Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

О творческом содружестве


Б. В. Иогансон. «За мастерство в живописи»
Изд-во Академии художеств СССР, М., 1952 г.
Сборник составлен М. П. Сокольниковым.
OCR Detskiysad.Ru


По окончании работы над нашей картиной «В. И. Ленин на III Съезде комсомола» и после того, как она была выставлена в Третьяковской галлерее, ко мне поступило множество запросов о том, как писалась картина и как я смотрю на метод коллективной работы. Постараюсь по возможности ответить на это.
И раньше мне приходилось уже возглавлять группы художников, работавших над одним большим произведением: первый раз это было панно для Нью-йорской выставки и второй — панно для Московского павильона Сельскохозяйственной выставки. Уже тогда я почувствовал и преимущества коллективной работы и ее тернии.
Успех коллективного труда зависит от ряда условий и прежде всего от удачного подбора работников. Конечно, в первую голову они должны быть талантливы. Об этом не приходится распространяться.
Второе, и самое главное, надо, чтобы художники любили не себя в искусстве, а искусство в себе, понимая это, как служение художника народу. Если удастся создать такое содружество мастеров, успех работы обеспечен.
Третье условие: надо, чтобы бригада имела руководителя абсолютно авторитетного, за которым остается решающее слово. Каждый член бригады может и должен вносить свои предложения, обогащающие содержание картины. Все внесенные предложения могут и должны обсуждаться, но последнее слово остается за руководителем. Вне этого я лично не представляю себе коллективной работы.
Перевоспитание личности человека в духе великих идей Ленина—Сталина, идей, овладевших массами и сплотивших их в едином стремлении к коммунизму, мы ежедневно чувствуем по грандиозному размаху творчества советского народа, по тому, как постепенно спадает ржавчина старых понятий и предрассудков.
Воплощение идей коммунизма в нашей жизни идет так успешно и таким темпом, что, очень возможно, и мы, люди старшего поколения, будем еще жить и трудиться в коммунистическом обществе. Ведь когда мы встречаем восход солнца, мы наблюдаем сначала, как светлеет небо, как все ярче и ярче разгорается заря и вдруг неожиданно поднимается и сияет солнце...
Мы, педагоги, наблюдаем, как с каждым годом растет коммунистическое сознание учащейся художественной молодежи, которая жадно, со страстью занимается изучением марксистско-ленинской теории.
Имея перед глазами примеры жизни и деятельности величайших гениев человечества В. И. Ленина и И. В. Сталина, мы обогащаем себя не только знаниями, пониманием законов развития общества. Мы формируем свою личность в духе новой, коммунистической морали.
Для нас, людей искусства, это значит, прежде всего, избавиться от мелкого себялюбия, которое так тормозит общий поступательный ход искусства. А сделать это трудно, ох, как трудно! Это самый главный тормоз в нашем движении вперед.
Преодолев его, мы осознаем, что наш труд — только часть общего грандиозного труда по построению коммунизма и что чем больше каждый из нас сделает для достижения этой великой цели, тем больше приобретает для себя как личности. Не скрою: в нашей бригаде тоже сначала приходилось для пользы дела ломать себялюбие, но потом мы неплохо сработались.
Расскажу вкратце о том, как создавали мы картину. Мысль написать большое полотно «В. И. Ленин и комсомол» зародилась у меня давно. Комитет по делам искусств дал совет осуществить работу коллективно. Я зажегся этим, собрал группу молодых художников.
Обычно до сих пор все съезды, собрания писались фронтально, то есть на первом плане были участники собрания, а в фас показывались только президиум и выступающие. Есть и другое решение: все показывается в профиль. Мне хотелось найти такую композицию, которая обеспечила бы максимальные возможности показать людей в фас.
Было решено писать сюжет как бы с точки зрения зрителя, что называется «из-за кулис» — съезд происходил в зрительном зале бывшего клуба Московской го купеческого собрания. Встал вопрос: а как при этом изобразить В. И. Ленина, обращающегося с речью к комсомольцам, сидящим в зрительном зале?
Изучение опубликованных воспоминаний участников III Съезда комсомола помогло найти ключ к верному решению. Как было дело? Комсомольцы ждали В. И. Ленина, пели песни. Когда он появился, его сначала не узнали. Он был в пальто и кепке. Но вот В. И. Ленин разделся, обнажилась его характерная голова мудреца — зал загремел от нескончаемой овации.
Владимир Ильич держал за кончик цепочки часы, указывая пальцем на время. Наконец зал затих.
В своей речи, а по существу, беседе с комсомолом, Владимир Ильич так и определил свое выступление — он задал вопрос: «Как вы думаете, какая основная задача стоит перед вами — Союзом коммунистической молодежи?»
Делегаты задумались: «Какая же основная наша задача? Вероятно, покончить с гражданской войной? Добить Врангеля?»
И вдруг неожиданно для всех Ленин говорит: «...задача состоит в том, чтобы учиться».
Задушевный тон выступления Владимира Ильича придал комсомольцам смелости. И вот некоторые из них начали постепенно из битком набитого зала пробираться за кулисы, чтобы лучше слышать и ближе видеть любимого вождя. Незаметно стерлась грань между зрительным залом и сценой.
В. И. Ленин очутился в кольце горящих глаз, взволнованных лиц нашей советской молодежи. Во время речи В. И. Ленин ходил вдоль сцены, слева направо и обратно. Это обстоятельство помогло окончательно решить композицию. Оно дало возможность изобразить В. И. Ленина в профиль.
Для работы над картиной я пригласил принять участие художников Соколова, Тегина, Чебакова и Файдыш-Крандиевскую. Побывав на сцене Театра Ленинского комсомола (бывшее здание Купеческого клуба) в летнее время, когда театр был на гастролях, мы наметили костяк композиции, нашли основную точку зрения, места расположения групп и планов.
Приступили к писанию этюдов. Но у жаждого было беспокойство о том, что основного разработанного эскиза все-таки нет, а заняться этим делом вплотную уже невозможно - время подпирает. И решили писать на холсте прямо с натуры.
Это было вызвано краткостью времени: не всегда решение композиции прямо на холсте получается удачно.
Работа вначале шла трудно, пришлось переписывать заново многие детали, одним словом, проект и здание строились одновременно. И тем не менее другого выхода не было: мы взяли обязательство участвовать в выставке.
Если меня спросят, предпочитаю ли я тот метод работы, когда не спеша, обдуманно, годами пишется картина, длительное время вынашивается идея, собираются многочисленные этюды к детально разработанному эскизу, потом рисуется картон, затем сюжет переводится на холст, идет переписка по всем правилам, рекомендованным знаменитыми и менее знаменитыми мастерами, конечно, я отвечу: «Да», но холоден будет мой ответ.
Или кровь у нас другая, советская, или темп жизни нашей есть полет птицы, но годы работы над одним произведением для нас — не всегда подходящее дело.
Спешка вредит делу, когда это истерика растерявшегося человека, переоценившего свои возможности. Но когда срок обозначается в едином темпе с биением сердца твоего и твоих соотечественников, — то это будет наш, выработанный советской жизнью стиль работы.
Важно, чтобы запылал костер, а темпы сами вырастут, какие нужны для дела.
В заключение скажу: работали дружно, с азартом, не боялись счищать с холста отдельные удачи, если они вредят целому, в горячке работы поругивались иногда друг с другом (не без этого же!), а потом, когда стали утирать пот со лба, сели отдохнуть, глянули на картину, а она в основном кончена. Взглянули на часы, и время подошло.
1951 г.

Продолжение книги... >>






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +