Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

О понятии «абстрактное искусство»


Атанас Стойков. "Критика абстрактного искусства и его теорий"
Изд-во "Искусство", М., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru


Прежде чем приступить к теме настоящей работы, необходимо остановиться на разъяснении некоторых терминов. Это тем более необходимо, что не существует единой точки зрения в вопросе о том, что надо понимать под абстрактным искусством. Неразбериха существует не только в стане его приверженцев, но и среди его противников.
Существуют разные мнения по вопросу о сущности абстрактного искусства, об определении его специфики, отличительных свойств и границ. Так, Жером Ашмор считает, что «абстрактный художник имеет в виду, или по крайней мере не отрицает того, что зритель его произведений будет распознавать или расшифровывать в его произведениях некоторые физические объекты, какой бы ни была степень их деформации; наоборот, беспредметный художник полностью отказывается от намерения напоминать о материальных предметах или хотя бы использовать их в качестве исходной точки творчества».
По мнению Ашмора, абстрактными художниками могут быть названы даже кубисты и некоторые футуристы. Беспредметные же художники — это художники типа Кандинского. При этом Ашмор стремится подробно раскрыть различия, существующие между этими двумя группами художников. Впрочем, взгляды Ашмора не находят поддержки среди апологетов абстрактного искусства. Термин «беспредметное» рассматривается ими как слишком неточный. Разве абстрактное искусство не предполагает какой-либо предмет, чтобы можно было считать его совершенно беспредметным? Этот предмет нередко бывает деформированным до неузнаваемости, он может быть совсем иллюзорным, какой-нибудь выдумкой художника, но он всегда налицо.
Когда-то Кандинский и другие предпочитали термин «реальное» и «конкретное» искусство. Но потом отказались и от него. Кандинский считает, что лучшим понятием является «реальное искусство... так как это искусство ставит рядом о внешним миром новый мир искусства... мир, который может быть создан только искусством, реальный мир». Но название «абстрактное искусство» уже получило к этому времени права гражданства, и сам Кандинский принимает этот термин.
Некоторые западные искусствоведы, прежде всего западногерманские (К. Леонгард, Ф. Роо), предпочитают термин «абсолютное» искусство. По их мнению, в абстрактной живописи и скульптуре искусство, наконец, постигает самое себя. Это — игра, комбинация линий и красок в живописи, игра и комбинация объемов в скульптуре, взятые сами по себе, ничего не изображающие. Курт Леонгард стремится философски обосновать понятие «абсолютного», ссылаясь на определение, данное Спинозой: «Абсолютным является то, что заключается в самом себе и может быть понято только из самого себя». Франц Роо принимает оба термина — «абстрактное» и «абсолютное» искусство. В. Воррингер употребляет их как однозначные понятия. Это такое искусство, которое, по его мнению, стремится вскрыть и постичь автономные выразительные возможности колорита, поверхности, ритма, линии.
«Доведенное таким образом до своей внутренней цели, оно превращается вместе с тем в чисто абстрактное и абсолютное формальное искусство».
По нашему мнению, все другие названия (так же как «реальное», «конкретное», «абсолютное», «чистое», «беспредметное» и др.) являются менее удачными, чем название «абстрактное искусство», и не только потому, что термин этот приобрел широкое распространение, но и по существу дела. «Реальное» и «конкретное» — слишком общие понятия. Неприемлем и термин «абсолютное», «чистое» искусство. Во-первых, как это метко, хотя и непоследовательно, с религиозно-идеалистических позиций раскрывает Ганс Зедльмайр, поскольку это искусство «в угоду эстетическим силам (но уже не силам искусства) отказывается от человеческого элемента... оно больше не является искусством». Во-вторых, термин «абсолютное» не охватил бы многие течения современного абстрактного искусства, где не только не осуществляется искусство в чистом виде, но где прямо изгоняется все то, что ему было свойственно до сих пор.
По мнению английского искусствоведа Р. Виленского, к абстрактному искусству принадлежат как произведения собственно абстрактного искусства, так и те работы Сезанна, Пикассо и других, в которых даются в абстрагированном виде реально существующие объекты. При этом Р. Виленский считает термин «абстрактное искусство» не вполне подходящим, так как любое художественное произведение представляет собой конкретный предмет (например, всякая картина есть единство грунта, красок, рамы и т. д.). Поэтому, но его мнению, понятие «абстрактное» в данном случае является совершенно неподходящим и не имеет никакого права на существование. Более подходящим он считает термин «архитектурное» искусство.
