Американские искусствоведы — сторонники абстрактного искусства — не устают превозносить Поллока. Его сравнивают с самыми крупными художниками прошлого, объявляют выдающимся «реформатором» живописи наших дней. Каков жизненный путь этого художника? Какова его творческая манера?
Джексон Поллок родился в 1912 году в США, в штате Вайоминг, но вырос в Аризоне и Северной Калифорнии. С 1929 года он живет в Нью-Йорке. Здесь в течение двух лет он изучает живопись у известного американского художника-регионалиста Томаса Бентона. Первые его произведения близки манере Бентона, натуралистически воссоздававшей облик и быт старой, «настоящей» Америки. Позже Поллок проявляет интерес к творчеству мексиканских художников: Риверы, Сикейроса, Ороско. Впервые он выставляет свои работы в 1940 году в галерее Макмиллен (Нью-Йорк) вместе с другими французскими и американскими художниками. Он все более увлекается сюрреализмом, особенно модным тогда в США. В его произведениях этого времени преобладают мифологические и тотемистские темы, которые он передает совершенно произвольно, почти абстрактно. В 40-е годы он окончательно переходит к абстракционизму, становясь основателем «живописи действия». Им заинтересовывается галерея Гуггенхейма — «Искусство века». В этой галерее он устраивает и свою первую персональную выставку (1943). Поллок заключает с галереей контракт, обязавшись предоставлять ей всю свою продукцию вплоть до 1947 года. Владелица галереи, Пегги Гугген-хейм, развивает энергичную деятельность, чтобы разрекламировать Поллока уже не только в Америке. В 1948 году Гуггенхейм показывает произведения Поллока на выставке в Венеции, потом во Флоренции, Милане, Амстердаме, Брюсселе, Цюрихе. В 1950 году Альфред Барр, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке, показывает его работы на Венецианском Биеннале. С этого времени Поллок все чаще выставляется в различных странах, слава его растет, он становится самым шумным художником буржуазного Запада. В 1956 году он погибает при автомобильной катастрофе.
Эволюция Поллока — многозначительна. Его работы до перехода к абстракционизму показывают его как человека бесспорного таланта, хорошего рисовальщика. Но духовная среда современного ему капиталистического общества Америки, с вечной погоней за модой, с крикливой шумихой и беспардонным восхвалением «звезд», рекламой, убивающей всякую самокритичность, с преобладанием разных мистических увлечений — все это отразилось пагубно на таланте Поллока. В той среде, в которой он жил, как пишет Джон Бержер, «Культура, Наука, Разум — все ценности, названия которых мы пишем с большой буквы, убиты, так как они выглядит ненадежными и лицемерными; на их место поставлены суеверие и идолы коммерческой фабрики снов, которые кажутся более реальными, ибо много людей ими живут и лелеют их».
Путь Поллока в самом абстрактном искусстве — это путь, с одной стороны, ко все большим размерам картин и, с другой — ко все более густому нанесению красок на холст, а после 1946 года — путь преимущественного употребления таких материалов, как металлическая краска, автомобильный лак, песок. Вместе с тем он стремится и к обеднению колорита своих картин, сведению его только к белой и черной краскам.
В чем состоит «живопись действия» Поллока? Он сам описал ее в 1947 году. Коротко ее сущность выражается в том, что художник наносит пигмент (краска, лак, песок и т. д.) на холст. Поллок не раз с гордостью заявлял, что он выбросил как ненужные такие обычные инструменты и пособия всякого живописца, как мольберт, палитра, кисть и т. д. Он предпочитал работать тростями, лопатками, ножами, каплями, стекающими из продырявленных банок с краской, или тяжелым красочным месивом с песком, соединяя со всем этим мелкие куски стекла или другие материалы. Свои огромные холсты он располагал прямо на полу, так как ему нужно было ощущать «сопротивление твердой материи». Таким образом, он буквально танцевал на своих картинах, работая над ними одновременно, так сказать, со всех четырех сторон. «Когда я нахожусь внутри моей картины, я не имею представления, что я делаю. Только после некоторого периода и знакомства я вижу, что у меня получается».
Как ни возвеличиваются произведения Поллока апологетами его творчества, стремящимися уверить, что в них поднимаются «великие проблемы мироздания», — в картинах Поллока трудно увидеть что-либо кроме бессмысленных переплетений линий, штрихов, цветных пятен. Как бы ни разглядывали их, мы не узнаем из них ничего о художнике, о его думах, чувствах, размышлениях, о его отношении к современности. И тщетно искать всего этого в произведениях художника, который сам признавался, что, приступая к творчеству, он не имел никакого замысла. Творчество, лишенное замысла, мысли, настоящих человеческих эмоций, перестает быть творчеством, искусством, становится «свободным выражением» (как его называет американский искусствовед Джеймс Джонсон Суини) каприза художника — выражением состояния тяжелой неизлечимой болезни буржуазной живописи.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.