Что это за фигуры, спиралью опоясывающие постамент?
Внизу, у подножия памятника, помещена одна из самых любимых героинь Т. Г. Шевченко — Катерина из «Кобзаря». Она изображена с ребенком на руках. Фигура отличается большой выразительностью, она очень типична и сразу приковывает к себе внимание зрителя, вызывает у него желание внимательно, шаг за шагом, рассматривать также и остальных персонажей.
За фигурой Катерины выше и правее — динамичная группа повстанцев из поэмы «Гайдамаки», а еще выше и правее — фигура бородатого солдата. Это не солдат вообще. Если вы будете пристально вглядываться в его лицо, то ...обнаружите в нем черты самого Т. Г. Шевченко. Известно, что, находясь десять лет в ссылке, Т. Г. Шевченко носил одежду николаевского солдата. Работая над образом, автор использовал известный графический автопортрет поэта, где он изображен бородатым. Эта, введенная в общую композицию фигура, как бы заставляет нас еще раз вспомнить трагическую страницу из биографии Т. Г. Шевченко. Представляет она интерес еще и потому, что делает памятник более достоверным, значительно обогащает его идейно.
Затем следуют фигуры студента и рабочего, в руках у которого знамя со сломанным древком. Так автор изобразительными средствами воскрешает в нашей памяти революционные события 1905 г. в России. За ними группа из трех фигур — рабочего, красногвардейца и матроса. Группа символизирует революционные события 1917 г. Рядом с этой группой — заключительная. Она состоит из четырех фигур, олицетворяющих Советскую Украину: рабочего-шахтера, колхозника, работницы и красноармейца. Над всем этим возвышается массивная бронзовая фигура Т. Г. Шевченко.
Как видите, не все герои, опоясывающие постамент, взяты из произведений поэта. Почему? Предоставим слово для ответа самому автору: «В цепи фигур, огибающих постамент, мне хотелось дать как бы историю революционной борьбы на Украине, увенчавшуюся победой рабочих и крестьян».
От шевченковской свободолюбивой поэзии — к революционным выступлениям народа, установлению Советской власти и расцвету Советской Украины — таково философское содержание памятника. И это достигается, главным образом, введенными в общую композицию дополнительными фигурами.
В памятниках выдающимся деятелям замысел может раскрываться не только дополнительными изображениями на постаменте, но и при помощи отдельных частей, составляющих целые архитектурно-скульптурные комплексы. К таким сооружениям принадлежит упоминавшийся ранее памятник Янке Купале, открытый в день 90-летия народного поэта 7 июля 1972 г.
Одним из основных элементов композиции комплекса является парк, объединяющий все части в единое целое и придающий памятнику интимность, которая вытекает из самого замысла произведения.
Широкая аллея ведет к небольшой искусственно созданной площади, окаймленной тенистыми деревьями, на которой возвышается бронзовая семиметровая фигура Купалы: в наброшенном на плечи пальто, с поднятой головой и устремленным в даль взглядом, с палкой-посохом в руке поэт изображен идущим по земле милой Белоруссии, которую он так безмерно любил...
У подножия памятника из расколотого гранита, как из родника, струится прозрачная вода, а также расположен цветок папоротника, сделанный из бронзы. По народному поверью, каждый, кто в ночь на Ивана Купалу найдет цветок папоротника, найдет и свое счастье. Этот сказочный мотив о поиске людьми счастья придает памятнику особенную поэтичность.
От основного ядра комплекса аллея ведет к большому гранитному фонтану, где две отлитые из бронзы обнаженные девушки бросают в воду венки-кольца, сплетенные из полевых цветов. Венки по широкому зеленому полю как бы плывут дальше — к реке Свислочь. В общую композицию комплекса неотъемлемой частью входит и литературный музей Янки Купалы.
Авторы памятника (скульпторы А. Аникейчик, Л. Гумилевский, А. Заспицкий, архитекторы Ю. Градов, Л. Левин) обогатили город Минск оригинальным произведением монументальной пропаганды.
Почти все постаменты используются еще для одной цели: для надписи, часто — для целого текста.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык.
Приведенные поэтические строки известны миллионам. Они из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник». Помните, этот текст скульптор И. Опекушин поместил на постаменте памятника поэту? Текст здесь очень уместен, он помогает зрителю не только понять общий замысел монумента, но и оценить роль и значение поэта в истории многонациональной культуры нашей страны.
Знакомы каждому из вас строки В. В. Маяковского:
И я,
как весну человечества, Рожденную
в трудах и в бою, Пою мое отечество,
республику мою.
Трудно найти более выразительные слова, так метко и глубоко характеризующие значение поэзии В. Маяковского, чем эти. Вот почему они высечены на постаменте памятника поэту, сооруженного в Москве по модели скульптора А. Кибальникова.
Надписи на постаментах, как правило, лаконичны и броски. Вот несколько примеров. На памятнике Минину и Пожарскому: «Гражданину Минину и кпязю Пожарскому — благодарная Россия», на смоленском памятнике: «Благодарная Россия — героям 1812 года», на памятнике К. А. Тимирязеву в Москве: «К. А. Тимирязеву — борцу и мыслителю».
С УЧЕТОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Поговорим сейчас о связи монументального памятника с окружающим фоном, или средой. Эта связь должна быть крепкой и всесторонней. Монументы воспринимаются только в сочетании с окружающей их обстановкой и сами во многом организуют эту обстановку.
Любое значительное скульптурное произведение, как и любое значительное произведение архитектуры, в известной мере является символом города. Такое монументальное произведение, войдя органически в плоть и кровь городского организма, становится его своеобразным «паспортом». Мы не мыслим себе Ленинград без здания Адмиралтейства, как не мыслим его и без Медного всадника; Москву мы не представляем себе без Кремля, также не представляем ее и без памятника А. С. Пушкину. Киев хорош Софийским собором, по хорош он и памятником Богдану Хмельницкому. Впечатляет Дом правительства в столице Белорусской ССР, но не менее внушителен в Минске и памятник-обелиск Победы...
Основное строительство у нас осуществляется индустриальными методами по типовым проектам, что вполне закономерно. Однако при возведении монументальных памятников это недопустимо, ибо монументальная скульптура по своей природе не может быть типовой, она должна быть только индивидуальной. Как неповторимы события и люди, так неповторимы должны быть и памятники, сооруженные в честь этих событий и людей. Разнообразная композиция этих памятников в свою очередь разнообразит решение архитектурного облика городов и других населенных пунктов. Естественно, чем разнообразнее будут скульптурные монументы, тем интереснее будут наши города и села.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.