В широком смысле понятие «абстрактное искусство» трактуется и видным швейцарским абстракционистом Максом Биллом. «Мы называем абстрактным то искусство, — говорит он, — которое появилось в результате абстрагирования и в котором предметы окружающего мира в какой-то форме еще существуют».
Как мы увидим дальше, абстрактное искусство возникло в результате доведения до логического конца приемов кубизма, футуризма и т. д. в процессе абстрагирования их от реально существующих предметов природы, от жизни. Да и сейчас имеются абстракционисты, которые в качестве отправного пункта в создании своих произведений берут реально существующие предметы и, ссылаясь на свои субъективные зрительные восприятия внешнего мира, преображают, искажают эти предметы (Манесие, Фотрие и другие).
Такова та почва, на которой зиждется расширенное понимание абстрактного искусства.
В развитии абстрактного искусства после 1945 года наблюдается ряд весьма характерных явлений. Оно перестало быть одним из многих формалистических течений и очень скоро превратилось в господствующее течение в современном буржуазном искусстве Запада. В нем самом все больше усиливалось влияние так называемого абстрактного экспрессионизма (ташизм, живопись действия, искусство «иной» формы) и все откровеннее проявлялся полный уход от реально существующей действительности, возвеличение субъективизма, произвола, безответственности, подсознательного начала. В связи со всем этим в западной искусствоведческой литературе появляется и скоро становится преобладающим более узкое толкование понятия абстрактного искусства. Эта точка зрения выражена одним из самых авторитетных теоретиков и критиков абстрактного искусства Мишелем Сейфором следующим образом: «Я считаю абстрактным искусством всякое искусство, которое не содержит никакого напоминания, никакого представления о наблюдаемой действительности, независимо от того, является ли эта действительность или не является отправным пунктом творчества художника. Всякое искусство, которое можно законно рассматривать только с точки зрения гармонии, композиции, порядка или непринужденной дисгармонии, контркомпозиции, беспорядка, является абстрактным».
Почти такое же определение абстрактного искусства дает и видный французский теоретик Леон Деган: «Абстрактная живопись — это живопись, которая не воспроизводит видимости внешнего мира и которая не определена этим воспроизведением ни в своих целях, ни в своих средствах, ни в своем духе». И далее: «Абстрактная живопись не стремится к какому-либо воспроизведению внешнего мира; иначе говоря, живопись только тогда является абстрактной в собственном смысле слова, когда к живописному созиданию не примешивается намерение изобразить что-то из предметного мира — вольное или невольное, сознательно или нет. Она не стремится в своих средствах к какому-либо воспроизведению внешнего мира, так как живопись является абстрактной в собственном смысле только тогда, когда она не использует ни одной из условностей и правил языка, свойственных фигуративной живописи.
И по своему духу она не должна быть определена этим воспроизведением, так как она не может стать фигуративной, не перестав быть абстрактной, не может раскрывать логику порядка кажущихся видимостей внешнего мира». Как видим, определение Л. Дегана является еще более узким, чем определение М. Сейфора, хотя они в общем сходятся. Так, если для Сейфора не имеет значения, исходил ли художник в качестве отправного пункта в своем творчестве из реальной действительности, то для Л. Дегана это не все равно. Для него важно, чтобы у художника было осознанное намерение ни в какой форме не воспроизводить реальную действительность, никогда не обращаться к ней, порвать раз и навсегда со всеми основами «фигуративного», изобразительного искусства. Именно точка зрения Л. Дегана в разных ее оттенках и является самой распространенной среди искусствоведов современного Запада. Так, по мнению английского искусствоведа Герберта Рида, сущность всех течений абстрактного искусства одна и та же — «дискредитировать предметы как аспект реальности, воспроизводимый художником, и поставить на их место абстрактный образ, который художник представляет как «открытую» или «существенную» реальность».
Все эти определения более или менее точно характеризуют существенные черты и признаки того явления в упадочном искусстве буржуазного Запада, каким является абстрактное искусство. При этом очень часто все остальное искусство объявляется искусством фигуративным, в силу того, что в нем преобладает изображение — будь то предмет, пейзаж или человек.
Это разграничение, конечно, имеет известное основание и право на существование. И экспрессионизм, и сюрреализм, и примитивизм, и другие модернистские направления в искусстве, как бы они ни деформировали то, что изображают, все-таки остаются в конце концов в пределах изобразительного искусства, их произведения представляют собой изображения реально существующих предметов, лиц, пейзажей и т. д. В этом отношении они отличаются существенным образом от произведений абстрактного искусства, которые в принципе порывают с самим изображением реально существующего мира. Таким образом, абстрактное искусство само ставит себя за пределы изобразительного искусства.
Абстракционизм остается в настоящее время главной опасностью не только для развития, но даже и для самого существования изобразительного искусства. В этом и только в этом смысле разделение искусства на нефигуративное (абстрактное) и фигуративное (изобразительное) имеет некоторое прогрессивное значение, и марксист-искусствовед не может, конечно, пройти мимо него. Нельзя пренебрегать также и тем фактом, что изобразительное искусство, даже когда оно не является реалистическим, все же в состоянии служить, хотя и не столь полноценно, великим идеалам человеческого прогресса и мира (ярчайший пример этому «Герника» IX Пикассо) .
И все-таки мы не должны чрезмерно Настаивать на разделении искусства на фигуративное и абстрактное. Дело в том, что термин «фигуративное» стирает грань, уничтожает существенные различия между реализмом и всеми нереалистическими, формалистическими течениями в современном изобразительном искусстве. В силу всего этого мы считаем термин «фигуративное» слишком общим, неясным, неточным и будем избегать его.
Хотя, как известно, никакое определение не может охватить свой предмет полностью, во всех его проявлениях, и является более или менее приблизительным, мы попытаемся все-таки дать свое определение абстрактного искусства. Как было показано выше, при расширенном понимании абстрактного искусства стираются всякие грани между ним и, например, кубизмом или футуризмом. С другой стороны, более ограниченное определение слишком суживает его пределы. Если намеренное создание таких произведений, в которых яет и намека на реальный мир, рассматривать как основу определения, то в этом случае из собственно абстрактного искусства должен выпасть целый ряд авторов и их произведений. Между прочим, сами авторы подобных определений, прослеживая пути развития абстрактного искусства, включают в него таких художников, которые не подходят под их определения. Для них художниками-абстракционистами в одинаковой степени являются как Кандинский, Поллок, Матье, чьи произведения созданы совершенно произвольной фантазией художника, так и Делоне, Фотрие, Базен, чьи произведения созданы путем сложной субъективистской переработки отдельных черточек, граней, сторон природы.
В силу всего этого нам кажется, что под абстрактным искусством правильнее будет понимать такое искусство, которое возникает как путем сознательного отстранения, абстрагирования художника от реально существующего мираг так и путем отталкивания от реально существующей действительности, когда берется та или иная сторона, черта, свойство этой действительности и затем абстрагируется от остальных свойств, видоизменяется, совершенно отрывается от виденного явления. Двумя - как будто различными путями получаются в конце концов одинаковые, как правило, неразличимые результаты. И в том и в другом случае нарушается, искажается, уничтожается самая суть изобразительного искусства. Изображение в таком искусстве уже не воспринимается как передача каких-то реальных вещей, явлений, событий природы и жизни. Они не являются даже изображениями, сконструированными из предметов реального мира, как это бывает, например, в кубизме. В сущности, они теряют свойство изображения. Поэтому мы могли бы определить абстрактное искусство и как такое искусство, которое сознательно или бессознательно порывает с основным принципом любого изобразительного искусства, с изобразительностью, отрывая, искажая, абсолютизируя лишь отдельные его элементы, как-то: линию, цвет, объем и т. д.
Это определение абстрактного искусства сделано прежде всего с точки зрения его отношения к изобразительному искусству. Но чтобы определить абстракционизм более точно, надо сопоставить его и с декоративно-прикладным искусством, в том числе с орнаментом и вообще с неизобразительными искусствами. В дальнейшем мы постараемся сделать это более подробно. Здесь нам представляется необходимым указать на главное различие между ними. В то время как орнамент имеет служебную функцию и органически связан с тем или иным предметом, который он украшает, абстрактное искусство всегда носит «самоценный» характер, претендуя на самостоятельное значение.
Если бы мы рассмотрели более детально различные виды искусства с точки зрения их отношения к действительности, то, несомненно, пришли бы к выводу, что все они независимо от своих специфических особенностей представляют собой отражение действительности в той или иной форме. Абстракционизм же не только абстрагируется от действительности, но его «изображения» вообще теряют какой-либо смысл и определенное конкретное значение. Поэтому естественно возникает вопрос: можно ли вообще называть абстракционизм искусством, если он абстрагируется от действительности и от действительного, человечески осмысленного назначения искусства? Ответ напрашивается сам собой: нет.

продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +