Патриотизм и доблесть — вот краткая характеристика широко известного памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве, сооруженного в 1818 г. талантливым русским скульптором И. Мартосом. Идея памятника подчеркивается и конкретизируется двумя барельефами на постаменте.
Один из барельефов — лицевой — изображает сбор пожертвований нижегородцами. Он особенно удался автору. Композиционно барельеф делится на две части: справа расположена группа мужчин, слева — группа женщин. Все они приносят посильные пожертвования и складывают в центре на земле.
Барельеф, украшающий противоположную сторону постамента, композиционно также разделен на две части. Справа изображена группа русских воинов во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, слева — группа убегающих вражеских воинов.
Памятник Минину и Пожарскому — хороший пример того, как монумент, просматривающийся с разных сторон, раскрывает отдельные моменты общего идейного и пластического решения произведения. Давайте вместе проверим это. Уже находясь в центре площади, мы с вами видим ясный и четкий силуэт монумента, наше внимание приковано главным образом к высоко поднятой руке Минина, его призывному жесту. Сразу чувствуется, что в композиции памятника фигура Минина является центральной, основополагающей. По мере приближения к монументу эта главенствующая роль еще больше возрастает. И вот мы возле памятника. Перед нами встает во весь рост богатырская фигура Минина, вручающего меч Пожарскому и призывающего его возглавить русское ополчение. Устремленный вперед взгляд и рука, берущая тяжелый меч, говорят о том, что призыв нижегородца нашел отклик в душе военачальника.
Теперь обойдем памятник с другой стороны. Здесь мы легко заметим, что Пожарский, напрягаясь всем телом, приподнимается со своего ложа и, опираясь левой рукой на щит, как бы устремляется навстречу стоящему перед ним Минину. Здесь же мы отчетливо увидим скрещенные на мече руки Минина и Пожарского, символизирующие их единодушие, взаимное сердечное расположение, готовность действовать сообща.
Подлинные произведения монументальной скульптуры не стареют, время над ними не властно. Заложенные в них идеи всегда вдохновляют новые и новые поколения людей. Навсегда останется в памяти советских людей традиционный военный парад 7 ноября сурового 1941 г. Прямо с Красной площади наши солдаты уходили на фронт, который был в непосредственной близости от столицы нашей Родины. И казалось, что именно к ним, защитникам Москвы, спустя 350 лет, обращаются Минин и Пожарский, напутствуя их на ратный подвиг. Советский народ совершил этот подвиг: фашистский зверь был разбит. И вот снова Красная площадь, ликующая, праздничная. Парад Победы. Славные советские воины-освободители бросают к подножию Мавзолея знамена и штандарты поверженных фашистских армий. В одном строю с победителями были и они, великие патриоты земли русской, Минин и Пожарский.
Будучи в Ленинграде и прогуливаясь по тенистым аллеям Летнего сада, вы на небольшой площадке, где высокие столетние деревья образуют своеобразную зеленую беседку, увидите скромный по своему исполнению памятник: в глубокой задумчивости сидит на камне грузный, одетый в простой сюртук старик с раскрытой книгой в руках. На постаменте читаем: «Крылову». Конечно, и без этой надписи каждый из вас безошибочно узнает великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Дело здесь не столько в портретном сходстве писателя, сколько в решении постамента.
Около памятника, расположенного вдали от городского шума, всегда много посетителей. Присоединимся к ним и мы. Постоим тихо и постараемся «прочесть» скульптурные изображения, заполнившие все четыре грани постамента. Поневоле вспоминаются строчки наиболее популярных басен И. А. Крылова: «Квартет», «Лисица и виноград», «Волк и журавль», «Слон и Моська», «Лев на ловле», «Слон на воеводстве», «Лев и барс», «Петух и жемчужное зерно», «Лягушки, просящие царя», «Петух и кукушка» и другие. Мы легко узнаем здесь плутоватых, простодушных, жадных, лукавых, чванливых, самонадеянных, завистливых, хвастливых героев басен, к которым привыкли чуть ли не с первого класса: Кукушку, Петуха, Журавля, Ворону, Лягушку, Орла, Крота, Змею, Лисицу, Волка, Ягненка, Льва, Слона, Барса, Мартышку, Медведя и многих других представителей пернатого и звериного царства.
