Голландский художник Пит Мондриан (1872—1944) считается самым крупным представителем «геометрического течения» в абстрактном искусстве. Даже М. Сейфор находит, что он является «самым, прочным и вместе с тем самым голым утесом, на котором абстрактная живопись сегодняшнего и завтрашнего дня может найти опору».
Еще в молодости, в первом десятилетии нашего века, Мондриан пишет о чувстве трагического, которое охватывает все, о том, что «в природе невозможно полное освобождение от чувства трагического». И его усилия сосредоточиваются на передаче средствами живописи этого процесса «трагического» в природе. Идя таким путем, он стремится ко все большему схематизму. В своей известной серии (1910—1911) он последовательно изображает дерево — вначале без листьев, потом только общие контуры его стебля и ветвей и, наконец,— общую структуру дерева (сумма переплетенных линий), где от самого дерева почти ничего не остается. Так Мондриан вплотную подходит к абстракционизму. В конце 1911 года он уезжает в Париж, где происходит его знакомство с кубизмом. «Трудно в достаточной степени оценить великолепное усилие кубизма, который порвал с естественной видимостью вещей,— писал он позже, в 1931 году.— Его определение пространства посредством конструкции объемов — удивительно. Таким образом, были выдвинуты основы, на которых могла возникнуть пластичность чистых взаимоотношений, свободного ритма». Мондриан живет в Париже почти три года (1912—1914), выставляет там преимущественно ку-бистические работы, подчас близкие к абстрактным. Во время войны, вплоть до 1919 года, он находится в Голландии, где сближается с художником Ван-Дусбургом и вместе с ним и другими художниками и архитекторами (Вантонгерлоо, Гусар, Жан Уилс и другие) основывает группу «Де Стийл».
Эта группа играет активную роль в распространении абстракционизма в Европе, в особенности в Германии и скандинавских странах. Называется она «Де Овийл» по одноименному журналу, выходившему с 1917 по 1928 год.
Главная задача группы и журнала «Де Стийл» заключалась в-защите и распространении принципов неопластицизма. В чем состоит неопластицизм, каковы его принципы? Основными теоретиками неопластицизма выступили Ван-Дусбург и Мондриан. «Художник в процессе оформления, — говорит Ван-Дусбург, — с помощью чисто эстетических средств придает реальности новую форму», он не пересоздает ее, а «реконструирует ее в эстетической интонации, которая в свою очередь уничтожает натуральные черты объекта познания». По мнению Ван-Дусбурга, в искусстве прошлого эстетическая интонация была вытеснена другими — этическими, эмоциональными или социальными интонациями. По этой причине он и не считает это искусство настоящим искусством.
Как видим, усилия Ван-Дусбурга были направлены на утверждение и обоснование самого крайнего формализма в живописи, ее полного отдаления от реальной действительности, сведения ее к чисто геометрическим формам. В своей художественной практике он занимался созданием разных комбинаций прямоугольников в одной картине, доведя их число до 133. Конечно, количество этих комбинаций можно было бы и удвоить, но все равно от этого картина не обогатилась бы. Как ни были разнообразны эти комбинации, они не могли и не могут вызвать у нас эстетических эмоций. Видимо, сам Ван-Дусбург ощутил безвыходность подобных опытов. После 1924 года он прибегает к диагоналям, которые ему кажутся более динамическими, и выступает создателем нового течения — элементаризма. Но и это его не спасает. Он, по сути дела, просто заменил один геометрический элемент другим. Его система остается крайне формалистической, односторонней, элементарной. И он и его друг Мондриан жили иллюзией, что выявили в своем творчестве основу основ вещей — нечто «универсальное». В этом непознанном и непознаваемом «универсальном» они видели божественное, мистическое, начало. «Распознать это божественное в каком-нибудь произведении искусства, это означает ощутить эстетическую эмоцию».
