Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Искусство, которое у всех на виду. Часть 1-я


И. Б. Элентух, «Искусство, которое у всех на виду»
Изд-во «Народная асвета», Минск, 1972 г.

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

В далекие от нас времена жил в Италии замечательный мыслитель и один из первых представителей утопического коммунизма Томмазо Кампанелла.
Поскольку его учения страшно боялись церковники и правители государства, то Т. Кампанеллу неоднократно наказывали. Семь раз его пытала инквизиция, ему пришлось изведать режим пятидесяти тюрем и отбыть в них в общей сложности более двадцати семи лет.
Но Т. Кампанелла остался верен своим взглядам. Свидетельство тому — его книги, написанные в неволе, среди которых — «Город Солнца». В ней автор в форме диалога описал жизнь общества без частной собственности, без бедных и богатых.
Неумолимое время отсчитывает сутки, недели, месяцы, годы — пятьдесят, сто, двести, триста...
...По необъятным просторам нашей страны шагал боевой 1918 год. Прошло всего лишь несколько месяцев после прогремевшего на весь мир залпа «Авроры». Мучили голод и болезни.
Исстрадавшаяся и искалеченная в смертельной схватке с силами контрреволюции, одетая в рваную солдатскую шинель, страна гордо смотрела вперед, намечая пути возрождения и обновления.
В один из ранних весенних дней того памятного года вождь революции В. И. Ленин пригласил к себе на беседу народного комиссара просвещения А. В. Луначарского. О чем беседовали они тогда?
А. В. Луначарский вспоминает, что В. И. Ленин вызвал его специально для того, чтобы обсудить вопросы развития в стране монументального искусства.
В той беседе В. И. Ленин говорил наркому: «Давно уже передо мной носилась эта идея, которую я вам сейчас извджу. Вы помните, что Кампанелла в своем «Солнечном государстве» говорит о том, что на стенах его фантастического социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство — словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений.
Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой... Пока мы должны все делать скромно... Особенное внимание надо обратить и на открытие таких памятников».
Как величайший политик и государственный деятель В. И. Ленин видел главную цель монументальной пропаганды в распространении революционных идей по всей стране, видел в ней могучее средство коммунистического воспитания трудящихся. Однако эту политическую задачу он не отделял от задачи художественной, эстетической и познавательной.
Вскоре мысли В. И. Ленина, высказанные им в беседе с А. В. Луначарским, приобрели силу закона. 12 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции».
Руководствуясь декретом, с улиц и площадей ряда городов были сняты старые памятники царям и их слугам, не представлявшие ни исторического, ни художественного интереса.
Но главный смысл декрета заключался не столько в разрушении старых памятников, сколько в строительстве новых. А это было куда сложнее. Предстояло достойно увековечить память велшшх революционеров, мыслителей, передовых деятелей науки, искусства прошлого, украсить города монументальными памятниками, пропагандирующими идеи коммунизма, воспитывающими эстетический вкус трудящихся.
Декрет о монументальной пропаганде преследовал и другие цели. Государственные заказы дали возможность привлечь мастеров кисти и резца к служению революции, к участию в создании новой пролетарской культуры.
Итак, в тяжелые годы гражданской войны, когда приходилось выкраивать каждую копейку на налаживание разрушенного хозяйства и на поддержку многочисленных фронтов, Владимир Ильич нашел нужным и возможным заниматься строительством новых памятников, подходя к этому как к важному государственному делу.
И что принципиально важно; Владимир Ильич, определяя цели и задачи монументальной пропаганды, неразрывно связывал их с архитектурой — зданиями, улицей, площадью — как местами, наиболее доступными для массового обозрения произведений искусства.
Великий вождь отлично понимал, что город — это пропагандист, это своеобразный университет патриотизма, культуры и эстетического воспитания народа.
При всей своей большой занятости В. И. Ленин находил время, чтобы посещать мастерские скульпторов, пристально следить за ходом работ, лично присутствовать и выступать на митингах при закладке и открытии новых памятников и мемориальных досок.
Можно сказать, что каждый воздвигнутый на наших глазах памятник в честь того или другого исторического события, тому или другому выдающемуся деятелю есть по существу дальнейшее осуществление декрета Совета Народных Комиссаров от 12 апреля 1918 г., вошедшего в историю советского изобразительного искусства как ленинский план монументальной пропаганды.