Звери и птицы «мирно уживаются» с другими скульптурными элементами постамента. В центре лицевой грани под словом «Крылову» помещены лира, пальмовая ветвь и театральная маска, олицетворяющие искусство поэта и драматурга. Здесь же помещено зеркало — эмблема мудрости и истины. Центр правой грани украшен овальным барельефом со сценой из известной басни И. А. Крылова «Фортуна и нищий». Такой же формы барельеф на тему басни «Демьянова уха» помещен на левой грани постамента. Герои басен изображены на красивом орнаментированном фоне из веток и листьев дуба, ели, пальмы, плюща, винограда. Хотя постамент перегружен деталями и на нем, как говорится, живого места нет, он все же хорошо выявляет и подчеркивает основную идею памятника.
Памятник И. А. Крылову был открыт в 1855 г. Его автор — русский скульптор-анималист П. Клодт (звери на постаменте выполнены по рисункам художника-графика А. Агина).
Очень хорошо роль размещенных на постаменте дополнительных элементов, способствующих лучшему пониманию общей идеи монумента, видна на примерах еще двух памятников, совершенно различных по форме и содержанию.
Пример первый.
Среди достопримечательностей Ленинграда не последнее место занимает памятник Екатерине II, расположенный в сквере на площади А. Н. Островского в самом центре города. Хотя памятник является примером нарочитой парадности, а сама Екатерина изображена со всей возможной пышностью и роскошью, тем не менее он заслуживает внимания.
Постамент этого внушительного по размерам памятника окружен девятью примечательными бронзовыми фигурами. Кто они? А. Суворов-Рымникский — великий русский полководец, генералиссимус, Г. Потемкин-Таврический — виднейший военный и государственный деятель России, П. Румянцев-Задунайский — русский военачальник, А. Безбородко — один из дипломатов, И. Бецкий — видный просветитель, основатель Смольного института президент Академии художеств, А. Орлов-Чесменский — военный и государственный деятель, В. Чичагов — флотоводец, командовавший экспедицией для поисков Северного морского пути. Рядом — читающий свои стихи поэт Г. Державин и с книгой в руках — Е. Дашкова — президент Петербургской Академии наук. Эти девять фигур отобразили разных по характерам и историческому значению деятелей. Все они образуют как бы идейное и пластическое основание для монолитной фигуры Екатерины со скипетром в правой руке — символом власти и венком в левой — символом победы. Мы уже отмечали, что иной монумент может рассказать больше, чем школьный учебник по истории. Памятник Екатерине II — еще одно подтверждение сказанному. Пример второй.
О сооруженном в Харькове памятнике Тарасу Григорьевичу Шевченко (скульптор М. Манизер) написан не один десяток искусствоведческих работ. Он является примером оправданного изменения принципа гармонического соотношения пропорций основной фигуры и постамента. По замыслу автора композиция памятника должна была состоять из трех частей: статуи Т. Г. Шевченко, постамента и дополнительных фигур.
Известно, что Т. Г. Шевченко был приземист. Следуя общепринятому закону, постамент необходимо было сделать невысоким. Такое решение свело бы на нет монументальность памятника, его пластическую выразительность, а главное, лишило бы его элементов возвышенности, одухотворенности: ведь это монумент поэту. Обратившись к пирамидальному построению, автор сделал памятник очень устойчивым, подчеркнув его устремлеппость вверх и придав ему черты окрыленности, необходимую торжественность.
Долгие и напряженные поиски убедили скульптора в том, что фигура Т. Г. Шевченко должна покоиться на высоком постаменте, настолько высоком, чтобы, с одной стороны, это не воспринималось зрительно как простое несоответствие или как допущенная ошибка в пропорциях между фигурой и постаментом, а с другой,— чтобы постамент своей удлиненностью не походил на колонну, увенчанную статуей.
Когда этот вопрос был решен, встал другой — о форме постамента. Творческие поиски показали, что только постамент, имеющий трехгранную форму, лучше всего позволит свободно и равномерно разместить вспомогательные фигуры. Располагаясь по спирали вокруг стержня на специальных подставках, фигуры, во-первых, не будут закрывать одна другую, а во-вторых, знакомясь с каждой из них, зритель совершит мысленно, словно по лестнице, восхождение к главному композиционному ядру памятника — к фигуре великого Кобзаря.
Подойдемте к памятнику ближе, поведем задушевную беседу с героями (их шестнадцать). Нам это не трудно сделать, так как фигуры являются не только составной частью целого, но каждая из них, благодаря своим высоким пластическим качествам, имеет самостоятельное художественное значение, живет как бы своей самостоятельной жизнью.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.