Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Искусство, которое у всех на виду. Часть 2-я


И. Б. Элентух, «Искусство, которое у всех на виду»
Изд-во «Народная асвета», Минск, 1972 г.

Монументальный памятник, как правило, рассчитан на восприятие его с далекого расстояния. Поэтому он предполагает обобщение. Всякая детализация и измельченность форм несовместимы с понятием монументальности.
Нельзя не вспомнить слова великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микельанджело: «Та скульптура хороша, которая, будучи спущена под откос с горы, скатится с нее и останется невредимой». Не ясно ли, что такое испытание может выдержать лишь та скульптура, которая вылеплена в обобщенных формах без выступающих маловыразительных деталей.
Хочется предостеречь вас от одного довольно распространенного ошибочного мнения. Многие думают, что «монументальный» и «большой» — одно и то же понятие. Это не совсем так. Маленькие по объему скульптуры могут быть грандиозно монументальны и, наоборот, грандиозные по объему скульптуры могут быть равны нулю. Все зависит от содержания и назначения монумента.
Можно до бесконечности увеличивать скульптурное произведение, предназначенное для музейных залов, но от этого оно не станет монументальным. Можно допустить обратное: во много раз уменьшить монументальный памятник, и тем не менее он от этого не станет «комнатным» или, как говорят специалисты, станковым.
Попробуем мысленно увеличить работу белорусского скульптора С. Адашкевича «За мир» до размеров известной группы на эту же тему «Требуем мира» авторского коллектива в составе В. Мухиной, Н. Зелинской, З. Ивановой, С. Казакова и А. Сергеева, а последнюю композицию уменьшить до размеров первого произведения.
Ничего логического от этого механического превращения не получится: работа С. Адашкевича останется по-прежнему «камерной», а работа В. Мухиной и других по своему характеру останется по-прежнему монументальной.
К сказанному следует добавить, что не всякий умеющий лепить может стать скульптором-монументалистом. Здесь нужны особые данные. Очень метко об этом сказал известный советский скульптор С. Меркуров: «Монументальность — это понятие не объемное, а качественное и, если у скульптора нет чувства монументальности, то ему не сделать по рецепту монумента».
Поскольку памятник, как было сказано, рассматривается обычно с большого расстояния и воспринимается сразу, мгновенно, то зритель в первую очередь видит его единым нерасчлененным объемом. Отсюда следует, что в композиции любого монументального памятника внешнее его очертание — силуэт — играет первостепенную роль.
Силуэт должен быть предельно ясным, собранным, а главное — должен выражать общую идею монумента. Принцип восприятия памятника может быть выражен словами: «От общего — к деталям, к частностям».
Выразительный силуэт служит своеобразным «магнитом» для зрителя: он всегда вызывает желание подойти к памятнику ближе и рассмотреть его более детально и со всех сторон. Возможность обхода монумента является обязательной.
И поскольку каждая из сторон памятника пластически решается по-разному, то обход всегда дает зрителю нечто новое, дополняющее первое впечатление.
Движение вокруг монумента позволяет видеть ряд последовательно сменяющихся силуэтов, поэтому скульптору надо опасаться случайного слияния частей монумента, находящихся на разном от зрителя расстоянии.
Поясню эту мысль примером. Мы все восхищаемся гигантской скульптурой воина-освободителя, являющейся идейным и композиционным центром мемориального ансамбля павшим советским воинам в берлинском Трептов-парке (работа скульптора Е. Вучетича).
Между тем, с точки зрения выразительности силуэта, здесь не все благополучно. Когда смотришь на фигуру стоя у главного входа ансамбля, то создается впечатление, что наряду с головой воина и головой девочки, которую он держит на руках, здесь имеется еще одна «лишняя» голова. Причина этому — развевающийся за правым плечом воина капюшон плащ-палатки.
В отличие от станковой скульптуры, которая не требует для своего восприятия определенного предметного окружения, монументальный памятник всегда сооружается на конкретном месте. Он связан с определенной архитектурной средой — искусственной или естественной.
Автор, приступая к работе над памятником, непременно должен учитывать особенности этой среды. Окружающая среда может содействовать выявлению идейных и художественных достоинств монумента и может, наоборот, свести их на нет.
Мало того, сам памятник иногда становится частью этой среды, во многом определяя и выявляя ее особенности.
Работая над памятником, автор учитывает художественно-пластические возможности материала и заранее выбирает тот, который по своим качествам наиболее полно отвечает его творческому замыслу.
Так как монументальные памятники находятся почти всегда под открытым небом и срок их «службы» исчисляется многими десятилетиями, то и материалы для их изготовления должны быть твердыми, долговечными, не поддающимися воздействию атмосферных явлений.
К таким материалам в первую очередь относится бронза. Этот наиболее благородный металл, обладающий прекрасным цветом, позволяет точно передать все детали оригинала.
Употребляются также литая медь, нержавеющая сталь, чугун, цинк, гранит, бетон, известняк, песчаник, органическое стекло, пластмассы и некоторые другие материалы.
А сейчас давайте поговорим с вами о некоторых специфических сторонах скульптуры как виде изобразительного искусства.
Главной отличительной особенностью скульптуры является объемность изображения. Замысел автора здесь воплощается в вещественном реальном объеме. Язык скульптуры — это трехмерная форма.
Скульптура делится на круглую и рельефную.
Круглая скульптура, как показывает само название, отличается полнообъемным изображением. К этому виду скульптуры относится как отдельно стоящая статуя, так и группы из двух или нескольких фигур, связанных между собой сюжетно. Сюда же можно отнести полуфигуру, портретный бюст.
Статуя — скульптурное произведение, изображающее, как правило, человеческую фигуру в рост. Статуя размером настольной скульптуры называется статуэткой, огромной величины — колоссом.
Рельеф (от итал. relievo — выступ, выпуклость, подъем) — изображение, связанное с фоном, частично выступающее над плоскостью.
Связь с плоскостью и является особенностью рельефа, которому доступна передача пространства, окружающей среды, пейзажа. Поэтому рельеф позволяет решать самые сложные сюжетно-тематические многоплановые композиции. В этом отношении он в какой-то степени близок к живописи.
Разновидностями рельефа являются барельеф и горельеф.
Барельеф (от франц. bas — низкий) — выпуклое изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема, при горельефе (от франц. haut — высокий), наоборот, изображаемые фигуры и предметы возвышаются над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
А теперь немного о работе скульптора. Создание любого скульптурного произведения — чрезвычайно активный творческий процесс. Это также и тяжелый физический труд.
Ведь скульптору приходится иметь дело с камнем, деревом, глиной. Соответствующим образом обработанный камень скульптор как бы превращает в живой организм, создает из него полный живого трепета художественный образ.
Свои первые мысли по созданию будущего произведения скульптор фиксирует в рисунке и потому должен уметь не только лепить, но и рисовать. Поиски с карандашом в руках — очень ответственный период в сложном процессе создания композиции произведения.
Когда композиция в рисунке найдена, автор приступает к выполнению эскиза в мягком материале, каковым являются глина, воск, пластилин. Иногда эскиз выполняется в гипсе.
Подготовительные эскизы делаются обычно небольшими по размерам. Для работы мастер пользуется специальным станком. Он состоит из деревянного треножника с круглой или квадратной подставкой наверху, вращающейся на вертикальном стержне или на роликах.
Во время работы помещенную на подставке скульптуру периодически поворачивают, что позволяет обработать ее со всех сторон с учетом выгодных условий освещения. Таким образом мастер добивается, чтобы будущий монумент впечатлял с разных точек зрения.
Когда эскиз удовлетворяет тем задачам, которые поставил перед собой скульптор, он приступает к следующей стадии — созданию рабочей модели. Если произведение невелико, автор выполняет модель в натуральную величину. Но когда дело идет о большом монументе, то изготавливается промежуточная модель в 1/5 или 1/10 натуральной величины.
Изготовление рабочей модели — не механический процесс, а творческий, ибо автор каждый раз вносит что-то новое, оригинальное, видоизменяя не только частности, но - нередко и саму композицию, найденную им в эскизе.
Наконец модель готова. Тогда скульптор приступает к изготовлению произведения в заданную величину. В некоторых случаях, чтобы правильно определить масштаб монумента, его связь с окружающей обстановкой, как он будет восприниматься при разном освещении, устанавливают специальный макет памятника из фанеры (иногда из гипса), что именуется силуэтным макетированием.
Скульптор должен обладать развитым пространственным воображением, уметь представить себе памятник как бы осуществленным в натуре. При этом он обязан учитывать те искажения в размерах и пропорциях фигуры (фигур), которые происходят при рассматривании скульптуры при разном фокусном расстоянии зрителя по отношению к воспринимаемому изображению.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +