Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Абстрактное искусство и творческая свобода художника


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru


Излюбленной темой апологетов абстрактного искусства является разговор о так называемой творческой «свободе» художника. Без такой «свободы», заявляют они, искусство не может существовать. Жан Кассу считает, например, что в конце XIX и начале XX века искусство само освобождает себя, преодолевая свою зависимость от общественных условий, а художник устанавливает «с природой, как со своими братьями — людьми, менее искусственный, более свободный и более искренний контакт».
Проповедники абстракционизма считают, что свобода художника должна быть прежде всего свободой без всяких ограничений, свободой во всем, «свободой говорить все, свободой все изобретать, свободой создания своего собственного стиля, свободой предпочтения диссонанса консонансу, свободой выбирать правило и ставить ему границу, свободой в точности и свободой в своеволии». Подробно разрабатывает вопрос о свободе художника и В. Кандинский. По его мнению, для искусства не должен существовать вопрос «надо ли»; искусство является вечно свободным. Основной принцип искусства, по Кандинскому, как мы уже рассмотрели,— это принцип «внутренней необходимости».
Этот принцип оправдывает и основывает всякий формализм в искусстве и даже нарушение самих закономерностей искусства. Ведь художник должен быть совершенно свободным, он должен прислушиваться только к своему «внутреннему» голосу, к своей «внутренней необходимости» и выражать только ее.
Свобода, которую так расхваливают апологеты абстрактного искусства, это свобода мнимая, иллюзорная. Абстракционизм, как и всякое другое искусство, обусловлен социально. При этом особенно необходимо учитывать существующую сейчас на Западе обстановку, когда идеологическая реакция использует все средства государственного аппарата (музеи, премирование произведений искусства и т. д.), пропаганды (радио, телевидение, печать) для прокламирования и прославления абстрактного искусства. В этих условиях «абсолютная» свобода, которую рекламируют апологеты абстракционизма, оказывается иллюзорной. Значительная часть художников склоняется к этому искусству не потому, что они являются внутренне убежденными в его необходимости, а просто потому, что абстракционизм в моде и его произведения охотно покупают. Современное состояние искусства в буржуазном мире полностью подтверждает слова В. И. Ленина, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Но вопрос о свободе художника имеет и другую, гносеологически-художественную сторону, которая неразрывно связана с социальной стороной в искусстве. Известно марксистское понимание свободы как осознанной необходимости. В применении к искусству это означает, что при равных других условиях более свободным является тот художник, который глубже знает передовые идеи и требования эпохи, знает предмет своего изображения и вместе с тем свободно владеет выразительными средствами своего искусства, считается с его спецификой.
А теперь послушаем Герберта Рида, как он понимает «свободу» художника-абстракциониста: «Эта живопись не является результатом какого-нибудь процесса отражения. Существование объективного, независимого от сознания объекта или даже наличие внутреннего чувства, для которых художник находит соответствующий символ, вовсе не является необходимым. Символ уже превратился в автоматический регистратор собственного самосознания, он уже не организован для передачи формы, он является свободным. Он, конечно, передан на холсте художника, но эта передача не контролируема наподобие сна, она представляет собой раскрытие собственных тайн».
Здесь к абстрактному искусству применяется известная уже нам фрейдистская концепция Герберта Рида. Выходит, что именно абстрактное искусство — самое искреннее искусство, так как оно передает неконтролированные, свободные подсознательные стремления художника. Кажется, можно ли представить себе более свободного художника? Но на деле абстрактный художник — это самый несвободный художник на свете. Сознательно закрывая глаза на богатство и разнообразие жизни, такой художник сам ограничивает свою творческую свободу рамками маленького индивидуалистического мирка. Более того, он стремится лишить себя даже того, что отличает человека от всего животного,— разума, сам стремится стать рабом инстинктов, подсознательных устремлений и реакций. Художник, который в здравом уме отрицает такие выразительные средства искусства, как рисунок, перспективу, светотень и пр., который не дает себе труда изучить их и использовать,— такой художник сам обрекает свое творчество на исключительную бедность. Он оказывается благодаря этому ограниченным и несвободным в выборе своих выразительных средств. Более того, все более ограничивая круг живописных средств, абстрактные художники уже докатились до отрицания таковых вообще, до применения цемента, песка, разного тряпья, макулатуры и т. д. Разве можно даже сравнивать «возможности» этих антиэстетических средств с возможностями, которые таит в себе один только колорит? Такие колоссы мировой живописи, как Тициан, Рембрандт, Веласкес, Гойя, раскрыли нам в. своем творчестве — в силу поистине волшебного применения колорита — изумительный мир красоты, идей, переживаний, никогда почти не повторяя себя.
А любой, даже «значительный» абстрактный художник в своем творчестве фаталистически вынужден повторять себя: почти одни и те же комбинации линий, фигур, почти одни и те же краски. Даже взятое как целое, абстрактное искусство свидетельствует лишь о небывалой духовной и художественной бедности. И это не случайно. В сущности, абстрактное искусство само отнимает у себя самую важную предпосылку развития и обогащения всякого искусства — связь с жизнью. А цель искусства и состоит прежде всего в том, чтобы отобразить художественно жизнь людей, общества, окружающую их природу, отобразить эту жизнь в духе передовых идей и устремлений своего времени. Жизнь же так богата и разнообразна, так быстро меняется, что каждый настоящий художник может найти в ней что-то новое; связь с жизнью, эмоционально заинтересованное, духовно богатое отношение к ней и являются главным источником огромного разнообразия творческих индивидуальностей в искусстве. С полным основанием Р. Бианки-Бандинелли утверждает: «Только реалистический художник свободен в своей индивидуальности, абстракция всегда ведет к безличной рутине».
История изобразительного искусства убедительно учит нас, что чем больше художники наблюдали и узнавали жизнь своих современников, тем более правдиво выражали они стремления своей эпохи, обогащали искусство. Не является ли как раз именно это одной из самых существенных причин небывалого расцвета изобразительного искусства в эпоху Возрождения? Как известно, все художники Возрождения были влюблены в жизнь, страстно и неустанно исследовали ее и в этом своем стремлении отражать ее все более и более полно неизмеримо расширяли возможности изобразительного искусства. «Искусство в сущности заключено в природе,— говорит великий немецкий художник Возрождения Альбрехт Дюрер.— Кто сумеет вытащить его из нее, тот им и владеет». Такие художники-титаны, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Рембрандт, Веласкес, Рубенс, обладали в высшей степени этим редким умением видеть заключенное в самой природе искусство и «извлекать» его из нее — именно благодаря этому они создали чудесные творения, которые уже на протяжении веков вызывают восхищение и изумление человечества.
В сущности, никогда не существовало искусства более бедного, более удручающего, более однообразного, более несвободного, чем абстрактное искусство. Ибо какие настоящие возвышенные чувства могут вызывать у нас однообразно повторяющиеся квадратно-кубические ребусы, краски, наложенные в беспорядке на холсте, плохо обтесанные камни и псевдотехнические конструкции, кучи тряпья, ржавых гвоздей? Эта «чистая», созданная абстрактными художниками «новая реальность» перед лицом неисчерпаемой по своему богатству природы оказывается убийственно убогой и жалкой. Да разве может претендовать на какую бы то ни было красоту или свободу «искусство», у которого не осталось искры жизни?
Впрочем, это иногда сознают и сами абстрактные художники. «Редко встречаются в наши дни художники,— говорит В. Кандинский,— которые могут удовлетвориться одними только чисто абстрактными формами».
Даже Г. Рид признает, что «изображение чистой действительности представляет собой просто дегуманизацию искусства».
Действительно, в абстрактном искусстве исчезает человек — и как изображение и как настоящее человеческое отношение к изображаемому. А какая еще большая бедность могла бы существовать в искусстве? И разве может поэтому такое «искусство» гордо называть себя свободным?..

продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +