Автор постамента памятника В. И. Ленину — архитектор И. Лангбард. По его же проекту построено и монументальное здание Дома правительства. Постамент памятника композиционно связан с двумя непосредственно к нему примыкающими трибунами. Это вызвано тем, что перед Домом правительства была запроектирована центральная площадь для проведения демонстраций, общегородских митингов и манифестаций. Осуществить ее в довоенные годы не удалось.
Удачно найдено место для памятника между сильно выдвинутыми вперед боковыми объемами Дома правительства с глубоким курдонером между ними, создающим для монумента дополнительный легкий фон из воздуха и света. Продуманный подбор тонов — бронза и черный лабрадор, хорошо воспринимаемых на светлом фоне стены, удачно найденный масштаб и пропорциональность между скульптурой и постаментом, с одной стороны, между памятником и зданием — с другой, и, наконец, между всей композицией и площадью — с третьей, делает этот комплекс в архитектурно-пластическом отношении законченным и запоминающимся.
Творческое содружество двух советских мастеров архитектуры и скульптуры дало свои положительные результаты. И. Лангбарду и М. Манизеру удалось создать выразительный комплекс, состоящий из двух равноправных элементов — здания и монумента. Как Дом правительства своими архитектурными формами подчеркивает формы памятника, так и сам памятник во многом определяет архитектуру здания, выявляя его общественное назначение. Комплекс стал неотъемлемой частью нового Минска.
В годы войны немецко-фашистские захватчики разрушили памятник. Восстановлен он в 1945 г. На ленинградском заводе «Монументскульптура» уцелели формы гипсовой модели, что дало возможность отлить новую бронзовую фигуру Ильича.
Памятник как подлинное монументальное произведение впечатляет со всех сторон, но все же он имеет одну преобладающую сторону. Следовательно, такой памятник не может быть поставлен в центре площади, и авторы монумента разместили его на бровке. Это хорошо ощущается сейчас, когда площадь намного раздвинула свои границы.
До войны монументальный памятник В. И. Ленину в Минске был единственным в республике. В настоящее время монументы великому вождю сооружены во всех областных центрах — Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, а также в таких городах, как Молодечно, Барановичи, Бобруйск, Пинск, Лепель и в других населенных пунктах. Поставленные на главных площадях, памятники играют первенствующую градостроительную роль в решении центра города. Они нередко композиционно «держат» большой прилегающий район, а то и весь город в целом.
Помня указания В. И. Ленина о бережном отношении к культуре прошлого, мы, где это возможно, стремимся включить в новую застройку сохранившиеся памятники старины. Чтобы памятнику выжить, ему надо войти в круговорот современной жизни, быть способным формировать вкус молодежи, давать наглядный урок истории родного края, оставаться или стать символом, эмблемой города, большого или малого.
В основном сохраняя многие исторически сложившиеся главные площади городов, мы их наполняем новым содержанием. Это — веление времени. Но в связи с большим размахом строительных работ и связанным с этим расширением границ городов в них рядом с существующими появляются новые общегородские площади. Композиционным элементом реконструируемых и вновь создаваемых городских площадей (а в последнее время также колхозных и совхозных центров) являются в большинстве монументальные памятники Ильичу.
Характерным примером, когда облик исторически сложившейся общегородской площади наполняется новым содержанием, является площадь Ленина в Гомеле. Начиная с конца XVIII в. архитектурным центром Гомеля стал дворцовый комплекс Румянцева-Паскевича. Вся планировка и застройка города велась с учетом этого комплекса — дворца, парка и здания Петропавловского собора. Наиболее значительные улицы города — нынешние Советская и проспект Ленина — образуют двухлучевую систему планировки. На стыке этих двух магистралей, у дворцового комплекса, образовалась главная площадь города.
Разработанный в послевоенное время новый генеральный план Гомеля сохраняет его исторически сложившуюся классическую систему планировки. Главная площадь — ныне имени Ленина — стала выполнять функции культурно-общественного центра города.
Этим задачам в полной мере отвечает и воздвигнутый на площади монументальный памятник В. И. Ленину (1958 г.). В отличие от большинства других аналогичных памятников гомельский имеет своим фоном не архитектурное сооружение, а зелень парка. Здесь к монументу не предъявлялись требования полного слияния его с архитектурой здания, например, нового драматического театра. Поэтому выбор места для памятника, учитывая назначение площади и специфичность ее планировочной структуры, следует считать правильным и логичным.
Памятник сооружен у ограды парка на пересечении осей Советской улицы и здания театра. Авторы скульптор Ш. Микотадзе и архитектор И. Спирин, учитывая местоположение памятника, решили его в крупных обобщенных формах, придав особое значение выразительности силуэта. Монумент впечатляет, он органически вошел в ансамбль площади и стал своеобразной эмблемой нового Гомеля, каковой в прошлом являлся дворцовый комплекс.
Примером удачного решения градостроительных задач может служить также монументальный памятник В. И. Ленину в г. Барановичи. С возведением памятника было завершено создание архитектурного ансамбля центральной площади города. Пятиметровая бронзовая фигура Ильича поднята на высокий четырехгранный, выложенный из полированного красного гранита постамент, к которому примыкают трибуны. Образуя композиционный центр площади, памятник тем самым хорошо организует ее, придает ей торжественно-парадный характер. Градостроительное значение памятника усиливается тем, что он замыкает перспективу сходящихся на площади главных улиц центрального района города.
Мы остановились на анализе некоторых памятников В. И. Ленину, чтобы вы еще и еще раз уяснили себе связь монумента со средой, что любой памятник является неотъемлемым элементом городской застройки. При этом надо учитывать, что памятник сам во многом организует и выявляет характер и значение этой застройки.
* * *
Мы уже несколько раз упомянули слово «постамент». Что же это такое?
В подавляющем большинстве монументальные памятники состоят из двух частей: самой скульптуры и подставки, на которой устанавливается скульптура. Эта подставка называется постаментом. Когда речь идет о станковой скульптуре, то употребляется преимущественно пьедестал. Постамент обычно выполняется по чертежам архитектора. Качество памятника во многом зависит от творческой согласованности скульптора и архитектора.
Здесь хочется подчеркнуть следующее. В решении памятника нет двух задач (скульптурной и архитектурной), как это подчас думают, есть одна — образное раскрытие идеи произведения в целом. На примере двух памятников Петру I мы уже видели, что архитектурное решение постаментов определяется характером скульптуры монумента. Должны учитываться также и пропорциональные соотношения. Если для фигуры, к примеру, характерны короткие пропорции, то это должно лежать и в основе композиции постамента, и наоборот, удлиненным пропорциям фигуры должно отвечать подчеркнуто вертикальное построение постамента.
Анализ многих монументальных памятников прошлого показывает, что высота скульптуры приблизительно равна высоте постамента. Сохранение подобных пропорциональных соотношений придает монументу устойчивость и создает необходимые условия для его обозрения на расстоянии. Конечно, здесь возможны определенные варианты.
Немалое значение для общего решения композиции памятника имеет характер установки фигуры на постаменте. Композиционно эти две части целого должны располагаться так, чтобы осевая линия фигуры соответствовала оси самого постамента. Несоблюдение этого условия ведет к нарушению единства частей монумента, создает впечатление неустойчивости его силуэта. Хорошим примером соблюдения правила композиционного решения монумента является упомянутый нами раньше памятник А. С. Пушкину работы скульптора А. Опекушина. Однако и здесь имеются некоторые отклонения от общепринятых правил. Ведь в конечном счете все зависит от той творческой задачи, которую ставит перед собой в каждом конкретном случае автор монумента.
Постамент — не только подставка для скульптуры. Он призван идейно обогащать памятник и во многом помогает нам лучше, глубже понять его содержание.
В Ленинграде, у Финляндского вокзала, сооружен памятник: с броневика выступает Ильич. Авторы — скульптор С. Евсеев, архитекторы В. Шуко и В. Гольфрейх — неспроста придали постаменту форму броневика. Возвращаясь из эмиграции в Петроград в апреле 1917 г., великий вождь революции, стоя на броневике, выступил с речью перед трудящимися, которые пришли его встречать. Желая как можно больше подчеркнуть динамизм образа вождя, авторы памятника, сохраняя органическую связь фигуры с постаментом, смело смещают фигуру с оси.
В центре Вильнюса поставлен памятник герою Великой Отечественной войны генералу армии И. Д. Черняховскому. Автор памятника — скульптор Н. Томский — изобразил военачальника во время руководства боем. Чтобы конкретно передать атмосферу боя, верхняя часть постамента памятника решена в виде башни танка. Это оправдано и тем, что по своей воинской специальности И. Д. Черняховский был танкистом.
Бывает, что автор отказывается от привычного решения композици памятника, когда постамент делается из одного материала, а скульптурная часть — из другого. Характерным примером такого решения является памятник Карлу Марксу, установленный в 1961 г. в центре Москвы (автор — скульптор Л. Кербель). Памятник высечен из одной серой глыбы гранита. Динамичная фигура К. Маркса как бы вырастает из скалы, служащей ему трибуной. Очень часто постамент используется для размещения дополнительных элементов, которые, с одной стороны, помогают раскрыть идейный замысел памятника, а с другой — способствуют достижению необходимой зрительной связи скульптуры и архитектуры.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.