НЕ ДЛЯ МУЗЕЕВ И КВАРТИР

Искусство, которое у всех на виду... Какое оно? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется совершить небольшую экскурсию по главной магистрали Минска — Ленинскому проспекту, от площади Ленина до площади Победы.
Площадь Ленина входит в новый общегородской центр столицы. Ее украшает комплекс монументального здания Дома правительства Белорусской ССР и памятника В. И. Ленину. Фото с изображением этого комплекса, ставшего как бы архитектурно-художественным символом Минска, можно видеть во многих книгах, альбомах, журналах, газетах.
После площади Ленина, двигаясь по проспекту на восток, мы обратим внимание на памятник, установленный в самом начале сквера по Комсомольской улице. Это памятник «железному рыцарю революции» Ф. Э. Дзержинскому. Следуя дальше, в сквере по улице Ленина увидим памятник летчику-герою С. И. Грицевцу, затем попадем на главную площадь столицы — Центральную.
Став лицом- к зданию Дворца культуры профсоюзов, обратим внимание, что его главный фасад украшен тематической скульптурой. Через квартал, в парке имени Янки Купалы, предстанет перед нами памятник народному поэту Белоруссии Янке Купале.
За новым мостом через Свислочь, на площади Победы, там, где горит Вечный огонь славы, мы с интересом будем рассматривать выполненный в бронзе и граните памятник-обелиск воинам и партизанам, павшим за освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.
Теперь можно ответить на поставленный в начале беседы вопрос. Все, что мы видели: памятники В. И. Ленину, ф. Э. Дзержинскому, С. И. Грицевцу, Янке Купале, скульптурные украшения Дворца культуры профсоюзов, памятник-обелиск на площади Победы — относится к монументальной и монументально-декоративной скульптуре.
Даже беглое знакомство с центром Минска вас убедило, что красота и уют города, выразительность отдельных зданий зависят не только от усилий архитекторов, но в значительной мере и от усилий скульпторов. Объединившись, они создают произведения, которые мы определили как монументальные и монумеитально-декоративные.
Каждый из вас, спеша в школу или в магазин, на стадион или в театр, в гости или просто гуляя по городу либо по новому колхозному центру, не может не заметить воздвигнутый на площади, улице, в парке, сквере новый памятник или же скульптурное убранство музея, вокзала, сельсовета, школы, клуба, театра, института.
Отсюда мы можем сделать основной вывод: монументальная и монументально-декоративная скульптура предназначена для обозрения широкими массами. В этом ее главная особенность.
А раз так, то монументальная скульптура должна отличаться величием, значительностью содержания, она должна быть подчинена большим, важным, общенациональным задачам. Нелепо поставить монументальный памятник в честь случайного, незначительного события или в честь ничем не примечательного деятеля.
Для монументальной скульптуры характерен героический пафос. Ей несвойственна сатирическая и юмористическая тематика, ей чужда также тематика, в которой даны отрицательные персонажи. Бронза, мрамор и гранит не призваны воспевать уродливое, негативное, дурное.
В одном из залов художественного музея в Минске находится выполненная в хорошей реалистической манере жанровая скульптура «Резвушка». Ее автор — известный русский скульптор второй половины XIX в. А. Чижов. Может ли содержание этой скульптуры лечь в основу монументального произведения?
Подумав, вы, надо полагать, скажете: «Нет, не может». И не ошибетесь, ибо содержание «Резвушки» буднично, малозначительно для подлинно монументального произведения.
Вот еще характерный пример о природе монументальности. Его приводит искусствовед В. Рогачевский в книге «О монументальной скульптуре».
Подчеркивая, что многогранная личность Петра I, его преобразовательская деятельность всегда волновали воображение многих живописцев и скульпторов, автор называет трех русских скульпторов, попытавшихся также решить указанную тему в своих работах.
Это Л. Бернштам, В. Лишев и Р. Бах. Первый из них создал композицию «Петр, спасающий утопающих во время наводнения», второй — «Петр-воин», третий — «Петр, работающий в кузнице».
Может ли каждая из перечисленных работ стать монументальным памятником Петру I? Не может, ибо авторы освещают в своих работах лишь одну сторону деятельности царя, изображают по существу частный факт из его биографии.
Обобщенное решение образа Петра I, ярко выражающее наше представление о его исторической роли и многогранной деятельности, дает скульптор Э. Фальконе в знаменитом на весь мир памятнике, сооруженном в Петербурге в 1782 г. Об этом великом творении искусства у нас пойдет разговор немного позже.
Известно, что в основе художественного произведения лежит так называемый художественный образ. В основе монументального памятника, будь он однофигурным или многофигурным, также лежит художественный образ. Но поскольку такие памятники призваны прославлять и утверждать что-то важное и непреходящее, то художественный образ не может быть решен буднично, мелочно.
Монументальный памятник допускает символику, аллегорию, даже некоторую идеализацию образа. Естественно, что такие памятники требуют особенной целостности, простых и сильных форм, больших масштабов, они предназначаются не для музеев и не для украшения квартир. Такие памятники воздвигаются на площадях, улицах, в парках, иногда в больших общественных зданиях, а иной раз даже в чистом поле.

Продолжение...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +