«Граждане Кале» О. Родена, монумент А. В. Суворову М. Козловского, группа «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, статуя «Мать — Грузия» Э. Амашукели, гомельский и смоленский памятники решены при помощи аллегорических образов, почерпнутых из реальной жизни. Но так бывает не всегда. Иногда для решения большой идеи прибегают к старым символам, к мифологическим и легендарным образам, созданным фантазией народа. Статуя бога Гелиоса, словно маяк, стояла у входа в Родосскую гавань. Колосс был отлит в бронзе. Пусть это вас не удивляет. Египетские мастера знали бронзовое литье еще в третьем тысячелетии, китайские — во втором тысячелетии до нашей эры, а Колосс был сооружен всего лишь в 280 г. до н. э.
Для отливки статуи ушло более 20 тонн бронзы. Вам интересно будет узнать, как родосцы раздобыли бронзу. Незадолго до появления статуи Гелиоса известный в древности завоеватель Деметрий Полиоркет сделал отчаянную попытку овладеть Родосом. Потерпев неудачу при попытке захватить город с ходу, Полиоркет окружил его своими войсками. Но родосцы и не думали сдаваться. Враг вынужден был снять осаду и отступить. У стен города Полиоркет оставил большое число осадных машин. Предприимчивые родосцы переплавили бронзовые части этих машин и соорудили у себя, быть может, самый величественный из известных победных памятников в мире.
Недолог был, к сожалению, век родосского памятника: через 56 лет при землетрясении он разбился вдребезги.
Статуя Гелиоса получила известность не только из-за своих больших размеров, действовавших на воображение древних. Она была высокохудожественным произведением искусства. История сохранила имя автора статуи. Это древнегреческий скульптор Харес. Мастер добросовестно отнесся к полученному заказу: 12 лет он трудился над скульптурой. За свой труд Харес был вознагражден сполна: ведь Колосс Родосский причислен древними к семи чудесам света.
Ученые составили несколько вариантов реконструкции Колосса. Вы видите гигантскую фигуру обнаженного юноши-атлета в диадеме с расходящимися во все стороны лучами — ведь это же бог Солнца! Раздвинув свои могучие ноги, он простертой вперед правой рукой как бы приветствует корабли, прибывающие в гавань, говоря им: «Добро пожаловать!»
Статуя бога Гелиоса стала для родосцев олицетворением родного острова, своеобразным государственным символом. Ее изображение родосцы выбивали на монетах. Стоустая молва разносила по всему древнему миру славу о «Родосском чуде», и люди спешили на Родос, чтобы убедиться в этом. Слава об этом «чуде» дошла и до наших дней.
О высокой художественной культуре Родоса свидетельствует не только статуя Гелиоса. Как здесь не назвать всемирно известную скульптуру «Лаокоона»? Она была создана приблизительно в то время, что и статуя Гелиоса, тремя родосскими скульпторами — Агесандром, Полидором и Афинодором. В историю мирового искусства вошла также созданная на Родосе скульптурная группа «Фарнезский бык» и многие другие замечательные произведения.
Так история Колосса Родосского, сооруженного талантливым скульптором Харесом, из дали столетий доходит до нас неугасимым светом общечеловеческой культуры.
Любой древний памятник, независимо от того, для каких целей он был построен, является показателем общего культурного уровня людей далеких от нас эпох. В этом отношении ни одна географическая карта, ни одна книжная иллюстрация не в силах дать почувствовать ту близость к минувшим временам, которую мы испытываем при созерцании такого памятника. Каждый из них полон для нас самого глубокого интереса и смысла.
ГЕРОИ, СОБЫТИЯ, МОНУМЕНТЫ
Мы рассмотрели ряд монументальных памятников, где основная идея решается при помощи символов, а также иносказаний. При решении же памятников выдающимся людям, за редким исключением (вспомним памятник А. В. Суворову), на первый
план всегда выступает передача портретного сходства героя. Но и здесь принципы обобщения должны быть определяющими. Сооружением таких памятников, ввиду их большой общественной значимости, занимаются исключительно государство и его соответствующие органы.
Деятельность отдельных личностей неразрывно связана с историческими событиями, в которых они участвовали. В этой связи памятники выдающимся деятелям не только напоминают нам о них самих, но позволяют вспомнить определенный период истории. (Кстати, в основе латинского слова monumentum лежит глагол moneo — «напоминаю».)
Памятники подобного рода имеются повсеместно.
Имя скульптора А. Опекушина, возможно, мало знакомо широкой публике. А между тем именно он является автором одного из самых популярных памятников великому русскому поэту А. С. Пушкину (установлен в Москве в 1880 г.). А. С. Пушкин изображен в плаще, со шляпой в руке, слегка наклонившим голову, в состоянии глубокой задумчивости. Прогуливаясь, поэт как бы на миг
остановился, чтобы вот-вот двинуться дальше. Глядя на памятник, невольно вспоминаешь известные слова Поэта:
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Изобразив поэта в простой, непринужденной позе, с печатью глубокой думы на челе, А. Опекушин, следуя логике, придал своему произведению камерный, интимный характер. Присмотритесь к памятнику: он не заявляет громко о себе, а, наоборот, обращается к сокровенным сторонам вашей души. И поскольку памятник лишен элементов парадности, он не требует для своего рассмотрения большой площади (общая высота памятника 11 м).
Открытие памятника А. С. Пушкину стало праздником русской культуры. На торжества прибыли делегации со всех концов России. Присутствовали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Д. В. Григорович, И. С. Аксаков, А. Н. Майков, два сына и две дочери поэта. Во время открытия были произнесены взволнованные речи И. С. Тургеневым и Ф. М. Достоевским.
И. С. Тургенев, например, в своей речи сказал: «Сооружение памятника Пушкину... представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов... Сияй же, как он, благородный медный лик, воздвигнутый в самом сердце древней столицы, и гласи грядущим поколениям о нашем праве называться великим народом потому, что среди этого народа родился, в ряду других великих, и такой человек! И как о Шекспире было сказано, что всякий, вновь выучившийся грамоте, неизбежно становится его новым чтецом, так и мы будем надеяться, что всякий наш потомок, с любовью остановившийся перед изваянием Пушкина и понимающий значение этой любви, тем самым докажет, что он, подобно Пушкину, стал более русским и более образованным, более свободным человеком!»
Памятник сооружен на деньги, собранные по всенародной подписке. Для лучшего решения проекта памятника в 1873 г. был объявлен конкурс. Поскольку он не дал ожидаемых результатов, то через год объявили второй, который также не позволил жюри остановиться на окончательном варианте. Только объявленный еще через год третий конкурс достиг своей цели: проект А. Опекушина был признан лучшим и рекомендован к осуществлению в натуре. Три года напряженнейших творческих исканий скульптора не пропали даром (А. Опекушин участвовал во всех трех конкурсах).
25 декабря 1837 г.— в день двадцатипятилетия победоносного окончания отечественной войны 1812 г. в Петербурге в торжественной обстановке были открыты памятники известным полководцам М. И. Кутузову и Барклаю де Толли.
Вы уже знакомы с историей и прекрасно знаете роль и значение этих полководцев в войне русского народа против нашествия Наполеона в 1812 г. В первый период войны главнокомандующим русских войск был Барклай. Под напором превосходящих сил неприятеля русская армия вынуждена была тогда отступать на восток, избегая крупных сражений. Многие приняли это отступление как ошибку. Барклай был смещен (он был обвинен чуть ли не в измене), и его место занял популярный в народе полководец — сподвижник и последователь А. В. Суворова М. И. Кутузов. Однако и новый главнокомандующий продолжал тактику своего предшественника, которая в конце концов оказалась единственно правильной в тогдашних условиях,— и при нем русские армии продолжали отходить в глубь страны. М. И. Кутузов даже отдал врагу Москву. Но, измотав и обессилив врага, русские войска затем перешли в решительное наступление. Чем окончилось это наступление, вам известно.
Рассмотрите, пожалуйста, внимательно фото с изображением этих памятников. Не надо быть большим знатоком искусства, чтобы безошибочно определить, где изображен М. И. Кутузов и где Барклай де Толли. Следует отметить, что автор памятников скульптор Б. Орловский впервые в истории русской монументальной пластики обращается к реалистическому портретному изображению героев. Дело здесь, однако, не в портретной точности. Автор не только внешне правдиво изобразил полководцев, но (и в этом его большая заслуга) сумел придать им верную историческую характеристику.
Вот М. И. Кутузов. Он спокоен и решителен. Его голова приподнята, взгляд устремлен вперед. В простертой левой руке — фельдмаршальский жезл, в правой он держит вынутую из ножен шпагу.
Полководец как бы призывает славные русские полки к преследованию и разгрому врага. Перед нами полный внутренней экспрессии образ полководца — победителя, «спасителя отечества», по образному определению А. С. Пушкина.
Трактовка образа Барклая де Толли совершенно иная. В фигуре опального полководца, пережившего несправедливые обвинения, чувствуется скованность. Голова его опущена, опущен и фельдмаршальский жезл, который он держит в левой руке. Лишь черты волевого, сурового лица передают внутренние переживания. И опять-таки: эта характеристика героев максимально подчеркивается силуэтами памятников.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.