Вольно раскинулась широкая площадь Ленина. Весело шумят вокруг стройные тополя. Красивый газон лег у пологого холма с монументом тому, чьим именем народ назвал эту площадь.
Памятник Владимиру Ильичу Ленину. Четко выступает его темный силуэт на светлом фоне нового здания Финляндского вокзала. Ленин произносит речь с броневика. Он устремился вперед — к людям, словом и энергичным жестом призывая их покончить со старым миром...
История искусства знает много памятников великим людям и событиям. Однако немного найдется монументов, которые бы не только хранили память о прошлом, но и были бы страстным призывом — призывом к борьбе за светлое будущее человечества. Такие монументы создаются на исторических рубежах. Их возводит народ.
«...И да здравствует социалистическая революция во всем мире.
17 апреля 1917 г.»
Вечная бронза хранит этот боевой лозунг, со стальной трибуны обращенный к трудящимся всего мира. Он прозвучал здесь в памятную апрельскую ночь 1917 года.
Владимир Ильич возвращался в революционный Петроград. Почти десять лет пробыл он за границей, скрываясь от преследований русского самодержавия. В России готовилась революция. События развертывались быстро — назревало октябрьское вооруженное восстание. Вождь трудящихся спешил туда, где решалась судьба будущего.
Известие о приезде Ленина ненамного опередило его прибытие. За один день узнал об этом весь рабочий Питер. Народ ждал приезда Ленина. Многочисленные делегации от заводов и фабрик, от революционных полков, от моряков Кронштадта прибывали и прибывали. Маленькую в то время площадь, затерявшуюся в шумной сутолоке улиц и переулков у Финляндского вокзала, запрудил людской поток, пришли броневики бронедивизиона, отряды рабочей милиции. Слышны были революционные песни.
В лучах прожекторов вспыхивают полотнища знамен, море человеческих голов волнуется в трепетном свете факелов. Скоро полночь. Медленно подходит к перрону поезд. Вот остановился П-293 — исторический паровоз. Показался Владимир Ильич. Громовое «ура» прокатилось над площадью. Руки друзей подняли Ленина на броневик. И революционный народ услышал вдохновенную речь вождя, зовущую к борьбе и победе.
Навсегда останется священным для народа место, где Владимир Ильич произнес эту историческую речь.
Здесь было решено воздвигнуть памятник. Современники Владимира Ильича хотели сохранить для потомков революционную страстность, величие дел, силу дерзновенного ума и обаятельный человеческий облик вождя, учителя и друга трудящихся.
Монумент был заложен в 1924 году. В апреле отмечалась седьмая годовщина возвращения Владимира Ильича в Петроград. Вновь маленькая привокзальная площадь заполнилась народом: делегации ленинградцев шли на торжественную церемонию закладки памятника. После кончины вождя город навечно связал свое имя с именем Ленина. Пришел и старенький броневик, получивший гордое имя «Ленин». Под звуки «Интернационала» и гром орудийных салютов на фундамент была уложена бронзовая посеребренная плита. Ее накрыла глыба черного гранита с высеченной лаконичной надписью «Ленину».
В этот же день был объявлен конкурс на проект памятника. Однако черная глыба пролежала два года.
Смерть Владимира Ильича острой скорбью пронзила сердца людей. Увековечение его памяти стало общенародным делом.
Самый первый памятник Ленину поставили рабочие Глуховской мануфактуры. Фигуру Владимира Ильича, произносящего речь, в полторы натуральных величины выполнил рабочий, скульптор-самоучка. На родине Владимира Ильича, в Симбирске, рабочие суконной фабрики, принявшей имя учителя и друга трудящихся, на свои средства поставили ему памятник по модели столяра Ивана Малешкйна, отлитый литейщиком Иваном Коротковым.
Вопрос о памятнике В. И. Ленину был одним из самых животрепещущих на собраниях. Широкой рекой полились письма и предложения. Среди них были почти фантастические проекты грандиозных архитектурных сооружений. Так, А. Н. Самохвалов предлагал над широким водным пространством, где-нибудь в Приморском районе выстроить огромный стеклянный куб. В нем должны были помещаться музей, библиотека, «зал воспоминаний» — все, связанное с жизнью и деятельностью Владимира Ильича. Ночью стены куба должны были светиться,- в их толще устанавливалась специальная система ламп. К нему примыкали радиостанция, трибуны, лифты и прочие сооружения.