Мондриан стремился обосновать идеи неопластицизма еще подробнее, возводя их даже к философии жизни вообще, видя в неопластицизме способ переустройства общества. Большое влияние в этом отношении на него оказал голландский философ-неоплатоник Шойенмейкер и его книги «Новый образ мира» (1915) и «Принципы пластической математики». Сам Шойенмейкер описывал созданную им философскую систему следующим образом: «Пластическая математика означает истинное и методическое мышление с точки зрения создателя. Пластическая математика означает: постоянно осознавать страсть создателя к выявлению, с тем чтобы созерцать его творчество с одинаковой осмотрительностью» К Таким образом, по Шойенмейкеру, мы познаем не природу, не внешний мир, а творчество ее создателя, бога. И постигаем мир посредством некоего позитивного мистического проникновения. Именно в утверждениях Шойенмейкера, в его теории о противоположностях и их стремлении к гармонии, в созданной им системе космических законов и т. д. прежде всего и почерпнул Мондриан основные предпосылки своих собственных теорий неопластицизма. Так, центральное положение живописной системы Мондриана, которая зиждется на комбинациях прямых горизонтальных и вертикальных линий, тесно перекликается со следующими утверждениями Шойенмейкера: «Нашу землю и все, что находится на ней, оформляют две основные противоположности: горизонтальная линия силы — это путь земли вокруг солнца, и вертикальная — глубоко пространственное движение лучей, которое зарождается в центре солнца».
Но неопластицизм Мондриана — и как теорию и как собственную художественную практику — нельзя объяснить только влиянием философских воззрений Шойенмейкера. Решающее значение в этом отношении имеют огромные изменения, наступившие в буржуазном обществе в первые два десятилетия нашего века. Первая мировая война с ее жесто-костями, засилье капиталистической эксплуатации человека человеком, развитие техники, отрицательные стороны ее капиталистического применения — все это потрясало сознание выходцев из интеллигенции типа Мондриана. Не умея разобраться в общественных явлениях, он, как и многие его коллеги, жил совершенно ложными, крайне наивными и в конце концов реакционными представлениями и идеями. Так, эксплуатацию в современном ему капиталистическом обществе он рассматривал в моральном и биологическом плане: каждый якобы стремится использовать, эксплуатировать другого, стремление к эксплуатации является органическим пороком и т. д. Выход, предложенный Мондрианом, чисто утопичен. Он мечтает об установлении новой жизни на земле; и она, по его мнению, наступит только тогда, когда воцарится реальное равновесие, гармония между такими противоположностями как материальный и нематериальный аспекты мира, коллективное и индивидуальное, мужское и женское и т. д. и т. д. Но как достичь этого? Только путем длительного культивирования правильных, идеальных индивидуальных и взаимных отношений, «чистых отношений», как называл их Мондриан. В достижении этих целей он видел решающее значение живописи. Он определял ее как «логическое и самое рациональное выражение чистых отношений, так как привилегией живописи является возможность выражать эти отношения с возможно большей свободой». Эти чистые отношения в живописи основываются, по Мондриану, на чистых линиях и чистых, основных цветах (красный, желтый, синий) и «нецветах» (белый, серый и черный). Только таким путем можно достигнуть чистой красоты. Основным пластическим элементом живописи должен быть прямоугольник в основном цвете и в нецвете. Необходимо установить равновесие между этими пластическими средствами, которые, хотя и различны по размеру и цвету, будут иметь одну и ту же ценность. Например, большую нецветную поверхность (то. есть черная или белая) можно скорее уравновесить маленькой цветной (в одном из основных цветов) поверхностью. Постоянное равновесие достигается посредством расположения и выражается прямой линией в своей главной противоположности, то есть горизонтальной и вертикальной. Равновесие, которое нейтрализует пластические средства, достигается пропорциями, в которые они поставлены и которые создают живой ритм.
Другой основной идеей мондриановской системы неопла-стицизма является так называемая «денатурализация». По мнению ее творца,— это всеобщая закономерность современной жизни. Еще в своей первой статье, помещенной в «Де Стийл», Мондриан писал: «Жизнь современного культурного человечества постепенно удаляется от естественных условий; она все более и более становится абстрактной. В то время когда естественная (внешняя) деятельность становится все более автоматической, мы видим, как центр тяжести нашей жизни смещается все больше и больше к внутренним ценностям». Развитие техники вызвало две новые черты жизни: появились новый человек — инженер — и новый язык — абстрактная формула. Вот почему денатурализация, абстрагирование, абстракция, стремление к чистым отношениям, к чистому абстрактному выражению являются и должны стать основной закономерностью как самой жизни, так и искусства. А отсюда следует, по Мондриану, что надо отнять у материи все природное. Ее поверхность должна быть гладкой и блестящей — это уменьшает тяжесть материи; естественный, природный цвет материи должен исчезнуть, он может остаться только как чистый цвет или нецвет. А как бытв с человеком в этом «денатурализированном» мире? Он будет лишь «частью целого, и именно тогда, когда он потеряет суетность своей жалкой и мелкой индивидуальности, он будет счастлив в том раю, который он создаст».
И Мондриан и Ван-Дусбург были уверены в том, что своей неопластической живописью они создают самое важное средство на пути достижения денатурализации в обществе, на пути достижения Новой Жизни, то есть осуществления универсального равновесия в обществе, которое голландский искусствовед Яффе определяет как «положение духа, которое исключает как печаль, так и энтузиазм, которое является вечной уверенностью». В группе «Де Стийл» господствовало убеждение в том, что художники этой группы впервые воплотили в искусстве законы универсального равновесия, что их искусство именно и ведет человечество к Новой эре, когда собственно и само искусство исчезнет. Тогда, как писалось в журнале «Де Стийл», «красота будет вызревать в осязаемой действительности. Человечество ничего не потеряет от отсутствия искусства».
Мондриан рассматривал все развитие человеческого общества с точки зрения неопластического идеала, то есть достижения царства универсального равновесия и гармонии. По его мнению, осуществление этого идеала возможно только тогда, когда достаточное количество народов приобретет склад ума, соответствующий новому порядку. И хотя человечество еще далеко от этого дня, все-таки, утверждает Мондриан, эра коронованных тиранов уже прошла, и сейчас мы живем в периоде республики, синдикатов и федераций, то есть в «периоде поисков чистых отношений». Когда будет осуществлен неопластический идеал, тогда и отпадет необходимость в милитаризме как средстве поддержания внешнего, предвиденного равновесия, «новая жизнь создаст новые нейтральные формы, которые будут поддерживать сами себя посредством чистых взаимных отношений, и начиная с этого времени любое принуждение станет излишним, даже вредным, нездоровым». Мондриан был убежден, что неопластическое искусство показывает, что жизнь побуждает человечество стремиться к положению равновесия своих двух аспектов и постигнуть таким образом «уничтожение индивидуальных ограничений».
Прежде чем рассматривать критически теорию неопластицизма Мондриана, познакомимся вкратце с его живописью и посмотрим, как его принципы воплощаются в его творчестве. В сущности, начиная с 1917 года его картины строятся на различных комбинациях прямоугольников различного размера, взаимного расположения, то есть композиций различного основного цвета (синий, красный, желтый) и нецвета (белый, черный, серый). Все прямоугольники ясно отделены друг от друга толстой черной линией. При этом если в первоначальных неопластических композициях 1917 года (например, «Композиция в синем — Б») цвет служит тому, чтобы подчеркнуть особенность каждой формы, и прямоугольники еще не связаны между собой и расположены в пространстве, построены на фоне картины, то уже в картинах 1921 года они представляются чем-то единым целым, заполняя всю поверхность полотна. Дальше творческое развитие художника идет путем все большей сознательности, рациональной конструкции этих картин — в комбинациях прямоугольников видно стремление, чтобы каждый из этих прямоугольников подчеркивал, выявлял целое, являясь в то же время его неотъемлемой частью. Обновили ли эти принципы живопись, обогатили ли ее язык, нашли ли в ней осуществление столь претенциозно провозглашенные декларации?
Если живопись сводится к одним только прямым линиям, к горизонталям и вертикалям, к одним только трем основным цветам и трем «нецветам», то ясно, как удивительно обедняются ее выразительные возможности. Вот почему так похожи друг на друга почти все произведения Мондриана, несмотря на различные комбинации прямоугольников: хотя эти комбинации и различны, все они так и остаются комбинациями одних и тех же прямоугольников и одних и тех же цветов. И напрасно стремится убедить нас М. Сейфор, что в полотнах Мондриана, «даже на вершинах сухой абстракции, что-то еще вибрирует за полотном,- согревая его, делая его гуманным и неподражаемым». Но именно: лишь «что-то и «за полотном». Не случайно Мондриан и другие художники из группы «Де Стийл» говорили об исчезновении искусства в будущем. Они сами в своей творческой практике все больше обедняли язык искусства, притом не только изобразительного, но и архитектуры, декоративно-прикладного, кино и т. д., повсюду стремясь к геометризации. Нельзя, конечно, не признать, что в некоторых отдельных областях, как, например, в создании моделей мебели, отчасти в архитектуре, отдельные талантливые деятели «Де Стийл» сумели сделать немало интересного, удачного, полезного. Но вместе с тем даже в этих областях они создали и немало эксцентричного, непрактичного, неудобного для человека. В области же живописи они шли на уничтожение, по существу, всех ее больших достижений. Отказываясь от изображения человека, внешней действительности, они вместе с тем бесконечно обедняли ее содержание, сводили на нет ее великую гуманную, идейно-художественную миссию. Легкой рукой они выбрасывали за борт богатую культуру рисунка, колорита, светотени, созданную тысячелетиями. По существу, они покидали живопись и входили в другую, не ими созданную область геометрии, точнее — геометрического черчения. И действительно, как указывает Зедльмайр, имея в виду творчество Мондриана, «подобные картины будут создаваться не типичными инструментами живописца, а инструментами чертежника, рейсшиной и угольником, и краска будет на них положена только как однородная поверхность, как окраска участка поверхности. Там, где этот вид «живописи» воспринимался как последовательная чистая живопись, геометрия стала новым хозяином художника и лишила динамический элемент живописи его самостоятельности».
Показательно, что и сам Мондриан ощущал тот тупик, в который завела его неопластическая система живописи. В последние годы своей жизни, в Нью-Йорке, он стремится расширить средства живописи, выйти за узкие рамки прямоугольника. Особенно характерна в этом отношении его картина «Бродвей. Буги-вуги», где он использует и маленькие квадратики, да и сами прямоугольники употребляются уже в больших комбинациях, более живо. Здесь исчезает и черная линия, присутствовавшая ранее в произведениях Мондриана и разделявшая поверхность полотна на отдельные прямоугольники. Изменяется и название картины: оно уже не общее, не «композиция номер такой-то», а вполне конкретное, вызванное виденными и услышанными исполнениями известного танца буги-вуги во время пребывания художника в Нью-Йорке. Что от конкретной действительности не сохранились даже следы на полотне, даже ритм самого танца невозможно ощутить, вряд ли стоит говорить. Да и художник никак не претендовал на это. Важнее в данном случае то, что он все-таки начал ощущать невозможность идти все время по старой проторенной дорожке, начал понимать, что надо вернуться к Самому основному первоисточнику творческого вдохновения, каким является внешний мир. И нельзя не видеть, что даже это легкое прикосновение художника к миру значительно освежило его живопись, хотя и в рамках неопластицизма. Трудно сейчас гадать, смог ли бы художник сделать дальнейшие шаги по этому пути, так как он вскоре умер.
Нам гораздо важнее подчеркнуть и показать, что художник, попав в плен созданной им самим художественной и философско-идеалистической системы, ничего нового в искусство, в сущности, не внес и вместе с тем погубил свой талант. Живопись Мондриана мало чем отличается от геометрического черчения или, скажем, от знакомых мотивов декоративно-прикладного искусства. Но в состоянии ли эти комбинации прямоугольников внушить зрителю стремление к какой-то универсальной гармонии? Конечно, нет. В произведениях Мондриана полностью уничтожена одна из самых важных функций искусства — познавательная. Почти сведена на нет и другая его очень важная функция — эмоциональная. И это не только потому, что живопись Мондриана — беспредметная. Само собой разумеется, что в данном случае это главное. Но одновременно надо иметь в виду, что это такая беспредметная живопись, в которой сами формы сведены чуть ли не исключительно к прямоугольнику, да и краски ограничены тремя основными цветами. Какие, собственно, особые эстетические переживания и эмоции можно ожидать от такой живописи? Они совершенно ограничены, крайне бедны, нельзя никак сравнивать их с эмоциями, полулаемыми от больших подлинных произведений декоративно-прикладного, искусства.
В силу всего вышеизложенного можно сказать, что Мондриан только заблуждался, полагая, что он осуществил выдвинутые им идеи неопластицизма. Вместе с тем весь горький творческий опыт Мондриана является убедительным доказательством ошибочности, ложности и, в конце концов, реакционности его эстетической системы.
Рассматривая общественные явления лишь с морально-нравственной точки зрения, он видел причину всех социальных бед в несовершенстве самого человека, в том, что человечество еще не дозрело до идеи об «универсальном равновесии». Вместо того чтобы звать людей на борьбу, Мондриан предлагал терпеливо разъяснять, просвещать их, постепенно приближая к этому «универсальному равновесию». Само собой разумеется, что этим путем ничего не может быть достигнуто. Но вместе с тем подобного рода идеи крайне вредны, так как осуждают на бездействие, на ожидание. В наше время общие, абстрактно-гуманистические проповеди, создание разных реакционно-утопических проектов о будущем а lа Мондриан, объективно служит темным реакционным силам империализма, независимо от субъективных намерений их авторов.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.