Надо сказать, что техника скульптурных работ, то есть совокупность навыков, способов и приемов, употребляемых при авторском исполнении монументального произведения,— довольно сложная область изобразительного искусства. Тем из вас, кто хочет больше знать о работе скульптора, о технике скульптурных работ и литейного дела, советую ознакомиться со специальной литературой.
СИМВОЛИКА - ВАЖНОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
Как уже было сказано, при решении монументального памятника большого философского содержания часто прибегают к символике и аллегории. В зависимости от содержания и назначения памятника его героями могут быть люди из реальной жизни,
олицетворяющие, как правило, такие общечеловеческие понятия, как патриотизм, гражданственность, самопожертвование, доблесть, бесстрашие, взаимопомощь, героизм, благородство, величие духа и т. д., а также фантастические, почерпнутые из эпоса, народной сказки, песни, мифологии.
Вы можете убедиться в этом сами. Сфинкс... Изображение этого фантастического животного с головой человека и телом льва можно найти в школьном учебнике по истории древнего мира. Сфинкс стал своеобразным символом Египта — одной из колыбелей мировой цивилизации. В качестве такового он фигурирует во многих произведениях историков, писателей, поэтов и художников. Видим мы его и в монументальном памятнике «Пробуждающийся Египет», установленном в Каире в 1928 г. скульптором М. Мухтаром.
Древние обычно изображали сфинкса спокойно и величаво лежащим в знойных песках пустыни. М. Мухтар смело порывает с этой традицией, ибо она не увязывалась с общим замыслом памятника. Его сфинкс наделен большим движением: напрягаясь могучим телом, он приподнимается, устремляясь вперед. В этом и заключается своеобразие композиции памятника. Так, рожденный тысячелетиями назад образ фантастического животного стал подлинным символом пробуждавшегося тогда Египта. Эта мысль пластически подкрепляется и фигурой молодой женщины — египтянки, составляющей как бы вторую часть композиции произведения. Одетая в длинную национальную рубашку — мелайю, женщина, гордо выпрямившись во весь рост, снимает с лица чадру — извечный символ тьмы и невежества народов Востока.
Как видите, памятник состоит из двух неоднородных элементов — фантастического и реального. Но действуют они в унисон, олицетворяя великую идею пробуждения народа. Так общенациональная тема породила значительный памятник монументальной скульптуры.
Перед О. Роденом стояла сложная задача — изобразить группу из шести человек, спаянных лишь единством переживаемой трагедии. И он нашел ей неповторимое пластическое выражение. Этой группе трудно найти аналогию.
...Мы видим процессию: герои направляются к победителю, а скорее всего к месту расправы с непокрытыми головами, босые, в рубищах, с веревками на шее. Горожане — люди разного возраста, темперамента, характера, и естественно, каждый из них по-своему переживает происходящее.
В этой очень своеобразной композиции О. Роден особое внимание уделяет образу Жана д'Эра (история донесла до нас имена добровольцев). Его легко можно отличить от других. Мужественный, решительный, он на миг приостановился перед тем, как сделать следующий шаг. Голова героя поднята, смотрит он прямо перед собой. Жан, возможно, глубже своих товарищей переживает не только свое позорное положение, не только их позор, но и позор всех горожан. Сознавая это, он, сильный, могучий, держа в своих больших руках ключи от Кале, все же твердо, непоколебимо идет на жертву, ибо она необходима.
Сложную гамму переживаний испытывает и согбенный старик, устремивший тяжелый взгляд в землю, и молодой горожанин, обхвативший обеими руками голову, и тот, который прижал руку ко лбу и глазам, и человек с поднятой кверху правой рукой, и, наконец, человек с левого края группы, лицом к остальным пяти, с опущенными вдоль бедра руками.
Шесть человек — шесть характеров, шесть оттенков переживаний. Слившись воедино, они создают драматическую картину героического самопожертвования одних ради спасения других. Так драматический и трогательный, но по существу незначительный и мало кому известный исторический факт превратился в умелых руках О. Родена в большую тему, символизирующую и утверждающую патриотизм, величие и красоту человеческого подвига.
По замыслу О. Родена, его шестифигурная группа должна была располагаться на одном уровне с прохожими, без архитектурного постамента. Такое решение, хотя и нарушало общепринятые схемы композиционного построения, но раскрывало новые дополнительные возможности воздействия на зрителей. И это так. Каждый из нас, стоя около героев О. Родена, невольно сопоставляет себя с ними не только физически (по росту и телосложению), но и нравственно. Сила духа этих образов настолько всеобъемлюща, что заставляет каждого спросить себя: «А как бы я поступил в подобном случае?»
Произведения монументального искусства, подобные «Гражданам Кале», возбуждают большие гражданские чувства. Их художественно-эстетическое и познавательное воспитательное значение огромно.
Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?
Эти вдохновенные слова А. Пушкина относятся к одному из шедевров мирового монументального искусства — памятнику Петру I, сооруженному в Петербурге выдающимся французским скульптором Э. Фальконе. Работая над памятником, Э. Фальконе поднял большой исторический материал. Для скульптора Петр — народный герой, благодетель своей страны, он же — смелый и мужественный библейский всадник Георгий Победоносец, копьем сражающий врага своего — змею. Обратившись к теме о змее-борце, Э. Фальконе тем самым связывает образ Петра с традиционным образом, издревле живущим в народном
сознании.
Плодом длительных раздумий Э. Фальконе о личности Петра и его эпохе явилась замечательная по своей выразительности и простоте композиция памятника: Петр властной рукой удерживает лихого скакуна, вздыбившегося над самым обрывом скалы, служащей группе постаментом. Легкая накидка всадника отброшена назад, его правая рука простерта вперед. В этом утверждающем и зовущем жесте есть что-то от торжественного, неколебимо уверенного. Жест также подчеркивает волю и убежденность Петра в правоте его начинаний, намного усиливает общую динамику монумента.
У Петра горделивая осанка, это бывалый воин, привыкший к длинным перекодам и к горячим кавалерийским баталиям. Чрезвычайно выразительна голова царя, увенчанная лавровым венком (она вылеплена помощницей Э. Фальконе — М. Колло). Широко расставленные глаза под сдвинутыми бровями пристально смотрят вдаль, черты лица подчеркнуто резки, они хорошо передают ум, волю, энергию Петра и в то же время его властную натуру.
Многие элементы памятника решены в символико-аллегорическом плане. Конь — олицетворение преображенной России, которую Петр «уздой железной поднял на дыбы». Постамент, напоминающий скалу, а по форме — всплеск морской волны, символизирует те трудности и препятствия, которые лежали на пути преобразовательной деятельности Петра. Извивающаяся под задними ногами коня змея (ее вылепил скульптор Ф. Гордеев) олицетворяет многочисленных внешних и внутренних врагов, с которыми всю жизнь боролся Петр. Именно эти качества памятника вдохновили А. Пушкина на создание знаменитой поэмы «Медный всадник», название которой навсегда закрепилось за монументом. Так «Медный всадник» стал как бы символом петровской эпохи, а заодно символом новой России, которая «мужала с гением Петра», преодолевая в своем движении вперед многочисленные препятствия.
Здесь хотелось бы нарушить порядок нашей беседы и повести разговор о силуэте памятника, чтобы к этой теме больше не возвращаться.
Существует распространенный метод доказательства: от противного. Воспользуемся этим методом и мы. В Ленинграде есть еще один памятник Петру I. Он установлен на Кленовой аллее, перед парадным входом в Инженерный замок. Автор памятника — известный скульптор петровского времени выходец из Италии К. Растрелли. Мы уже говорили, что силуэт любого монумента должен прежде всего выявить его основную идею.
Сопоставим эти два памятника. В обоих случаях мы имеем дело с конными монументами. Но на этом их сходство заканчивается. Исходя из поставленной задачи и находясь под влиянием традиций итальянской монументальной скульптуры, К. Растрелли стремился, как он сам выразился, создать памятник «по обычаю римских императоов». Петр у К. Растрелли изображен монархом-победителем, грозным полководцем-триумфатором. Царь, облаченный в пышные римские одежды, не сидит на коне, а восседает! Памятник отличается тяжеловесностью, хотя не лишен элементов торжественности и парадности. Неподвижная поза всадника мало соответствует страстной, деятельной натуре Петра.
Теперь вообразим себе следующее: авторы заставили своих всадников поменяться местами, то есть фальконетовский всадник забрался бы на постамент, имеющий форму параллелепипеда, а растреллиевский всадник — на постамент имеющий форму крутой каменистой скалы «Несуразица!» - к такому выводу придет каждый даже мало разбирающийся в гармонии и соподчиненности частей целого.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.