места. Их нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от окружения.
Если станковую скульптуру можно легко переносить из одного помещения в другое, то в отношении монумента одна мысль о «переносе» может показаться противоестественной. В истории искусства все же были случаи такого переноса.
В искусстве, как и в жизни, нет ничего неизменного. Иногда созданные предшествующими поколениями произведения искусства переделываются последующими поколениями в духе новых эстетических требований и идеалов.
Это чаще всего относится к архитектурному окружению монумента: растут города, площади, парки, улицы реконструируются, отдельные здания также реконструируются, а то и просто сносятся из-за своей ветхости.
На их месте появляются здания, построенные в новом стиле. Эти и другие неизбежные градостроительные преобразования являются главной причиной переноса того или другого монумента.
Например, памятник А. В. Суворову был поставлен в глубине Царицына луга, позже переименованного в Марсово поле. Через двадцать лет, в связи с проводившимися работами по уточнению границ и благоустройству поля, памятник был перенесен ближе к Неве, на новую, сравнительно небольшую площадь, примыкающую к Марсовому полю.
Памятник Минину и Пожарскому первоначально стоял посредине Красной площади лицом к Кремлю, на фоне находившихся здесь торговых рядов. При реконструкции площади в 1931 г. памятник передвинут ближе к собору Василия Блаженного.
Памятник А. С. Пушкину стоял в начале Тверского бульвара, обращенный в сторону Страстной площади. При проведении в 30-х годах больших работ по коренной перепланировке Страстной площади и реконструкции Пушкинской памятник А. С. Пушкину перенесли на новое место — в центр площади его имени.
У вас может возникнуть вопрос: как же эти операции отразились на связи памятника с городской средой? Трудно дать прямой ответ на этот вопрос. Видимо, здесь имеются свои плюсы и минусы, свои приобретения и потери.
Памятники исторически и сюжетно часто бывают связаны с тем местом, где они сооружены. Целиком оправдано размещение памятника П. И. Чайковскому около здания Московской консерватории, памятника М. И. Глинке — возле здания Ленинградской консерватории, памятника А. Н. Островскому возле здания Малого театра в Москве.
Очень часто великим деятелям ставят памятники на их родине. Так, в Мичуринске сооружен монумент И. В. Мичурину, в Калуге — Э. К. Циолковскому, в Саратове — Н. Г. Чернышевскому, в Ульяновске — В. И. Ленину.
Логичен также факт сооружения памятника М. В. Ломоносову в Архангельске, так как неподалеку от города (в д. Мишанинской, что под Холмогорами) родился и провел детство великий ученый.
В поселке городского типа Ивенец, в центральном сквере сооружен памятник-бюст Ф. Э. Дзержинскому. Пламенный революционер родился в этих местах. В городском поселке Свислочь Гродненской области в 1958 г. был открыт памятник-бюст Кастусю Калиновскому. И это также вполне оправдано, ибо здесь великий белорусский революционер-демократ жил и учился в юные годы.
Нередко герою ставят памятник там, где он умер или где совершил свой последний подвиг. В Вязьме поставлен памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову, в Киеве — генералу армии Н. Ф. Ватутину, в Радошковичах (Минской области) — летчику, Герою Советского Союза Н. Ф. Гастелло.
В 1925 г. в Ленинграде был воздвигнут монументальный памятник В. Володарскому на том месте, где в 1918 г. эсеры убили этого видного деятеля революции.
Железнодорожная станция Орша... Здесь останавливаются все поезда, и пассажиры, выходя из вагонов, обращают свои взоры на монументальный памятник из бронзы и гранита в привокзальном сквере. На постаменте изображена во весь рост фигура собранного, мужественного человека.
Расставив ноги, он твердо, несокрушимо стоит на земле. Его лицо преисполнено энергии, взгляд устремлен вперед, одна рука спокойно опущена, другая крепко обхватила борт короткой куртки. От всей ладно скроенной, подтянутой фигуры веет суровостью и решительностью.
Это памятник бесстрашному руководителю белорусских партизан Константину Заслонову. Именно отсюда, возглавив партизанскую бригаду, он начал свой путь в бессмертие.
В борьбе против врагов К. С. Заслонов геройски погиб. Останки патриота похоронены здесь же, около монумента. Авторы памятника — скульптор С. Селиханов и архитектор Г. Сысоев (1954 г.).
Оправдана и такая аргументация «привязки» памятника к месту. В Минске, в парке «30 лет комсомола Белоруссии» на фоне густой зелени вырисовывается выразительным силуэтом бронзовый памятник: мальчик, подогнув одно колено, собрав последние силы, готовится метнуть гранату.
Это — памятник отважному белорусскому пионеру-партизану, Герою Советского Союза Марату Казею. Около памятника всегда много детворы. Самоотверженный поступок юного героя, увековеченный резцом скульптора, воспитывает в них чувство патриотизма и готовность к подвигу во имя великой цели. Такова воспитательная сила любого монументального памятника.
Как здесь не вспомнить памятник-обелиск 1812 г. в Витебске. Архитектурно-художественные достоинства памятника очень высоки, а место для его установки было выбрано как нельзя лучше.
Памятник сооружен в центре небольшой площади, на которой расположено одно из достопримечательных зданий старого Витебска — бывший дом губернатора. В здании временно проживал Наполеон, направляясь во главе своей армии на Москву. Сооружение памятника в честь победы русского оружия рядом с домом, где проживал завоеватель, приобретает символическое значение.
Памятник напоминает нашим недругам: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».
Закончим рассказ о сюжетной связи монумента с местом на примере памятника «Легендарная тачанка», сооруженного в степи неподалеку от Каховки. В истории гражданской войны в нашей стране особое место занимает так называемый «Каховский плацдарм».
В районе Каховки молодая Красная Армия наголову разбила отборнейшие войска белогвардейцев и интервентов. Именно здесь такому памятнику и быть. Мы стоим у памятника, и в ушах звучат слышанные десятки раз задорные и боевитые слова песни:
Ты лети с дороги, птица,
Зверь, с дороги уходи!
Видишь, облако клубится,
Кони мчатся впереди.
И с налета, с поворота
По цепи врагов густой
Застрочит из пулемета
Пулеметчик молодой.
...В стремительном порыве мчит тачанку четверка разгорячённых бешеной скачкой коней. Подавшись вперед, подгоняет их красноармеец-ездовой. Извергая огонь, неистово трясется «максим» в руках молодого пулеметчика.
Над летящей навстречу врагу тачанкой развевается победный стяг революции. Все здесь пронизано безудержной динамикой, романтическим пафосом героических лет гражданской войны.
Напор, сила, удаль, вихревая стремительность композиционно выявлены выразительным, чеканным силуэтом, уверенной, экспрессивной лепкой. Памятник очень впечатляет. Стоит раз увидеть его, чтобы запомнить на всю жизнь.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +