Сколько же красоты и величия в тебе, великий и непокоренный индийский народ!
Из дневника С. А. Чуйкова
В 1952 году художник Чуйков в еоставе делегации, сопровождавшей выставку советского изобразительного искусства, побывал в Индии.
Красочность природы, ослепительность яркого солнца, пестрота и нарядность индийских женщин — таково было первое впечатление художника, попавшего в эту своеобразную и экзотическую страну.
Люди Индии, их доброта и сердечность, искренность и непосредственность сразу покорили художника. Неудержимо хотелось писать. Писать по живым впечатлениям увиденного. Его восхищало все: и сам город Дели, похожий на восточный базар с его шумом, теснотой и весельем, и пестрая людская толпа, женщины в цветных сари, мужчины в ярких тюрбанах. Чуйков в упоении бродил по улицам, вглядывался в смуглые лица индусов, наблюдал за работой кули. Молодые, с бронзовыми мускулами, сложенные, как античные боги, они, словно шутя, таскали тяжести на головах.
«Такое яркое, такое законченное пластическое выражение образа трудового народа Индии! — писал Чуйков. — Тяжкий труд, бедность и другие еще далеко не изгладившиеся следы колониального прошлого, и в то же время какая сила, какой оптимизм, какая вера в будущее; какая физическая и духовная красота в этих юношах — кули! Вот оно, олицетворение многострадальной, но непокоренной, несломленной трудовой Индии, вот он, образ рабочего класса современного Востока!».
Каждую свободную минуту художник старался использовать для работы: делал небольшие зарисовки, писал этюды. Писать с натуры на улицах города было невероятно трудно. Толпа любопытных мгновенно окружала художника, загораживала объект, начинала обсуждать сделанное. Постепенно скопление людей увеличивалось до таких размеров, что останавливалось движение транспорта, и художник вынужден был прекращать работу. Но ничто не могло заставить Чуйкова отказаться от этюдов с натуры. Он забирался на высокие балконы и террасы и там под палящими лучами солнца, изнывая от жары, делал этюды.
Все было захватывающе интересным: жемчужные улицы Джайпура с пешеходами в ярких одеждах, величественные панорамы Ганга и Гималаев, смуглые обветренные лица женщин и мускулистые фигуры кули, разноцветные силуэты гуляющей толпы на фоне расплавленного золота вечернего Аравийского моря, невероятное богатство оттенков и сочетаний красок. «Яркие одежды с широкими пластичными складками, смуглые юные лица с ослепительными улыбками и гармоничная, чисто скульптурная группировка их глубоко запали мне в душу»,— рассказывал художник.
Надолго запомнил Чуйков подсмотренную им уличную сцену. Однажды, прогуливаясь вечером по набережной Калькутты, он увидел группу кули, располагавшихся на ночлег прямо на камнях тротуара. В помещениях было невыносимо жарко, и люди отправлялись спать на улицу. Пройдя несколько шагов, Чуйков услышал певучие звуки флейты и увидел молодого кули, который, держа в руках тростниковую флейту, тихо наигрывал нежную и мечтательную мелодию, а его молодая подруга, склонив голову ему на плечо, задумчиво слушала.
Поэтический образ кули и девушки, увиденный в синеющих, сумерках, когда зажигались разноцветные уличные огни, взволновал чуткое сердце художника.
«Мне кажется, — писал он, — что именно в этой картине можно выразить душу индийского народа, самое сокровенное, глубоко человеческое».
Так родился замысел одной из самых значительных картин индийской серии Чуйкова — «Песни кули».
...Над городом тихо спускается вечер, и небо становится прозрачным... Где-то высоко зажглась первая звезда.
Молодой кули с оранжевой повязкой на голове самозабвенно выводит протяжную и печальную мелодию. И звучат в этой трогательной песне воспоминания о далеких и славных временах и светлая вера в прекрасное будущее.
Какая сложная гамма чувств, настроений раскрывается перед нами, когда мы вглядываемся в лица кули и его девушки, в их полные грусти и мечтательной задумчивости глаза, всматриваемся в строгие плавные очертания контуров фигур, в пленительную живописность красок!
Посмотрите, в небе словно смешались все краски индийской природы от нежно-розовых и желтых до лиловых, синих с тончайшими оттенками, полутонами и все это сливается в единый, богатый рефлексами, теплый тон. Заходящие лучи солнца освещают лицо кули, заставляют ярко гореть краски его тюрбана...
Проста и лаконична композиция, ничего лишнего, никакого стремления к внешней занимательности сюжета.
Чуйков отказался от первоначального эскиза, в котором было изображено несколько фигур, спящих на голых камнях, и среди них кули с девушкой. Это решение не удовлетворяло художника, так как в нем не было выделено главное, основная мысль терялась в бытовых подробностях.
«Как в незамысловатой и трогательной мелодии вечерней флейты на улице Калькутты слышалась тоска и неугасимая мечта о счастье, так, думалось мне, — писал художник, — ив картине должна звучать песня о благородной, поэтической душе индийского труженика, которую не убили тяжелые лишения и невзгоды колониального угнетения, в котором живут высокие порывы и мечты о прекрасном».
Чуйков пробует разные варианты, ищет, несколько раз он откладывает эту картину и принимается за другую, потом снова обращается к первой. Многолетняя работа над одной и той же темой, возвращение к уже давно начатым полотнам, длительное вызревание — от варианта к варианту — упорно вынашиваемого замысла необычайно характерны для творческого метода Чуйкова. На его картинах мы видим лишь итог, результат того большого, невидимого для глаз зрителя, титанического, подчас мучительного труда — переложения на язык живописи человеческих чувств.
Художнику не хотелось создавать обычную жанровую картину. Его целью был не показ экзотики Индии, ее своеобразных обычаев и нравов, а раскрытие души индийского народа, его сокровенных устремлений и мечтаний.
«В своих картинах, — писал художник, — мне хотелось выразить восхищение великим талантливым народом, создать одухотворенные и поэтические образы простых людей Индии».
В 1957 году Чуйков вновь побывал в Индии. К старым этюдам добавились новые, уточнились многие замыслы. Тогда-то и возникла у художника мысль создать триптих, дополнить картину «Песня кули» еще двумя, показать, как в гуще жизни рождается полная грустных воспоминаний и светлых надежд песня индийца.
Так появилась левая часть триптиха «Мирные будни», наиболее бытовая и наиболее пейзажная из всех частей. Здесь художник обратился к своим ранним впечатлениям от Индии, когда он впервые увидел «ослепительное солнце, белое раскаленное небо и выжженную пустынную землю», и восхитивших его джайпурских девушек с большими кувшинами на голове.
Захотелось передать тихую, размеренную будничную жизнь простых людей Индии, краски ее природы, сверкание солнца.
...Тесная, узкая городская уличка у колодца залита ослепительным светом. Женщины, прямые и стройные, как античные колонны, закутанные в яркие одежды, ложащиеся красивыми крупными складками, ведут мирную неторопливую беседу. Неутомимо щедрое солнце выбеливает краски, сливая в нежно-жемчужный перламутровый тон и знойное, высокое небо, и вспыхивающие радостные желтые и сочные лиловые пятна одежд, и слепящие блики на кувшинах, и розоватые камни домов.
В картине царствует спокойное, безмятежное настроение. У зрителя возникает ощущение душевной близости, сердечности отношений беседующих женщин. Пронизанная солнцем, построенная на смелых сочетаниях цветов, картина «Мирные будни» полна радостного оптимистического звучания.
Другая часть триптиха — картина «Вечернее раздумье» — привлекает нас разлитой в ней тишиной и музыкальностью, певучестью линий и приглушенного цвета.
...Давно погасли солнечные лучи, и на город спустились прохладные сумерки. Исчезли дневные краски, и цвет каждого предмета стал более сочным, насыщенным. Подышать вечерней свежестью вышли три женщины. Две из них сидят на ступеньках, прижимая к себе детей. Лица их задумчивы и мечтательны. Ушла в свои мысли и молодая женщина, прислонившаяся к двери.
Замедленный ритм фигур, пластическая красота контуров, приглушенные краски одежд способствуют возникновению тихой грусти и покоя, задумчивости и нежности в картине.
В своем триптихе Чуйков создал проникновенную поэму о прекрасном народе Индии, его поэтической душе и светлой мечте.
Художнику Чуйкову, уроженцу Киргизии, воспевшему ее народ, поднявшийся от многовековой нищеты и угнетения к светлой жизни, оказалась близкой и родной судьба народа Индии, его чаяния и надежды.
Триптих Чуйкова — это дань братской любви и уважения художника трудолюбивому, мудрому, непокоренному индийскому народу. Это одно из наиболее значительных произведений советской живописи послевоенных лет.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.