На конкурс, объявленный в день закладки памятника у Финляндского вокзала, было представлено более шестидесяти проектов. Среди участников были известные скульпторы и архитекторы: В. А. Щуко, И. А. Фомин, М. Г. Манизер, Л. В. Шервуд,. Л. В. Руднев, Н. Г. Лангбард, В. Г. Гельфрейх, С. А. Евсеев и другие. Выставка конкурсных проектов открылась в залах Академии художеств.
Условия конкурса предлагали создание портретной статуи Владимира Ильича с обязательным включением в композицию исторического броневика. Подчеркивалась необходимость реалистической трактовки памятника.
Однако, далеко не все авторы прислушались к этому. Среди реалистических проектов были и схематичные, надуманные композиции. Так, автор проекта «Маяк Ильича» отказался и от броневика и от... фигуры Ленина! На верхушке железной башни
он разместил группу рабочих, поддерживающих земной шар. Фигуры рабочих и крестьян были и у подножия башни.
Автор проекта «Краеугольный камень» обошелся вообще без фигур: на куб он взгромоздил красный трехгранный камень с датой «1917.IV.16». И это все.
В этих и подобных им проектах отразилось характерное для 20-х годов стремление некоторых художников к поискам новых форм, к отказу от всего традиционного, якобы устаревшего в эпоху «железа и стали». Народ не принял таких «памятников» Ленину.
Большинство архитекторов и скульпторов любовно и тщательно работали над памятником, стремясь запечатлеть Владимира Ильича таким, каким видели, знали и любили его люди.
Много месяцев трудился над небольшой фигурой Ильича скульптор-декоратор Евсеев. Сергей Александрович Евсеев, почти всю жизнь работал в театрально-декорационных мастерских. Он оформлял театральные постановки вместе с такими крупнейшими мастерами, как К. А. Коровин, А. Я. Головин, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев и другие. Здесь же он начал лепить Ленина.
Евсеев видел Владимира Ильича в 1917 году во время выступления с балкона особняка Кшесинской. Это было на второй день после приезда Ленина в Петроград. Вспоминалась невысокая, крепкая фигура в пальто, энергичный жест, волевое лицо... Так скульптор и запечатлел его в статуэтке, начатой в траурные январские дни.
В это же время на маленьких кусочках картона возникали эскизы памятника у архитектора Владимира Алексеевича Щуко.
Академик Щуко был художником широкого диапазона. Еще в предреволюционные годы он прославился как строитель русских павильонов на международных выставках в Италии, как автор проектов жилых домов на бывшем Каменноостровском, ныне Кировском проспекте в Ленинграде.
Блестяще образованный, талантливый художник, он особенно много работал после Великой Октябрьской революции. Проектную и строительную работу он сочетал с деятельностью художника кино, театрального декоратора, оформителя площадей и улиц города в дни революционных праздников. Ему принадлежит один из наиболее смелых и оригинальных проектов памятника Владимиру Ильичу, созданный вскоре после кончины вождя.
Приглашенный к участию в конкурсе на монумент у вокзала, он бьется над решением трудной задачи — художественной цельности памятника. Ему помогает его неизменный товарищ по работе, соавтор проектов многих зданий и памятников Владимир Георгиевич Гельфрейх. Вместе они проектировали памятник Ленину в Ленинграде, электрические подстанции, украсили
ансамбль Смольного пропилеями, вместе работали и над памятниками павшим борцам революции в Одессе, 26-ти бакинским комиссарам.
Но здесь и вдвоем они бессильны. Не хватает профессионала ного мастерства скульптора.
Бывают случаи, которые называют счастливыми. Вот такой счастливый случай и привел архитекторов в мастерскую Евсеева, где художники решили работать над конкурсным памятником вместе.
Творческую группу трех возглавил Щуко. Вместе с Гельфрейхом он проектировал, а Евсеев лепил. Основой для фигуры была вылепленная ранее статуэтка. Казалось непреодолимой трудностью связать ее с пьедесталом-броневиком. Его большая масса поглощала фигуру. Бились долго, каждую деталь обсуждали все вместе. Так родилась представленная на конкурс модель памятника. Здесь был и броневик, поставленный на массивные каменные уступы-трибуны, на нем — фигура говорящего В. И. Ленина в слегка театральной позе, были и слушающие вождя рабочие, матросы, солдаты. Посетители выставки конкурсных проектов, пресса и жюри дружно выделили эту модель как наиболее удачную.
Создание первого памятника Владимиру Ильичу в гэроде Ленина было трудным и почетным делом.
С энтузиазмом принялись авторы за работу. Лишь шестой эскиз удовлетворил строгих к себе мастеров. Они «успокоили» движение фигуры Ленина, убрали окружавших броневик людей, от самого броневика оставили лишь одну башню да прямоугольную форму, условно названную ими «радиатором». По этому эскизу модель лепилась в натуральную величину. В просторном помещении скульптурного цеха декорационных мастерских огромной фигуре оказалось тесно (ее высота — 4,26 м). Пришлось разобрать потолок, чтобы продолжить работу. Работали целыми днями. Евсеев лепил, Щуко позировал. Невысокого роста, крепкий, он был подходящей моделью и часами простаивал в нужной скульптору позе на круглой тумбе, специально сооруженной во дворе мастерской.
За работой много беседовали о Владимире Ильиче — ведь Щуко не раз видел Ленина. Помогали и старые большевики, часто приходившие в мастерскую. Документального материала было немного — единицами насчитывались тогда скульптурные, живописные портреты, сделанные с натуры рисунки.
Наиболее точно облик Ленина воспроизводили немногочисленные кинокадры.
Евсеев старался с наибольшей точностью передать облик Владимира Ильича. Позже он писал, что вождя революции в этом памятнике показал «по-бытовому просто», ибо простота была одним из прекраснейших его качеств.
Здесь просто все: и стоит Владимир Ильич не в героической или ораторской позе, — видно, что неудобно стоять на небольшой площадке броневой башни перед такой огромной аудиторией. Однако до каждого в этом море народа Ленину хочется донести свое слово и мысль. Распахнулось пальто, привычно скользнула за пройму жилета левая рука. Скромно одетый человек в штатском... Но сколько силы во всей фигуре, в мудром, энергичном, решительном лице, как выразителен подтверждающий простые, но веские слова жест правой руки, словно рубящей воздух!
«Вся группа от гранитной скалы до кисти руки оратора объединена общей эмоциональностью», — писал Щуко в статье, посвященной открытию памятника.
Оригинален и постамент. Он должен быть выполнен из гранита. Сдвинутые блоки постепенно нарастают, что усиливает общее впечатление устремленности, напряженности движения. С этой же целью фигура несколько смещена с вертикальной оси. Одна из площадок постамента служила трибуной для выступлений.
Модель памятника широко обсуждалась рабочими. Путиловский завод прислал специальную делегацию. Особенно пристрастны были рабочие Выборгской стороны, но и они постановили: «...считать модель памятника и фигуру Ленина пригодными и хорошими».
Одобрила монумент и специальная комиссия — ученые, художники, искусствоведы. Отливку памятника поручили рабочим одного из старейших медеплавильных заводов «Красный Выборжец». Фигура с башней была более шести с половиной метров высотою. Шестьсот пудов бронзы нужно было на ее изготовление.
С берегов Онежского озера для постамента привезли блоки гранита темно-серого, почти черного цвета. В цвет камня патинировали (покрыли специальным составом) и бронзовую фигуру с башней.
Памятник был открыт в девятую годовщину Октября — 7 ноября 1926 года. Площадь убрали зеленью и украсили флагами по эскизу Щуко. Трубили фанфары, гремел орудийный салют, тысячеголосый хор под десятки оркестров пел «Интернационал». Алые цветы принес рабочий Ленинград к первому памятнику самому дорогому человеку.
Прошло тридцать семь лет. В городе выросло много монументов, появились и памятники В. И. Ленину. Но памятник у Финляндского вокзала всегда будет дорог ленинградцам: уж очень многое связано с ним. Здесь в суровую годину Великой Отечественной войны клялись они стоять насмерть, здесь праздновали Победу, здесь маленькие граждане на торжественной линейке вступают в славную гвардию юных ленинцев — пионеров. Он живет вместе со всем городом.
А город растет, хорошеет. С маленькой тесной площади в 1945 году памятник передвинули, ближе к Неве, одетой в гранит с чугунным кружевом решетки. Монумент обрел, наконец, необходимый простор. ...Широко развернулась красавица-площадь Ленина. Изумрудным ожерельем зеленеют вокруг тополя...
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.