Монументы М. И. Кутузову и Барклаю де Толли относятся к парным изваяниям, а потому требуют симметрического расположения. Они сооружены на площади перед зданием Казанского собора, в центре проездов, по краям его полукруглой колоннады. Проезды образуют как бы естественные обрамления монументов. Таким образом, монументы композиционно связаны не только между собой, но и со зданием собора.
После победы над Наполеоном Казанский собор стал своеобразным пантеоном русской воинской славы. Сюда были доставлены знамена поверженных вражеских армий, ключи от крепостей и городов, занятых русскими войсками, и другие военные трофеи. Здесь же в 1813 г. был похоронен М. И. Кутузов. С появлением этих двух монументов перед собором значение его как памятника народной эпопеи 1812 г. еще более возросло.
Обычно в монументальном памятнике герой изображается в пору высшего расцвета его государственной, научной, военной, творческой и другой деятельности. Возраст героя также имеет большое значение. Например, в Москве и Горьком сооружены памятники Максиму Горькому. В горьковском памятнике великий пролетарский писатель изображен молодым, в московском — в зрелом возрасте.
Все это логично и, думается, не требует особых объяснений. Следовательно, выбор периода в жизни изображаемого человека является очень важным при создании памятника-монумента.
Не менее важно и то, как в каком состоянии следует изобразить героя.
Помните ли вы эпизод в романе «Война и мир», где Л. Н. Толстой описывает встречу князя Андрея Болконского с Багратионом? Князю было приказано вручить командующему Второй русской армией донесение из Главной ставки. По дороге князь мысленно рисовал себе образ неустрашимого героя войны. Но вот происходит их встреча и... полное разочарование. Князь увидел обыкновенного, внешне ничем не примечательного человека. Это ли герой? Но вот гонец становится свидетелем принятия Багратионом смелого решения — внезапно атаковать неприятеля. И только сейчас Болконский увидел настоящего Багратиона — волевого, решительного, мужественного, увидел и остался доволен. На его глазах как бы возник образ, близкий к тому образу, который он создал в своем воображении.
Как видим, свои самые лучшие качества человек проявляет в исключительных случаях. Совершая подвиг во имя великой цели, человек словно преображается. Вот это состояние автор должен представить себе или, если удастся, увидеть собственными глазами. Не сомневаюсь, что скульптору, задумавшему создать памятник Багратиону, вы бы, юные друзья, наверняка посоветовали изобразить героя войны не таким, каким он представился Болконскому в первые минуты встречи, а таким, каким князь его увидел некоторое время спустя.
Многие из вас, возможно, думают, что совершить что-то героическое могут только незаурядные личности, видные военачальники или государственные деятели. Это совсем не так.
В годы войны советские люди, воспитанные партией и комсомолом, проявили невиданное мужество и героизм на фронте и в тылу. Это показали люди разного возраста и разных профессий. Героям воздвигнуты памятники: ведь у нас никто не забыт и ничто не забыто. Чтобы мысль эта была ясна, поведаю вам о двух памятниках очень обыкновенным людям, которые, однако, в лихую годину войны проявили необыкновенную силу духа и, презрев смерть, не стали на колени перед врагом.
Деревня Новина Солигорского района не на каждой карте Белоруссии обозначена. Но каждому приезжающему в эту деревню бросается в глаза главная ее достопримечательность — скульптурная композиция из двух портретных полуфигур на массивном четырехугольном постаменте. Это — памятник двум пламенным советским патриотам, уроженцам деревни, братьям Ивану Самуиловичу и Михаилу Самуиловичу Цубам, погибшим от рук фашистов в феврале 1943 г. За отказ показать фашистским карателям расположение партизанских стоянок семидесятилетний Михаил Цуба был тут же ими расстрелян. Семидесятипятилетний Иван Цуба «согласился» показать гитлеровцам дорогу к партизанам. Очутившись в непроходимом болоте, фашистские захватчики были уничтожены меткими пулями партизан. Иван Цуба погиб, повторив легендарный подвиг Ивана Сусанина (автор памятника — скульптор С. Селиханов).
Теперь о монументе у главного входа на киевский стадион «Динамо».
О подвиге в годы войны футболистов команды киевского «Динамо» знают почти все. На эту тему выпущен кинофильм «Третий тайм». Игрокам команды было приказано сыграть матч с гитлеровцами. Зная, чем окончится для них победа над противником, они приложили все силы, чтобы достичь ее. Спортсмены были заточены в концлагерь, а ведущие игроки О. Клименко, М. Коротких, И. Кузьменко и М. Трусевич — расстреляны. Героям-патриотам и сооружен памятник. Это стела из серого гранита высотой более четырех метров. Об основной идее памятника автор — скульптор И. Горовой рассказывает, что он пытался выразить на лицах и во всем облике спортсменов силу духа советских людей, которых невозможно сломить.
Уяснить специфику монументального искусства вам поможет и такой пример.
Давайте вместе постоим около скульптуры, изображающей великого голландского философа-материалиста XVI в. Б. Спинозу (работа русского скульптора М. Антокольского) . Рассмотрев ее, каждый из вас скажет, что автор вместо сильного, активного и волевого человека, каким философ вошел в историю, изображает слабого, пассивного и безвольного. Не ясно ли, что такое толкование личности философа несовместимо с понятием о монументальности. Думаю, что вы никогда бы не согласились с тем скульптором, который бы вздумал решить в таком плане монумент философу.
Найдутся среди вас, видимо, и такие, которые, прочитав эти строки, возразят, что, мол, человек многолик, что бывают минуты, когда он слаб, безволен и пассивен. Не спорю: бывают такие минуты. Но разве такими минутами тот или другой деятель входит в историю? Стоит так поставить вопрос, чтобы понять основное: случайное, мимолетное и нетипичное не может стать содержанием подлинно монументального памятника. Насколько это справедливо, можно подтвердить на примере памятника Н. В. Гоголю в Москве (1909 г., скульптор А. Андреев).
Работая над памятником, автор находился под влиянием ложного толкования творчества Н. В. Гоголя и его личности, которое в те годы было распространено среди некоторой части русского общества. Скульптор изобразил писателя подавленным и болезненным в период его духовного кризиса, когда он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Случай с памятником Н. В. Гоголю убеждает нас, что скульптора-монументалиста ждут признание и успех лишь в том случае, если он в своем творчестве руководствуется передовыми идеями. Этими идеями руководствовался скульптор М. Манизер, работая над памятником В. И. Ленину, поставленном перед Домом правительства в Минске. Поскольку он и сейчас является одним из лучших монументальных памятников Белоруссии, то на нем хочется остановиться более подробно.
В траурные январские дни 1924 г. состоялось объединенное заседание представителей партийных и общественных организаций Минска, посвященное памяти вождя революции Владимира Ильича Ленина. На заседании было единодушно принято решение соорудить в столице Белоруссии памятник В. И. Ленину. Была создана специальная комиссия по увековечению памяти вождя. Предполагалось провести конкурс на лучший проект памятника. Однако конкурс тогда не был объявлен.
Вторично вопрос о сооружении памятника В. И. Ленину в Минске ставился в январе 1929 г. на юбилейной сессии ЦИКа, посвященной 10-й годовщине образования БССР. На этот раз конкурс объявили. Он проводился в Ленинграде и, как следовало ожидать, в нем приняли участие только ленинградские скульпторы. Ни один из представленных проектов не был одобрен.
Совнарком БССР совместно с дирекцией строившегося тогда в Минске Дома правительства объявил второй конкурс. Наряду с московскими и ленинградскими скульпторами в конкурсе приняли участие белорусские скульпторы А. Бразер и А. Грубе. Жюри конкурса 17 сентября 1932 г. присудило первую премию проекту «Ленин на трибуне» скульптора М. Манизера. Одобренный проект и был осуществлен в натуре.
Крупными и простыми формами, без излишней детализации, автор сумел раскрыть идейное содержание памятника в его конкретности и жизненной реальности. Скульптор стремился соединить конкретную портретную характеристику с монументальным обобщением. Своим лаконизмом и в то же время внутренней напряженностью скульптура (ее высота 7 м) подчеркивает простоту, ясность и величие ленинского образа. Обхватив руками перила трибуны, подавшись вперед, В. И. Ленин произносит речь, и мы, зрители, словно находимся среди тех, кому посчастливилось видеть живого Ильича, слушать его пламенные слова.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.