Романтизм (от французского «romantique», означавшее на рубеже XVIII-XIX вв. «странное», «живописное», «фантастическое») – направление в живописи, противоположное классицизму.
Романтизм возник в Западной Европе в конце XVIII в. в эпоху революционного слома прежнего миропорядка. Разочаровавшись в идеалах академизма и эпохи Просвещения, художники провозглашали новые идеалы и эстетические ценности.
В основу романтического восприятия жизни был положен непреодолимый разлад между идеалом и действительностью. Героем их произведений становились незаурядные персонажи, по воле судьбы оказавшиеся в сложных ситуациях, с их переживаниями и стремлением к освобождению.
Рационализму, практицизму и нивелированию личности они противопоставляли тягу к свободе, жажду обновления, пафос личной и гражданской независимости.
Для произведений, созданных в эпоху романтизма, характерно изображение сильных и ярких эмоций, одухотворение природы, тяга к исследованию «солнечной» и «теневой» сторон души человека и уравнивание высокого и низменного, трагического и комического, реальности и фантазий. Параллельно развиваясь во многих странах, романтизм везде имел свои особенности, связанные с историческими условиями и традициями.
Несмотря на то, что романтизм формировался как протест против академизма и классицизма, он был во многом близок к ним. Романтиками во многом можно назвать таких представителей классической живописи, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. О. Д. Энгр.
Развиваясь, романтизм внес в живопись характерные черты, которых не было в искусстве классицистов. Наиболее сильная романтическая школа живописи сложилась во Франции.
Одним из ярких представителей французского романтизма был Т. Жерико (1791-1824 гг.). Живописец в своем творчестве постепенно выходит за рамки классических традиций. Его полотна («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», 1812 г.; «Раненый кирасир, покидающий поле боя», 1814 г.) очень красочны, полны экспрессии и страсти, очень полно и ярко отображают внутренние эмоции, душевное состояние героев. В работе «Плот Медузы» (1818-19 гг.) автор сочетает реализм и трагический романтизм, очень реалистично передав состояние людей, переживающих караблекрушение.
Традиции романтизма в живописи были подхвачены его соотечественником Э. Делакруа (1798-1863 гг.). Живописец выбирал сюжеты, полные драматизма, страсти и внутренней напряженности. Мотивы художник обычно черпал в произведениях Шекспира, Гете, Байрона, обращался к великим, изменяющим лицо мира событиям мировой и национальной истории.
Чувством глубокого сопереживания к трагедии греческого народа наполнено полотно Делакруа «Резня на Хиосе» (1823-24 гг.). Богатство фантазии и несколько театрализованная патетика отличают картину «Взятие крестоносцами Константинополя» (1840-41 гг.). Живописец не мог остаться равнодушным к событиям Великой французской революции. Его знаменитая картина «Свобода, ведущая народ», написанная в 1830 году, отобразила реальных участников событий драматических дней революции рядом с аллегорической фигурой Свободы.
Представителями романтической живописи были Ф. Гойя (Испания), Дж. Констебл, Р. Бонингтон, У. Тернер, Э. Берн-Джонс, Г. И. Фюсли (Великобритания), Л. Галле (Бельгия), Дж. Иннесс, А. П. Райдер (США) и др.
В России основным толчком к развитию романтизма явилась победа в Отечественной войне 1812 года, сопровождавшаяся патриотическим подъемом и обострением интереса к жизни народа. Победа в войне послужила одной из важнейших причин возникновения нового идеала – сильного и независимого человека с богатейшим внутренним миром, сильными страстями и высокими устремлениями.
Постепенно в работах русских художников романтизм вытесняет господствовавший в то время классицизм с его религиозной и мифологической тематикой.
Титул «главного русского романтика» негласно отдан К.П.Брюллову (1799-1852 гг.). Уже ранние работы живописца, такие как «Итальянский полдень» (1827 г.), «Вирсавия» (1832 г.), «Всадница» (1832 г.) пронизаны романтическим мироощущением.
Выдающееся полотно художника «Последний день Помпеи» (1833-34 гг.) рассказывает о трагической гибели огромной массы людей в момент извержения вулкана и проникнута необыкновенным драматизмом. Актор картины показывает веру в чудесную природу человека - герои картины перед лицом огромной трагедии остаются исполненными душевного благородства. Произведение косвенно намекает на трагическую атмосферу деспотического царского режима в России, установившуюся в стране после подавления восстания декабристов.
Романтизм ярко проявился в творчестве О. А. Кипренского (1782-1836 гг.). С 1812 г. живописец создал галерею портретов участников Отечественной войны 1812 года. Выдающимся творением живописца является портрет А. С. Пушкина (1827 г.), который высоко оценил сам поэт.
Огромное влияние романтизма испытал художник В. А. Тропинин (1776 -1857 гг.). Будучи в прошлом крепостным, живописец создал ряд великолепных образов простых людей – мастеровых, крестьян – исполненных душевной красоты и внутреннего благородства («Кружевница», 1823 г.; «Золотошвейка», 1826 г.).
Традиции романтизма развивал в своем творчестве маринист И. К. Айвазовский (1817-1900 гг.). Мировую известность ему принесли работы, воспевающие величие и мощь морской стихии («Девятый вал», 1850 г.; «Радуга» 1873 г.; «Среди волн», 1898 г. и др.). Очень эмоциональны, наполнены героическим пафосом также полотна, которые живописец посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой», 1848 г.; «Наварринский бой», 1848 г. и др.).
Мучительный поиск красоты и гармонии, воодушевление, пафос, нестандартность мышления, свойственные художникам, работающим в романтическом направлении, нашли впоследствии отголоски в других направлениях живописи – символизме, импрессионизме, модерне и др.
.
Дети и искусство
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.