Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Клее


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru


Швейцарский художник Пауль Клее считается одним из самых крупных первых представителей абстракционизма.
Еще ребенком Клее проявляет сильное влечение к изобразительному искусству и одновременно — к музыке. И впоследствии, занимаясь живописью, он в течение всей своей жизни продолжает интересоваться музыкой, что накладывает отпечаток и на его творчество.
Пауль Клее получил художественное образование в Мюнхене (1898—1901). Его первые картины выдержаны в символистично-экспрессионистском плане. Такова, например, егсь картина «Девушка на дереве» (1903).
Некоторые современные западные искусствоведы считают его своего рода «полуабстракционистом» по двум соображениям. Во-первых, Клее всегда при создании своих произведений исходит из реальной действительности, хотя, как правило, не из конкретной реальной действительности, а из своих воспоминаний о ней, об увиденном. Во-вторых, иногда в его картинах имеются, хотя и в очень искаженном виде, такие изображения, которые подобны реальным растениям, птицам и т. д. Но в основном, конечно, и его творчество абстрактно.
В 1911 году Клее знакомится с Кандинским и в следующем году уже участвует во второй выставке «Синего всадника». В апреле 1912 года он снова приезжает в Париж, где сталкивается с художниками-кубистами. Он встречается с Делоне, восхищается его работами. Они «ничего не заимствуют из природы, обретая по отношению к форме совершенно абстрактное существование» — пишет он о них. В своем дневнике, который он ведет регулярно с 1898 по 1918 год, Клее с восхищением отзывается чо Кандинском (1912), называя его «самым смелым между ними», хвалит футуристов Карра, Боччиони, Северини, произведения которых он видел на выставке в Монако (1912). Сильное впечатление производит на Клее путешествие в Тунис (1914) — самобытный пейзаж и яркость красок арабского искусства. Он записывает в своем дневнике: «Цвет овладевает мною... Это чувство счастливого момента: цвет и я — это одно и то же».
Первая мировая война потрясает сознание художника. Но он уходит в мир искусства, в формалистические искания, находя в них, по собственному признанию, забвение от жестокой действительности. После войны, с 1921 по 1931 год он преподает в «Баухаузе», ведет курсы по теории живописи, стеклописи и производству гобеленов — вначале в Веймаре, а потом в Дессау, куда с 1929 года перемещается «Баухауз».
«Баухауз», организованный в 1919 году видным немецким архитектором Вальтером Гропиусом, стал одним из самых важных центров развития и пропаганды абстрактного искусства в течение всего его существования, вплоть до 1933 года. Здесь не место заниматься противоречивой деятельностью и направленностью работы «Баухауза». Отметим только, что в деятельности его имеется и ряд положительных моментов, справедливо отмечаемых современными немецкими искусствоведами-марксистами, в особенности в области прикладного искусства, архитектуры, вопросов синтеза архитектуры с другими видами искусства и т. д.
В 1931 году П. Клее становится профессором в художественной академии Дюссельдорфа. Уволенный в 1933 году после прихода к власти национал-социалистов, он возвращается в Швейцарию, где живет и творит до конца своей жизни.
Что представляет абстрактное творчество Клее, каковы его характерные черты? Оно очень разнообразно, как по своей тематике, так и по своему художественному исполнению. Чаще всего в его произведениях встречаются изображения, напоминающие растения, структуры минералов, рисунки созвездий. Фантазия художника здесь подобна фантазии ребенка, который в своем увлечении игрой всех наделяет человеческим чувством и сознанием. «Подобно тому как ребенок,— пишет о Пауле Клее К. Эйнштейн,— любит куклу или марионетку, так и у Клее находим мы марионеток-людей, то есть фигуры, в которых заключены игра и произвол».
Сам Клее считал, что своим творчеством он раскрывал тайную, невидимую сущность космоса. Вот почему, по его мнению, художник не должен чувствовать себя связанным с конкретной реальной действительностью, ибо тогда он не вскроет существо природного творческого процесса. Задача художника состоит не в том, чтобы «передать лишь виденное им более или менее темпераментно, но в том, чтобы тайно увиденное сделать явным».
Творчество Клее носит подчеркнуто религиозно-мистический характер. Автор большой монографии о нем Сан Лаззаро пишет: «В этом богатстве образов, удивляющем и восхищающем нас, следует видеть прежде всего отражение космического чувства жизни, магической сопричасности с Созданием».
Согласиться вполне с Сан Лаззаро мы, конечно, не можем. Верно, что Клее субъективно стремился к передаче «космического» чувства. Но рассматривая его картины, мы не ощущаем и крупицы этого «космического чувства», они нередко вызывают у нас легкую усмешку — такую, какую вызывают наивные, непосредственные рисунки детей. Не так богаты они и изображениями, как объявляет Сан Лаззаро. Если внимательно присмотреться к ним, то нетрудно заметить в его полотнах несколько наиболее часто повторяющихся мотивов. Надо отметить также, что почти все изображения Клее имеют преимущественно графический характер. В колористическом отношении они не отличаются особыми достоинствами.
Рассматривая творческий путь первых художников-абстракционистов, мы видим, что абстрактное искусство отнюдь не является результатом, итогом, высшим достижением развития изобразительного искусства, как утверждают проповедники абстракционизма. Его идейные истоки кроются в небывалом упадке и разложений буржуазной культуры эпохи империализма, когда иррационализм, крайний субъективизм и мистика все больше определяют различные духовные сферы общества. Художественные корни абстракционизма лежат в той плоскости развития новой буржуазной живописи, которая все более отходит от изображения действительности, все решительнее порывает с реалистическими традициями прошлого и открыто встает на путь односторонних формалистических поисков.
Известны, например, симпатии Кандинского к реакционной немецкой идеалистической философии, в особенности к Шопенгауэру, его увлечения писателями-символистами и декадентами. В своей живописи, следуя за фовистами и экспрессионистами, путем деформации и все большего разрыва с изобразительностью, он сосредоточивает свое внимание на экспрессивности цвета и линий, взятых в отрыве от содержания. Кандинский становится основоположником целого направления в абстрактном искусстве — так называемого «абстрактного экспрессионизма» (ташизм, «живопись действия», искусство «иной» формы).
Малевич также во многом разделяет субъективно-идеалистические взгляды махистов и эмпириокритиков, проявляет склонность к мистике. В своем искусстве он крайне односторонне развивает формалистические поиски кубистов и футуристов в построении картины, ее геометризацию.
Мондриан находился под сильным влиянием своих современников-неоплатоников, вроде Шойенмейкера. Развивая крайне односторонне формалистически-конструктивистские искания кубистов, он вместе с Малевичем становится основоположником другого крупного направления в абстрактном искусстве — геометризма.
Вышедший из кубизма, испытавший на себе влияние колористических исканий фовистов, абстракционистом становится и Делоне, который сочетает в себе стремление к конструкции и геометризму с тяготением к более разноббразному цветовому решению декоративно-конструктивных композиций. По его стопам пошли некоторые художники геометрически-конструктивного направления, убедившись на практике, что путь Малевича и Мондриана ведет к крайней живописной бедности, к полному бесплодию в искусстве. Клее является типичным представителем того течения в абстракционизме, которое не решается полностью порвать с отдельными элементами изобразительности, и представляет в силу этого мешанину «чистой» абстрактной живописи с элементами, заимствованными из сюрреализма, и примитивизма.
Таким образом, с каким бы из главных основоположников абстракционизма мы ни имели дело, всюду мы обнаруживаем обеднение выразительного языка искусства, крайнее сужение его возможностей, отказ от его познавательных и эмоциональных функций и задач.

продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +