Тридцатые годы вошли в историю нашей страны как годы строительства социализма. «В невиданно короткий срок СССР превратился из отсталой аграрной страны в передовую индустриальную державу». «В деревне был создан колхозный строй, крупное социалистическое земледелие». В искусство пришел новый герой — строитель социализма. Новые качества советского искусства проявились в самом методе, способе изображения действительности. В эти годы в искусстве побеждает и утверждается метод социалистического реализма.
Социалистический реализм требует от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей воспитания трудящихся в духе коммунизма. Писать правду — вот высшее требование социалистического реализма.
Советское правительство помогало художникам быстрее и тлубже овладеть методом социалистического реализма. Большое значение имели предоставляемые художникам творческие командировки. Отправляясь во все концы советской земли, художники видели большие перемены, происходившие в стране в те годы, встречались с замечательными людьми. Стремление воспеть это новое, передовое, развивающееся и стало основой творчества лучших мастеров советского искусства.
Ведущее место в искусстве 30-х годов заняли сложные тематические произведения на важные общественно-политические и историко-революционные темы, произведения о труде и быте советских людей. Новые черты появились в портрете и пейзаже: как и тематические картины, они были проникнуты духом героики и оказывали сильное идейно-художественное воздействие на зрителя.
Большим вкладом в советское искусство 30-х годов было творчество Б. В. Иогансона. Его историко-революционные картины «Допрос коммунистов» и «На старом уральском заводе» — выдающиеся произведения советской живописи, имевшие важное значение для дальнейшего развития тематической картины.
Своеобразное, новое решение историко-революционной темы было предложено художниками Кукрыниксами.
Кукрыниксы — творческое содружество трех мастеров политической сатиры: М. В. Куприянова, П. Н. Крылова и Н. А. Соколова. Ранее выступавшие главным образом в области графики, в эти годы Кукрыниксы начинают работать и в живописи. Против врагов революции и советской страны направлены их острые, сатирические произведения из серии «Лицо врага» (картина «Старые хозяева»), «Утро».
Монументальные полотна о гражданской войне свидетельствуют об углубленной разработке этой большой темы. Продолжает работу над серией картин о Первой Конной армии М. Б. Греков. В эти годы создана лучшая среди них — «На Кубань».
В 30-е годы появились лучшие картины о В. И. Ленине. Исполненная романтического пафоса, картина А. М. Герасимова «Ленин на трибуне» передает единство вождя и народа.
Произведение И. И. Бродского «В. И. Ленин в Смольном» согрето чувством глубокого уважения и восхищения Лениным — великим тружеником, простым, скромным человеком. Стремление внести что-то свое в решение волнующей ленинской темы вдохновляло многих советских художников, работающих и в других жанрах.
И. Э. Грабарь—мастер старшего поколения, в эти годы пишет картины: «В. И. Ленин у прямого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина в 1920 году».
А. М. Герасимов, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь работали также и в области портрета, получившего в эту пору особенно широкое развитие.
А. М. Герасимов создал серию портретов общественных деятелей и лучших представителей советской культуры. Среди последних выделяются портреты известной артистки А. К. Тарасовой и балерины О. В. Лепешинской. И. И. Бродский создает свои самые удачные портреты: «Буревестник» — так художником назван портрет А. М. Горького на фоне грозного сурового моря — и «К. Е. Ворошилов на лыжной прогулке» — своеобразный портрет в пейзаже, где окружающая природа играет важную роль в характеристике образа.
Однако самым крупным портретистом этого времени был М. В. Нестеров. Уже зрелым художником пришел он в советское искусство. Социалистическая действительность пробудила в нем стремление к изображению современников, и он создает целую галерею выразительных, очень, острых по характеристике и интересных по живописи портретов выдающихся деятелей советской науки и искусства. Лучшие среди них — портрет художников братьев П. Д. и А. Д. Кориных, портреты скульпторов В. И. Мухиной и И. Д. Шадра, архитектора А. В. Щусева. В них раскрыта красота человека, проявляющаяся особенно ярко в труде, в творчестве.
Над портретом работает и талантливый ученик М. В. Нестерова П. Д. Корин. Развивая лучшие традиции учителя, он ищет неповторимо индивидуальное в человеке, находя для его выражения особые художественные средства. Яркие образы современников создали в 30-е годы скульпторы В. И. Мухина (портреты А. М. Горького, архитектора С. А. Замкова), Н. В. Томский (портрет и статуя С. М. Кирова), а также И. А. Менделевич (портрет В. П. Чкалова), З. М. Виленский, Д. П. Шварц, С. Д. Лебедева.
Образ советского воина — защитника мирного труда советских людей — создал Л. В. Шервуд в статуе «Часовой» («На страже»), исполненной для юбилейной художественной выставки к пятнадцатилетию Советской Армии.
Героический пафос социалистической эпохи нашел яркое воплощение в памятниках монументальной скульптуры. Осуществление ленинского плана монументальной пропаганды в 30-е годы идет особенно интенсивно. По всей стране устанавливаются памятники, оформляются грандиозные архитектурные ансамбли, вестибюли и станции Московского метрополитена, павильоны и площади Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и т. д.
Постепенно разрушается глухая стена недоверия к Советской стране — СССР приглашен на международные выставки в Париж и Нью-Йорк, где наши павильоны оформляют мастера советского искусства. Самым выдающимся произведением советской монументальной скульптуры этих лет была скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная В. И. Мухиной для советского павильона на международной выставке в Париже.
Над памятниками В. И. Ленину работают скульпторы С. Д. Меркуров, М. Г. Манизер. М. Г. Манизер сооружает на Украине памятник великому кобзарю Т. Г. Шевченко. Образ А. М. Горького воплощается в памятниках работы В. И. Мухиной, И. Д. Шадра.
В годы индустриализации в советской живописи продолжает развиваться бытовой жанр, обогащаясь темами, связанными с новыми условиями труда и быта советских людей. Индустриальные темы в эти годы определяют творческое лицо П. И. Котова (ранее работавшего в батальном жанре). Грандиозные стройки первой пятилетки воплощены в его произведениях «Домна № 1. Кузнецкстрой», «Красное Сормово».
Колхозная деревня нашла своего вдохновенного певца в лице A. А. Пластова. Самыми значительными работами его в это время были картины «Колхозный праздник» и «Колхозное стадо». Жизни колхозников посвящены также некоторые работы пейзажиста С. В. Герасимова («Колхозный сторож», «Праздник в колхозе»).
Типичные черты нового в облике и в быту советских людей нашли воплощение в небольших, но очень искренних, свежих по чувству работах Ю. И. Пименова. Темы его работ — повседневные дела, его «герои» — окружающие люди, чаще молодежь, женщины, ребятишки. Характерна для этого времени его картина «Новая Москва».
Крупными успехами в эти годы порадовали и пейзажисты. С. В. Герасимов в картинах «Осень», «Зима» и других тонко передает состояние природы. Поэтическим чувством овеяны подмосковные пейзажи К. Ф. Юона. Лучшие традиции русского реалистического пейзажа И. И. Левитана и В. А. Серова были продолжены пейзажистами-лириками В. Н. Бакшеевым и B. К. Бялыницким-Бируля. Особенная, преображенная трудом людей советская земля показана в произведениях Г. Г. Нисского.
Победа метода социалистического реализма обеспечила идейность, целеустремленность и высокое художественное качество лучших произведений советского искусства 30-х годов. Они были признаны народом, помогали ему строить, жить, расти, совершенствоваться. Наше правительство высоко ценило достижения советского искусства.
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту.
Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Помимо эстетического аспекта, народные промыслы обучают ребенка многим навыкам.
Ознакомление ребенка с живописью будет невозможно без проведения краткого экскурса в основные ее виды и жанры, к которым относятся портрет, пейзаж, натюрморт, интерьер.
Основная цель приобщения детей к искусству – это развитие их эстетического восприятия. У детей возникает интерес и формируется понимание прекрасного, развивается воображение.
Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов в данном случае нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Есть лишь некоторые общие рекомендации, выполнение которых поможет облегчить задачу педагога.
Для занятий с детьми младшего возраста, которые еще только начинают учиться рисовать, лучше всего использовать нетоксичные водорастворимые краски – акварельные и гуашь. Преимущества этих красок очевидны – для работы с ними используется вода, они легко отстирываются от одежды, и, самое главное, не вызывают аллергии и пищевых отравлений.
Психологам и педагогам давно известно, что работа руками и пальцами развивает у детей мелкую моторику, стимулирует активность тех участков головного мозга, которые отвечают за внимание, память, речь. Одним из вариантов такого полезного детского творчества является оригами – создание различных фигурок из бумаги. Для этого нужны лишь бумага и ножницы
Очень важно, чтобы родители осознавали свою роль в формировании эстетических представлений ребенка, стимулировали его познавательную и творческую активность.
Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.
Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.
Скульптура развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. Рекомендуется обращать внимание детей на мелкие детали, важные для понимания сюжета.
Макраме уходит своими корнями в древнейшую историю, в тот период, когда широко использовалась узелковая грамота. Сегодня макраме выполняет декоративную функцию.
Плетение из проволоки стимулирует работу пальцев рук и развивает у ребенка мелкую моторику, которая в свою очередь стимулирует множество процессов в коре головного мозга.
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.