Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Искусство >> Биографии скульпторов и художников >> Описания картин >>

Портретные работы М. В. Нестерова (1862—1942)


В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова. "Беседы о советских художниках"
Изд-во "Просвещение", М.-Л., 1964 г.
OCR Detskiysad.Ru


Михаил Васильевич Нестеров начал свой творческий путь задолго до революции. Ученик В. Г. Перова и П. П. Чистякова, близкий друг И. И. Левитана, товарищ по передвижным выставкам В. И. Сурикова и В. М. Васнецова, Нестеров воплотил в себе живую творческую связь советского искусства с русским реалистическим искусством конца XIX века.
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла перед художником широкие просторы для творчества.
От картин религиозного содержания, созданных в предреволюционные годы, художник перешел к созданию портретов людей творческого труда. Образы лучших представителей советской науки и искусства, активно и деятельно изменяющих мир, строящих новую жизнь, заняли главное место в его искусстве 30-х годов.
В этот период им были созданы яркие образы передовых советских ученых—академика А. Н. Северцева и И. П. Павлова, крупнейших художников — В. И. Мухиной, И. Д. Шадра, братьев Кориных и другие.
В портретах Нестерова всегда гармонически сочетаются внутренняя и внешняя характеристика человека. Он часто изображал людей во время творческой работы, в моменты наивысшего напряжения душевных сил. Каждого человека он писал в той среде и обстановке, которые способствовали наиболее полному и точному раскрытию его характера.

Портреты И. П. Павлова

Имя Павлова, великого ученого-физиолога, Нестеров знал давно.
В конце 20-х годов создатель учения о высшей нервной деятельности и условных рефлексах находился в зените славы и получил всемирное признание.
Друзья И. П. Павлова не раз обращались с просьбой к художнику написать портрет великого физиолога. Нестеров пристально всматривался в фотографии ученого, но ничто в облике Павлова не привлекало его.
«Я смотрю, — писал он, — и не нахожу ничего такого, что бы меня пленило, раззадорило... типичное лицо ученого, профессора, лицо благообразное, даже красивое... и только. Я не вижу в нем признаков чрезвычайных, жизненных, волнующих мое воображение...»
Друзья ученого продолжали настаивать и даже добились того, что Павлов согласился позировать. Делать было нечего. Нестеров решил «попробовать».
В июле 1930 года художник приехал в Ленинград, и первая встреча с Павловым сразу же решила все дело: она дала ему то, чего он не мог найти, рассматривая фотографии, — впечатление яркой недюжинной личности...
«Не успел я осмотреться, сказать несколько слов, ответить на приветствие супруги Ивана Петровича, как совершенно неожиданно, с какой-то стремительностью, прихрамывая на одну ногу и громко говоря, появился откуда-то из-за угла, из-за рояля, сам «легендарный человек»...
...Поздоровались, и я вдруг почувствовал что с этим необычайным человеком я век был знаком. Целый вихрь слов, жестов неслись, опережая друг друга. Более яркой особы я и представить себе не мог. Я был сразу им покорен навсегда».
Самобытность, непосредственность Павлова, его страстная убежденность, живость мысли и молодость духа взволновали и захватили художника, так как отвечали творческому духу и внутреннему состоянию самого Нестерова.
«Во мне исчез страх перед неудачей, проснулся художник, заглушивший все, осталась лишь неутолимая жажда написать этого дивного старика», — вспоминал впоследствии Нестеров.
Эти строки для нас драгоценны тем, что они вводят в творческую лабораторию художника, дают возможность понять метод его работы. Только тогда, когда у него пробуждался глубокий интерес к человеку, Нестеров вставал за мольберт. Без этой всепоглощающей увлеченности портретируемым художник никогда не брался за работу.
Решив написать портрет Павлова, Нестеров столкнулся с целым рядом трудностей. Где, в какой обстановке изобразить ученого? Как писать его?
Узнав, что все лето Павлов проводил в Колтушах, Нестеров поехал туда. Там и была определена композиция будущего портрета. По утрам Павлов занимался на светлой, залитой солнцем террасе. Этот момент решил запечатлеть художник. Он поселился в Колтушах и скоро вошел в ритм жизни павловской семьи.
День начинался рано... В любую погоду Иван Петрович шел утром купаться. Ни дождь, ни ветер его не останавливали. После завтрака начинался сеанс. Иван Петрович садился за рабочий стол, брал книгу... Нестеров так и писал его, сидящим с книгой в руках.
Позировал Павлов неспокойно. Увлеченный прочитанным, он начинал громко хвалить или ругать автора, спорить с невидимым собеседником, а иногда в горячности хлопал книгой об стол, стучал кулаками... Сеанс на время прекращался. Нестеров ждал, когда Павлов успокоится.
Две недели продолжалась упорная работа над портретом.
...Лицом к зрителю за столом сидит Павлов. В руках у него книга. Сквозь сочную зелень листвы врываются на террасу потоки солнечного света, придавая картине бодрое звучание. Павлов погружен в чтение. Образ ученого подкупает своим обаянием. Художник работал над портретом с большим увлечением. Сочно написана зелень, солнечный свет, отражающийся синевато-голубоватыми бликами на костюме, рубашке Павлова. Неувядаемая молодость и оптимизм ученого великолепно гармонируют с изображением природы!
Портрет понравился всем: родственникам и друзьям ученого, его коллегам по работе. Недовольным оказался только один человек — сам художник.
«...Лишь я один, — писал Нестеров, — не был доволен портретом: я мог тогда уже видеть иного Павлова, более сложного, в более ярких его проявлениях, и я видел, что необходимо написать другой портрет этого совершенно замечательного человека». Прошло пять лет упорного труда, прежде чем он почувствовал в себе готовность, а главное, возможность вернуться к работе над портретом. Встречи Нестерова с Павловым не прекращались в эти пять лет. Художник был частым гостем в Колтушах, видел большие изменения, происшедшие в этом маленьком городке, где для научных опытов Павлова был построен целый комплекс новых зданий и учреждений.
Художник делал небольшие карандашные зарисовки, набрасывал эскизы будущего портрета. В творческом сознании Нестерова рождался новый образ Павлова.
«Не оставляю мысли написать Ивана Петровича говорящим... Видится и новый фон в окне — новые Колтуши... Иван Петрович частенько ударял кулаком по столу, чем дал мне повод осуществить этот жест...» — писал Нестеров.
Действительно, на новом портрете мы видим Павлова сидящим в кресле на террасе своего дома. За окном — улица с небольшими домиками. В фигуре Павлова, в энергичной позе, в повороте головы, а главное в характерном волевом жесте — страстная убежденность и боевой задор.
Нет! Не старость восьмидесятипятилетнего ученого запечатлевает здесь Нестеров, а неиссякаемый молодой дух его творчества. Павлов предстает перед нами не пассивным созерцателем, а воинствующим ученым, борцом с натурой неуемной, страстной, динамичной. Нельзя не ощутить подлинную влюбленность художника, его восхищение удивительной личностью Павлова.
Красота облика Павлова выражена в портрете не во внешнем благообразии, а в той одухотворенности и волевой собранности, которые сразу читаются на умном и вместе с тем простом лице.
А как важен жест рук Павлова! Он лаконичен и предельна выразителен.
Сравнивая этот портрет с предыдущим, мы видим, как изменился художник. Только активно участвуя в строительстве новой жизни, ощущая ее победное движение и ту роль, какую призваны играть в ней наука и искусство, художник мог создать такой жизнерадостный и захватывающий своим бодрым настроением портрет великого ученого. Воистину удивительно и неиссякаемо творческое дарование художника, сумевшего в возрасте семидесяти трех лет создать этот замечательный портрет. Картина писалась осенью, в хмурые осенние дни, но колорит ее звучный, радостный, в ней преобладают светлые тона. Зеленые и красные крыши домиков, голубое небо, розоватые облака, потоки солнечного света, падающие на фигуру Павлова со спины, создают удивительно жизнерадостную мажорную гамму.
Портрет Павлова 1935 года — это один из величайших шедевров в творчестве художника, вершина его портретного искусства. В 1936 году портрет был приобретен Третьяковской галереей, а в 1937 году был показан на Всемирной выставке в Париже. В 1941 году художник был удостоен за эту работу Государственной премии.

Портрет скульптора И. Д. Шадра

С Иваном Дмитриевичем Шадром Нестеров впервые познакомился в июне 1934 года. «Когда ко мне вошел Шадр, закинув немного голову назад, все в нем меня восхитило: и молодечество, и даровитость, и полет. Тут со мной что-то случилось, я почувствовал, что не могу не написать его», — вспоминал Михаил Васильевич Нестеров.
Шадр, талантливый советский художник, прошедший тяжелый трудовой путь, создавший такие прославленные скульптуры, как «Памятник Ленину» в ЗАГЭСе, «Булыжник — оружие пролетариата» и другие, был близок Нестерову жизнеутверждающим пафосом своего искусства, творческим темпераментом.
С огромным увлечением художник начал писать его портрет.
«Модель интересная, физиономия и «повадка» в характере Шаляпина. Позировать согласился с удовольствием. Посмотрим, что выйдет, заранее волнуюсь...»
Не случайно Нестеров сравнивает Шадра с великим русским певцом Шаляпиным. В облике Шадра художник почувствовал ту же широту, тот же размах, ту же оригинальность и яркость народного характера, которые всегда так привлекали его в Шаляпине. Поэтому в первых рисунках Нестеров изображал Шадра с лицом, похожим на Шаляпина. Так было легче. Знакомый дорогой образ Шаляпина словно оживал перед ним в чертах Шадра.
Долго, напряженно работал художник над композицией портрета. Ему хотелось передать скульптора в момент работы, в момент творческого подъема. А сделать это было трудно. Как написать руки Шадра? Что они должны делать?
В первых набросках руки опущены — и сразу исчезает момент творчества скульптора. В других рисунках он поднимает правую руку. Но и это не удовлетворяет. Только в самых последних набросках Нестеров находит окончательный жест. Скульптор на минуту оторвался от работы, правая рука со стеком опущена, левая же с папироской поднята.
Положение рук сразу же определило характер всего образа... Момент творческого сосредоточенного раздумья запечатлен на картине. Напряженный взгляд, вдохновенное лицо, морщины на лбу, движение фигуры, слегка подавшейся вперед, — все говорит о том, что сейчас отдыхают только руки, а беспокойная мысль продолжает работать, искать...
Шадр изображен стоящим перед фрагментом могучего античного торса. Не случайно художник ввел его в картину. Своей титанической силой, внутренней динамикой он как бы соответствует духу Шадра, его смелым дерзаниям. Скульптор всматривается сейчас в невидимое нам произведение, которое он создает. Он словно оценивает, критически воспринимает его, думая о том, что еще нужно сделать.
Нестеров создал волнующий образ художника новой эпохи, для которого творчество является делом всей его жизни, ибо творит он для народа, для своей родины.
Работал Нестеров вдохновенно и страстно.
«Портрет пишу с удовольствием — голова написана, похожа, и модель в восторге. Вчера мы простояли с ним около 8 часов на ногах. Я скакал около мольберта, а он позировал ...» — вспоминал Нестеров.
4 августа Нестеров уже мог сообщить о завершении портрета.
«Я кончил портрет. Он удался. Многие уже видели, очень хвалят, находят одним из самых лучших моих портретов...
Я тоже думаю, что портрет удался, живой, свежий, реальный...
Действительно, сочетание строгой реальности и конкретности изображения с огромным внутренним волнением и творческим пафосом созидания делают этот портрет одним из наиболее значительных в творчестве художника и в советском искусстве.

продолжение книги ...






.

Дети и искусство


Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.

Читать статью >>
.

Народное искусство


Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.

Читать статью >>
.

С чего начинать


Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.

Читать статью >>
.

Первые занятия


Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.

Читать статью >>







Обучение основам рисования


Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.

Прочитать полностью >>



Рисуем красками


Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.

Прочитать полностью >>



Искусство оригами


Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы

Прочитать полностью >>


.

О творчестве


Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.

Читать статью >>
.

Занятия лепкой


Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.

Читать статью >>
.

Плетение из бисера


Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Читать статью >>
.

Скульптура


Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.

Читать статью >>
.

Макраме


Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.

Читать статью >>
.

Плетение из проволоки


Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +